Путешествие в страну Математику

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (899 кБ)


Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. В настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий.
Зачастую в работе с дошкольниками возникает проблема в том, что для проведения занятий не хватает информации и наглядного материала.
НОД с использованием современных образовательных технологий помогает лучше усвоить и закрепить в игровой  форме пройденный материал, развивает познавательные процессы, формирует навыки учебной деятельности, работы в коллективе, в парах. НОД «Путешествие в страну Математику» является  самостоятельной единицей,  сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи,  поставленные  перед всем курсом  «Формирования элементарных математических представлений» у старших дошкольников. Этот материал рекомендуется использовать  для занятий подгруппами (5-6 человек).
Выбранная структура НОД  рациональна для решения поставленных задач. Между всеми этапами существует логический переход. Время, отведенное на все этапы, позволяет сохранить внимание детей на протяжении всего занятия, добиться их заинтересованности и активности.

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста  с использованием информационно – коммуникативных технологий и  современных образовательных технологий (ОТСМ – ТРИЗ).

Задачи:

  • Закреплять в игровой  форме пройденный материал: порядковый и количественный счет, решение арифметических примеров; ориентировку в пространстве и на листе бумаги; знания о геометрических фигурах; дни недели.
  • Продолжать  учить  составлять и решать простые арифметические  задачи.
  • Формировать навыки учебной деятельности, работы в парах и коллективе.
  • Развивать логическое мышление, навыки анализа и синтеза, внимание, память, воображение

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мышь.

Демонстрационный материал: игра «Собери квадрат».

Раздаточный материал:

  • сюжетные картинки для составления задач
  • схемы для решения задач, набор цифр
  • лист бумаги в клетку, карандаши.

Время реализации занятия – 25 минут

Среда – Microsoft XP, редактор – Power Point

Авторский медиапродукт: наглядная презентация  26 слайдов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент:                                                                                                  

Слайды   2,3

(На  экране сюжетная картина, «волшебная страна», звучит приятная музыка)

– Дети, сегодня я хотела позвать вас в волшебную страну.  Но случилось несчастье, прилетел злой Волшебник «Цифромор» и все заколдовал. И никто не знает, как туда попасть, и как называется эта страна. Чтобы  уничтожить  злые чары, нужно выполнить  задания и тогда мы узнаем, как называется эта страна.
Слайд  4
Мы должны взять вот тот конверт, но попасть туда может только робот. Давайте поиграем в игру «робот». Давайте вспомним, как нужно играть.

2. Игра: «Робот»

Цели:

  • Продолжать учить детей с точки зрения другого объекта ориентироваться в пространстве.
  • Закреплять умение детей оптимально планировать действия, самостоятельно находить стратегию поиска объекта.
  • Развивать умения  оценивать свою деятельность и деятельность других детей.
  • Создавать  условия для групповой работы 

Ход:

Команда детей распределяется на роли 1 Робот, 2 Пульт управления, 3 Дети – статисты. Робот – не знает, что надо выполнять, принести; определяет свои возможности (размер шага, будет прыгать или ходить или др.), если команду не может выполнить, подает сигнал  «пи-пи-пи-пи». Пульт управления  определяет, за каким объектом пойдет Робот, оценивает возможности его, планирует и  отдает команды. Обратить внимание на то, что бы,  как можно меньше было команд. Дети статисты – отслеживают правильность выполнения команд, чёткость выполнения, количество команд.
Ну что робот принес нам конверт. Значит, мы правильно выполнили задание, и у нас открылась первая буква. (е)
Давайте посмотрим, что в конверте. В конверте – части квадрата. Нам нужно собрать геометрическую фигуру.
Слайд  5

3. Игра «Собери квадрат»

Цель:  закрепить умение собирать квадрат из частей.

Ход:

Дети собирают квадрат на столе (буква и).
Слайд 6
Геометрические фигуры потерялись, нужно вставить недостающую фигуру.
Слайды 7-9

4. Игра  «Логические таблицы»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, цвете, размере. Развивать логическое мышление.

Ход:

Логические таблицы: в 8 квадратах геометрические фигуры, один пустой. Нужно вставить недостающую фигуру. Дети заполняют три таблицы.
Молодцы, заполнили правильно.
Слайд 10
И  у нас открылась  буква. (к)
Посмотрите, у нас новое задание.
Слайд 11.

5. Составление и решение задач  

Цель: упражнять детей в составлении и решении арифметических задач при помощи схем.

Ход:

Какие  этапы  мы выделяем при работе с задачей? (условие, вопрос, решение, ответ). А сейчас, давайте проверим, правильно ли мы назвали.
Давайте расшифруем нашим гостям, что должно быть в условии задачи (место, какое-то действие, количество объектов, вопрос).
Работа в парах. Дети самостоятельно  составляют и решают задачи по сюжетным картинкам.
Слайды  12-17
Затем дети рассказывают условие задачи, проверяем, правильно ли решили задачи.
Слайд 18
Молодцы, задачи решили правильно, и у нас открылась следующая буква. (а)

6. Физкультминутка

– Хлопните в ладоши  столько раз, сколько хлопну я.
– Наклонитесь вперед  столько раз, сколько я стукну.
– Подпрыгните 4 раза.
– Выполните столько приседаний, сколько на этой на карточке.
Слайд 19
– Ребята, отгадайте загадку. Живут в серьезной книжке

Хитроумные братишки
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры)

– Правильно, это цифры. И у нас следующее задание:
Слайды 20, 21

7. Работа с морфотаблицей

Цель: упражнять в решении примеров на вычитание и сложение.

Ход:

Отправилось число  2  по волшебной дорожке, где жили другие числа.  Если число в домике  в хорошем настроении, число 2  нужно прибавить, в плохом настроении –  число 2 нужно отнять. Проговариваем пример.
Решаем примеры. (м)

8. ТПФ (типовые приемы фантазирования)

Слайд  22

Волшебник Наоборот 

Цель: упражнять в обратном счете до 10

Ход:

Ребята, мы встретили Волшебника Наоборот , нужно выполнить задания. Посчитай до 5, 4, 7 и т.п.  (обратный счет)
Слайд  23

Волшебник Путаница времени

Цель:  закрепить дни недели.

Ход:

Волшебник  Путаница времени    перепутал дни недели.  Какой сегодня день недели? Какой день был вчера? Какой будет завтра? Назови соседей вторника. Предыдущий день перед субботой. Какой день между средой и пятницей. Последующий день  за вторником. Сколько всего дней недели?  Давайте назовем дни недели  по порядку. Сколько рабочих дней в неделе? Назовите их. Сколько выходных? Назовите. Молодцы, все задания волшебников вы выполнили, и у нас открылась еще одна буква (т)
Слайд 24
Мы попали в чудесную страну. Страна эта называется  «Математика».
Слайды  25, 26
Я хочу, дети, подарить вам чудесные ключи, с помощью которых мы всегда можем попасть в страну математику. Но ключи эти «заколдованы»  и  их нужно «расколдовать».

9. Графический диктант

Цель: упражнять в ориентировке на листе бумаги, развивать моторику руки.

Ход:

2 клетки вниз, 2 вправо, 4 вниз, 1 вправо, 1 вверх. 1 вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 2 вправо,2 вверх, 5 клеток влево. Что получилось? Возьмите эти ключи на память, чтобы всегда могли попасть в эту страну.
Слайд 27

10. Рефлексия

– А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Уходим  через пароль: (задание для каждого ребенка)
– В какой стране мы побывали?
– Назови этапы работы с задачей?
– Назови геометрические фигуры.
– Назови дни недели.
– Волшебник Наоборот просит посчитать до  9.
– Назови соседей числа 4.

Приложение 1