Тема: "Слагаемые успеха в бизнесе"

Разделы: Экономика


 «Бизнес – это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к  насилию».

М.Амстердам

Цели:

  • познакомить с источниками финансирования и их видами для развития бизнеса;
  • дать понятие менеджер, маркетинг;
  • показать роль, основные принципы менеджмента и маркетинга в предпринимательской деятельности.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель называет тему и ставит задачи (проблемы) перед учениками.

– Сегодня на уроке мы попробуем решить несколько задач:

  •  Как открыть свое дело?
  •  Где взять деньги для развития бизнеса, т.е. каковы источники финансирования?
  •  Как их рационально использовать?
  •  Кто этим занимается, кто следит за производством товара и его качеством?
  •  Какова сущность маркетинга и его принципы?

II. Проверка домашнего задания

– Дома вы познакомились с вопросом – как стать предпринимателем. Представим себе ситуацию, что вы решили открыть свое дело, создать свое охранное агентство. Составьте памятку  для «начинающего предпринимателя».
– Какие документы необходимо собрать?
– Где пройти регистрацию?

Для работы класс делится на 4 группы:

  • 1 гр. рассказывает об этапах, через которые пройдет предприниматель;
  • 2 гр. – об оформлении документов;
  • 3 гр. – о государственной регистрации;
  • 4 гр. – юристы консультанты помогают в решении трудных вопросов.

(Рассказ учащихся с использованием слайдов Презентации)

Этапы на пути к предпринимательской деятельности:

I этап.

– Обоснование предпринимательских идей (т.е. интерес и мотивы деятельности)
– Определение состава учредителей
– Выбор организационно-правовой формы
– Разработка наименования (ЧОП «Барс»)
– Проверка на неповторимость, оригинальность наименования (ст. 54 ГК РФ).

–  Спасибо 1 группе за разъяснение I этапа. Специалисты-консультанты, на что еще необходимо обратить внимание?
– На правила о составе и количестве учредителей, а также об ограничениях – что государственные служащие не могут быть учредителями.
– Следующий II этап, по которому двигается предприниматель,  рассказывает 2 группа, с опорой на презентацию об оформлении учредительных документов (если сомневаетесь, лучше посоветоваться со специалистами).

Необходимые документы:

Устав (или для товарищества– учредительный договор)
– Специалисты, есть дополнения, советы, рекомендации?
Есть:
–  Образцы необходимых документов найдите в юридических справочниках, что облегчит оформление документов, и еще договор обязательно подписывается физическими и юридическими лицами.

– Переходим к III этапу о государственной регистрации.

3-я группа рассказывает о регистрации в налоговой службе РФ.

Для регистрации необходимы следующие документы:

  • Заявление (по утвержденной форме)
  • Решение (о создании юридического лица) или протокол собрания учредителей
  • Документы (подлинники или нотариально заверенные копии) юридического лица
  • Документ об уплате государственной пошлины

– Через несколько дней (не более 5) данные о предпринимателе или юридическом лице вносятся в реестры, и выдается свидетельство о регистрации.
– Специалисты – консультанты подскажите, могут ли отказать в регистрации?
– Да, если нарушен порядок образования  или не соответствуют документы закону.
– И еще индивидуальные предприниматели проходят регистрацию по месту жительства.
– Но это еще не все (консультанты)
– Необходимо изготовить печать, эскиз, внести в реестр, и можно открыть расчетный счет в банке.
– Необходимо встать на учет в пенсионный фонд  занятости, социального и медицинского страхования.
– Для отдельных видов предпринимательства необходима лицензия.
– Без регистрации осуществление деятельности является правонарушением и влечет за собой административную или уголовную ответственность.

III. Изучение нового материала

1. Источники финансирования бизнеса

– Давайте рассуждать. Дело свое открыли, но откуда взять деньги для развития своего бизнеса, помня о том, что доходы должны превышать расходы.
– Ребята предлагают взять в банке кредит – это 1 источник.
– Верно, откройте стр. 69, учебника Боголюбова, и выпишите определение – банковский кредит и составьте логические схемы.

  • виды кредитов
  • цели кредита
  • средства в качестве гарантии возраста
  • где можно взять деньги?
  • от прибыли фирмы – это 2 источник

(Учитель добавляет) – их использование носит название самофинансирование или  финансирование за счет средств. Этот вид источника называется внутренним.

img1.gif (1580 bytes)

               – прибыль фирмы
               – амортизация отчисления
               – банковский кредит
               – средства финансовых учреждений

– Рассмотрим примеры на стр. 68 учебника Боголюбова.
– Для аргументации ответа используйте материалы СМИ.
– Еще необходимо узнать, что во всех развитых странах государство оказывает поддержку малому бизнесу:

  • представляя налоговые льготы
  • помогая получать средства для финансирования через фонды поддержки – это 3 источник финансирования, а 4 источник – найти партнеров.

2. Менеджмент и его принципы.

– Нелегко найти деньги для финансирования, но еще труднее их рационально использовать.
– Узнаем, кто этим занимается;
– кто следит за производством и его качеством;
– кто отвечает за успешную работу?
Ответить на эти вопросы поможет 1 группа ребят (опережающее задание)

3. Основы маркетинга.

2 группа ребят готовит ответы на вопросы.

– Если налажено производство, выпускается качественный товар:

  • где и как продать товар
  • нужен ли он потребителю
  • какую цену назначить?

Рассказ по схеме 1 группы, с введением новых понятий и объяснений.

– Организовывать работу предприятия будет менеджер* – специалист по управлению производством, наемный управляющий.
Должность менеджера различается:

  • Высший менеджер – генеральный директор, президент или председатель правления.
  • Менеджер низшего звена – заместитель директора (по производству, финансам, снабжению).
  • Менеджер низшего звена – начальник участка.

– Зная, кто управляет, выяснили, что такое  менеджмент– это деятельность по организации и координации работы предприятия, узнаем функции менеджмента.

Рассмотрим их кратко

– Организация – значит распределение работы среди людей
– Планирование – постановка целей и определение путей достижения

– Руководство – создание у людей заинтересованности в труде (т.е. мотивация: высокая зарплата, карьерный рост, хорошие условия)
– Контроль – проверка деятельности фирмы.

Учитель:  Предположим, что на фирме налажено производство и для ответов на вопросы: где и как продать товар, по какой цене, нужен ли он потребителю, поможет маркетинг (рассказывает 2 группа)

Маркетинг – 1) это наука для сохранения равновесия между спросом и предложением; 2) это деятельность для формирования и удовлетворения потребностей человека.

 – Как вы думаете, какова цель маркетинга?

  • Цель маркетинга – приспособить производство к требованиям рынка
  • Формула – производить то, что можно продать, а не пытаться продать то, что  можно произвести.
  • Принципы маркетинга:

а) изучение рынка:

– какой товар производить;
– нужен ли он;
– по какой цене продать,
т. е. сбор информации

б) сегментация рынка – разделение рынка на отдельные части
в) проникновение на рынок и разработка стратегии сбыта (принцип «четыре пи»)

Комментирование  учителя, чтобы  учащиеся записали  основные методы  установления цен

– продукт;
– цена;
– распространение;
– стимулирование.

IV. Закрепление изученного материала

1. Верно ли суждение о менеджменте?

А) Менеджмент – это координация усилий людей  для достижения определенных целей.

Б) Менеджмент предприятия – умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей.

а) верно только А;
б) верно только Б;
в)верны оба суждения;
г) оба суждения не верны.

2. Верно ли суждение?

А) Циклический процесс, состоящий их конкретных видов управленческих работ, называется функциями управления.

Б) Планирование – процесс подготовки на перспективу решений о том, что должно было сделано, как и когда.

а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения не верны.

V. Подведение итогов

VI. Домашнее задание:  п. 6, записи учить, стр.78, задания №2,