Знакомство с семантикой предлогов и их синтаксической ролью

Разделы: Логопедия

Классы: 1, 2

Ключевые слова: семантика и синтаксическая роль, методика работы над предлогами


1. Методика работы над предлогами в начальных классах

Работа над предлогами проводится на каждом году обучения.  В I и II классах основная задача  сводится к развитию у детей умения выделять предлог как слово из потока речи и писать его отдельно от других слов. В III классе предлоги сопоставляются с приставками в целях закрепления навыка раздельного написания предлогов и слитного написания приставок. В IV классе при изучении падежей имен существительных дети узнают, с какими падежами употребляются некоторые из предлогов.

Первоначальное изучение предлогов имеет две основные задачи:

1) формирование навыка правописания предлогов;
2) усвоение детьми роли предлогов в предложении.

В процессе устной речи у нас нет необходимости специально задумываться над звуко-слоговой структурой слов, поскольку все слова усваиваются нами с детства как нечто неделимое. Это можно хорошо представить при восприятии на слух незнакомой нам иностранной речи – она звучит для нас как бы сплошным потоком, и мы не можем уловить границ между отдельными словами. Примерно в таком же положении находится ребенок, начинающий обучаться грамоте.

Обучение письму осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу.

Поэтому овладевающий грамотой ребенок еще до начала записи предложения должен уметь выделить в нем отдельные слова, уловив границы между ними, и определить звуко-слоговой состав каждого слова. Если же такой анализ речевого потока ребенку недоступен, то это приводит к появлению специфических ошибок письма.

Приемам анализа речевого потока детей специально учат в школе в период обучения грамоте. Однако некоторые из них оказываются не в состоянии овладеть этим навыком в отведенные школьной программой сроки. Такие дети нуждаются в дополнительной, однотипной по содержанию, но гораздо более углубленной работе по анализу речевого потока. С такой задачей часто удается справиться самому педагогу при помощи родителей, которые обеспечивают дома необходимое количество тренировочных упражнений. Если  же ребенок и при этих условиях окажется не в состоянии  овладеть анализом речевого потока, то необходима помощь учителя-логопеда.

Учителю необходимо предусмотреть следующие случаи употребления предлогов в письменной речи:

  • предлог употреблен с  существительными, имеющими   конкретное   значение (у дома, в парте, за рекой) и отвлеченное значение (с радостью, без страха, в восторге);
  • предлог входит в предложение с бесприставочным глаголом (жил в клетке, идет в школу, плывет по морю); в предложении имеются глаголы с приставками (вошел во двор, пробежал по улице);
  • графическое начертание  предлога не расходится с произношением  (в лесу, из дерева, с Валей);
  • согласные   звуки   предлога  оглушаются   или     озвончаются (в траве, к другу, с дуба);
  • существительное, стоящее после предлога, начинается с гласной буквы (над окном, с улицы, от Оли, к огороду);
  • согласный звук предлога и согласный, с которого начинается существительное, одинаковы  (с Соней, в воде, к костру).

В методической литературе указан ряд приемов, которые рекомендуется использовать для ознакомления учащихся с предлогом как с отдельным словом:

– подсчет количества слов в предложении с  акцентированием внимания учащихся на предлоге;
– выяснение начальной формы слова, употребленного в предложении с предлогом;
– вставка слова между предлогом и существительным.

2. Работа над правописанием предлогов.

Из школьной практики известно, что учащиеся начальной школы в правописании предлогов допускают ошибки трех видов:

1) слитное написание предлога со следующим за ним словом («кморю». «срадостью»)
2) графическое неправильное написание предлога («ис кувшина», «бес пальто»)
3) пропуск предлога (прыгнул воду», «подошел костру»).

В практике обучения нужно создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились в зрительной памяти детей. С этой целью каждый новый предлог, который встречается в тексте «Азбуки» или в «Прописях», записывается на отдельную карточку и выставляется на наборное полотно.  К концу периода обучения грамоте на наборном полотне окажутся карточки с предлогами у, на, за, в, во, с, со, к, из, под, над, про, до, без, по, для, о, об, около. Это элементарная таблица предлогов. К ней учащиеся обращаются во время выполнения письменных упражнений. Таблица используется и для составления устных предложений с тем или иным предлогом.

Чтобы облегчить первоклассникам запоминание графического образа предлогов, во втором полугодии можно провести классификацию предлогов: предлоги с буквой а, предлоги с буквой о.

О А
о на
об за
во над
до                                                     
со  
про  
под  
около                                    

В III классе в центре внимания – развитие у учащихся умения различать предлоги и приставки. Распознавание осуществляется на основе понимания функции предлога и приставки в языке (предлоги служат для связи слов в предложении, а приставки – для образования слов). Кроме того, для формирования навыка раздельного написания предлога для младших  школьников немаловажно и знание того факта, что предлоги никогда не стоят перед глаголами.

Используются предложения или отдельные словосочетания, в которых предлог и приставка по своему графическому начертанию совпадают (забежал за дом, съехал с горы, нарисовал на окне, поскакал по полю, увидел у дороги и т.п.), и предложения, в которых предлог и приставка разные (например: С улицы доносились голоса).

Для того чтобы учащиеся не писали приставку отдельно от корня, отождествляя ее с предлогом, целесообразно систематически проводить разбор слов по составу.

3. Ознакомление с семантикой предлогов и их синтаксической ролью.

В работе над предлогами учителю следует руководствоваться следующими положениями:

Во-первых, постепенно подвести учащихся к усвоению синтаксической роли предлогов, поскольку синтаксическая функция является для предлогов главной. Важно сформировать у детей правильное представление о предлоге как средстве выражения связи между словами в словосочетании.

Во-вторых, принимая во внимание, что грамматическое значение предлога, так же как и лексическое, проявляется в словосочетании, учащиеся знакомятся с предлогами в составе словосочетаний, выделенных из предложения в процессе его синтаксического разбора.

В третьих, поскольку между предлогом и падежом существует определенная взаимосвязь, в начальных классах  следует постепенно подводить детей к пониманию близости синтаксических функций предлогов и падежных окончаний.

Работа по формированию понятия «предлог» реализуется в процессе изучения тем: «Окончание», «Связь слов  в предложении», «Имя существительное».

Для ознакомления с лексическим значением предлогов достаточно понаблюдать над некоторыми из наиболее распространенных значений предлогов, например, знакомство с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов: в, на, за, у, к, под, над и др. Именно при обозначении положения одного предмета относительно другого ярко проявляется значение предлога.

4. Работа над правильным употреблением предлогов

К моменту поступления в школу в активном словаре детей могут отсутствовать некоторые предлоги, например, над, под, из-за, из-под и др. Ученики могут понимать их пространственное значение, но в устной речи, например сложные предлоги из-за, из-под, заменяются предлогом из («выскочила из пола»). Поэтому и в письменной речи у них возникает смешение предлогов на-над, по-под, из – из-под, из – из-за.

Наиболее часто ученики пропускают предлоги в, на, к и др., предлог из заменяют предлогом с («вернулся с магазина», «приехал с Киева»).

Работая над правильным употреблением предлогов, учитель-логопед должен ставить перед собой следующие основные задачи:

  • сформировать представление о смысловом (семантическом) значении предлогов;
  • сформировать представление о предлоге, как об отдельном слове;
  • сформировать навык правильного употребления той падежной формы имени существительного, которую требует связанный с существительным предлог, т.е. навык предложного управления (грамматическое значение предлога);
  • научить детей правильно произносить предлоги, а затем и правильно писать их.

По мере того, как дети учатся понимать значение предлогов и правильно употреблять их, в задания постепенно включают новый предлог, ранее не изучавшийся.

Включая в перспективный план работу с предлогами, логопед должен учитывать данные, полученные при обследовании детей, и планировать работу только над теми предлогами, которые вызывают затруднения у учащихся данной группы.

Экспресс-диагностика учащихся начальных классов с первичной речевой патологией при исследовании грамматического строя речи.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить слово, которое в нем пропущено».

Предложения Справились с заданием
1 класс 2 класс
Лена наливает чай …. чашки. 50 % 100%
Почки распустились … деревьях. 25% 43%
Птенец выпал … гнезда. 25% 86%
Щенок спрятался … крыльцом. 25% 57%
Пес сидит … конуры. 25% 14%

В книге Л.Н.Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» дается следующая последовательность в работе над предлогами в разделе «Грамматическое оформление предложения и его распространение»:

 НА; В; НА-В; С (СО);ИЗ;С-ИЗ;ПО-К; ЗА – ИЗ-ЗА; НАД – ПОД; ПОД – ИЗ-ПОД.

Значение каждого предлога объясняется отдельно и сопровождается объяснение, а также наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах.

Чтобы выяснить, как ребенок усвоил значения предлогов, ему предлагается выполнить ряд заданий, например: положить книгу на стол, убрать тетради в шкаф и т.д.

В другом варианте упражнений берутся два предмета, например, карандаш и книга: положить карандаш в книгу, под книгу, на книгу, около книги и т. д.

После этого отрабатываются ответы на вопросы с использованием предлогов (беседа по картине): Где кошка, Где щенок? Где лежат игрушки? и т. д.

Можно также использовать упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением Карандаш кладут в коробку. – карандаш берут из коробки; карандаш кладут на коробку – карандаш берут с коробки; карандаш кладут под коробку – берут из-под коробки).

Работа над предлогами. Примерные виды заданий

1. Вставьте в предложения пропущенные слова. Запишите только эти слова.

Поздравляю … Днем рождения! Поступаю…  работу. Я ухаживаю … мамой.
Ждем …  вас письмо. Срочно выехал … вызову. Буду там … субботы.

2. Графический диктант.

Птица жила у нас в комнате в клетке.                  _ _ V _ V_ V _.

Ласточки с юга вернулись  на север. В углу за шкафом жил щенок. Пчелы летают с яблони на яблоню. В селе за рекою потух огонек. У входа в дом стоял сторож с фонарем. В лесу под деревьями еще лежит снег. Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.

3. Выполни работу по образцу.

ПОДУМАЙ ДОКАЖИ НАПИШИ
(в) воде в прозрачной воде в  воде
(через) трещину    
(на) небе    
(к) лесу    
(по) ступенькам    

4. Физминутка

Игра «Наоборот».Назовите противоположный предлог.

В школу – из школы, перед уроком – , до города – , к двери – , перед воротами – , под диваном – , перед боем – , перед машиной – , к дому – .

5. Спиши, вставляя противоположные по значению предлоги.

Образец: писать без ошибок – писать с ошибками.

Лететь под мостом – пролететь … мостом.
Войти в дом – выйти … дома.
Доехать до города – отъехать … станции.

6. Прослушайте стихотворение. Запомните и повторите все предлоги.

Облетели листья с клена,                           На дорожке у балкона.
Клен от холода дрожит.                              Золотой ковер лежит.

7. Прочитай, вставляя нужные предлоги.

Дошел _____школы. Нашел____ лесу. Остановился____дома. Летали______водой. Вышел____театра. Подошел____озеру. Упал____дерева.

8. Вставь подходящий предлог.

В – НА

Работать … школе, … музее, … почте, … библиотеке, … фабрике. … заводе,   магазине,   театре,   стройке.

ИЗ – С (СО)

Упал … дерева, … дупла, … кармана, … ветки, … гнезда, … окна, … крыши, … стола, … крыльца, … стула, … ступеньки.

9. Подбери все возможные предлоги. Запиши предложения, выдели окончания.

Папа спешит …(работа).
Машина остановилась …(школа).
Карандаш лежит …(стол).

10. Составь и запиши словосочетания.

Зашел (за кем?), прочитал (где?), пришел (откуда?). пошел (куда?), дошел (до чего?), скатился (откуда?), сделал (из чего?), записал (где?).

11. Исправь ошибки и запиши предложения.

Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепешки.
Овечки в речке, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет.

12.Вставь нужные предлоги.

Как  ____  воду глядел.
Глаза ____ лоб лезут.
За словом ____ карман не лезет.
Зуб ____ зуб не попадет.
Как снег ____ голову.
Друзья познаются ____ беде.
____ безрыбье и рак рыба.
Сорока ____ хвосте принесла.

13. Из данных слов составьте предложения. Назовите предлоги.

Листья, облетели, деревьев, с.
В, замерзла, речке, вода.
Дети, букеты, из, делают, листьев.
Синичка, людям, к, прилетела.
Дрожат, зверюшки, холода, от.

14. Прочитай предложения, найди ошибки в употреблении предлогов.

Отметь в таблице «+» под номером правильного предложения, «–» под номером неправильного предложения.

1) На стене висит портрет.
2) Суп варят на кастрюле.
3) Сорока сидит в дереве.
4) Мальчик стоит в мосту.
5) Дети сидят на берегу.
6) Солнце поднялось под полем.
7) Месяц встает над лесом.
8) Заяц сидел над сосной.
9) Тапочки стоят под скамейкой.
10) Люстра висит под столом.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   

Литература:

  1. М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н.Светловская. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М, Просвещение,1987
  2. А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок.М, Аркти,2007
  3. Л.Г.Парамонова. Упражнения для развития письма. Дельта. Санкт-Петербург, 2001
  4. Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.. М, «Просвещение», 1991
  5. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.М, Владос, 2001
  6. Л.М.Козырева. Тетрадь для логопедических занятий. Как образуются слова. Ярославль,2001

Приложение 1