«Бизнес – это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию».
М.Амстердам
Цели:
- познакомить с источниками финансирования и их видами для развития бизнеса;
- дать понятие менеджер, маркетинг;
- показать роль, основные принципы менеджмента и маркетинга в предпринимательской деятельности.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель называет тему и ставит задачи (проблемы) перед учениками.
– Сегодня на уроке мы попробуем решить несколько задач:
- Как открыть свое дело?
- Где взять деньги для развития бизнеса, т.е. каковы источники финансирования?
- Как их рационально использовать?
- Кто этим занимается, кто следит за производством товара и его качеством?
- Какова сущность маркетинга и его принципы?
II. Проверка домашнего задания
– Дома вы познакомились с вопросом – как стать
предпринимателем. Представим себе ситуацию, что
вы решили открыть свое дело, создать свое
охранное агентство. Составьте памятку для
«начинающего предпринимателя».
– Какие документы необходимо собрать?
– Где пройти регистрацию?
Для работы класс делится на 4 группы:
- 1 гр. рассказывает об этапах, через которые пройдет предприниматель;
- 2 гр. – об оформлении документов;
- 3 гр. – о государственной регистрации;
- 4 гр. – юристы консультанты помогают в решении трудных вопросов.
(Рассказ учащихся с использованием слайдов Презентации)
Этапы на пути к предпринимательской деятельности:
I этап.
– Обоснование предпринимательских идей (т.е.
интерес и мотивы деятельности)
– Определение состава учредителей
– Выбор организационно-правовой формы
– Разработка наименования (ЧОП «Барс»)
– Проверка на неповторимость, оригинальность
наименования (ст. 54 ГК РФ).
– Спасибо 1 группе за разъяснение I
этапа. Специалисты-консультанты, на что еще
необходимо обратить внимание?
– На правила о составе и количестве учредителей,
а также об ограничениях – что государственные
служащие не могут быть учредителями.
– Следующий II этап, по которому двигается
предприниматель, рассказывает 2 группа,
с опорой на презентацию об оформлении
учредительных документов (если сомневаетесь,
лучше посоветоваться со специалистами).
Необходимые документы:
Устав (или для товарищества–
учредительный договор)
– Специалисты, есть дополнения, советы,
рекомендации?
Есть:
– Образцы необходимых документов найдите в
юридических справочниках, что облегчит
оформление документов, и еще договор обязательно
подписывается физическими и юридическими
лицами.
– Переходим к III этапу о государственной регистрации.
3-я группа рассказывает о регистрации в налоговой службе РФ.
Для регистрации необходимы следующие документы:
- Заявление (по утвержденной форме)
- Решение (о создании юридического лица) или протокол собрания учредителей
- Документы (подлинники или нотариально заверенные копии) юридического лица
- Документ об уплате государственной пошлины
– Через несколько дней (не более 5) данные о
предпринимателе или юридическом лице вносятся в
реестры, и выдается свидетельство о
регистрации.
– Специалисты – консультанты подскажите, могут
ли отказать в регистрации?
– Да, если нарушен порядок образования или не
соответствуют документы закону.
– И еще индивидуальные предприниматели проходят
регистрацию по месту жительства.
– Но это еще не все (консультанты)
– Необходимо изготовить печать, эскиз,
внести в реестр, и можно открыть расчетный счет в
банке.
– Необходимо встать на учет в пенсионный фонд
занятости, социального и медицинского
страхования.
– Для отдельных видов предпринимательства
необходима лицензия.
– Без регистрации осуществление деятельности
является правонарушением и влечет за собой
административную или уголовную ответственность.
III. Изучение нового материала
1. Источники финансирования бизнеса
– Давайте рассуждать. Дело свое открыли, но
откуда взять деньги для развития своего бизнеса,
помня о том, что доходы должны превышать расходы.
– Ребята предлагают взять в банке кредит – это
1 источник.
– Верно, откройте стр. 69, учебника Боголюбова, и
выпишите определение – банковский кредит и
составьте логические схемы.
- виды кредитов
- цели кредита
- средства в качестве гарантии возраста
- где можно взять деньги?
- от прибыли фирмы – это 2 источник
(Учитель добавляет) – их использование носит название самофинансирование или финансирование за счет средств. Этот вид источника называется внутренним.
–
прибыль фирмы – амортизация отчисления |
–
банковский кредит – средства финансовых учреждений |
– Рассмотрим примеры на стр. 68 учебника
Боголюбова.
– Для аргументации ответа используйте материалы
СМИ.
– Еще необходимо узнать, что во всех развитых
странах государство оказывает поддержку малому
бизнесу:
- представляя налоговые льготы
- помогая получать средства для финансирования через фонды поддержки – это 3 источник финансирования, а 4 источник – найти партнеров.
2. Менеджмент и его принципы.
– Нелегко найти деньги для финансирования, но
еще труднее их рационально использовать.
– Узнаем, кто этим занимается;
– кто следит за производством и его качеством;
– кто отвечает за успешную работу?
Ответить на эти вопросы поможет 1 группа ребят
(опережающее задание)
3. Основы маркетинга.
2 группа ребят готовит ответы на вопросы.
– Если налажено производство, выпускается качественный товар:
- где и как продать товар
- нужен ли он потребителю
- какую цену назначить?
Рассказ по схеме 1 группы, с введением новых понятий и объяснений.
– Организовывать работу предприятия будет менеджер*
– специалист по управлению производством,
наемный управляющий.
Должность менеджера различается:
- Высший менеджер – генеральный директор, президент или председатель правления.
- Менеджер низшего звена – заместитель директора (по производству, финансам, снабжению).
- Менеджер низшего звена – начальник участка.
– Зная, кто управляет, выяснили, что такое менеджмент– это деятельность по организации и координации работы предприятия, узнаем функции менеджмента.
Рассмотрим их кратко
– Организация – значит распределение работы
среди людей
– Планирование – постановка целей и определение
путей достижения
– Руководство – создание у людей
заинтересованности в труде (т.е. мотивация:
высокая зарплата, карьерный рост, хорошие
условия)
– Контроль – проверка деятельности фирмы.
Учитель: Предположим, что на фирме налажено производство и для ответов на вопросы: где и как продать товар, по какой цене, нужен ли он потребителю, поможет маркетинг (рассказывает 2 группа)
Маркетинг – 1) это наука для сохранения равновесия между спросом и предложением; 2) это деятельность для формирования и удовлетворения потребностей человека.
– Как вы думаете, какова цель маркетинга?
- Цель маркетинга – приспособить производство к требованиям рынка
- Формула – производить то, что можно продать, а не пытаться продать то, что можно произвести.
- Принципы маркетинга:
а) изучение рынка:
– какой товар производить;
– нужен ли он;
– по какой цене продать,
т. е. сбор информации
б) сегментация рынка – разделение рынка на
отдельные части
в) проникновение на рынок и разработка стратегии
сбыта (принцип «четыре пи»)
Комментирование учителя, чтобы учащиеся записали основные методы установления цен
– продукт;
– цена;
– распространение;
– стимулирование.
IV. Закрепление изученного материала
1. Верно ли суждение о менеджменте?
А) Менеджмент – это координация усилий людей для достижения определенных целей.
Б) Менеджмент предприятия – умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в)верны оба суждения;
г) оба суждения не верны.
2. Верно ли суждение?
А) Циклический процесс, состоящий их конкретных видов управленческих работ, называется функциями управления.
Б) Планирование – процесс подготовки на перспективу решений о том, что должно было сделано, как и когда.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верны оба суждения;
г) оба суждения не верны.
V. Подведение итогов
VI. Домашнее задание: п. 6, записи учить, стр.78, задания №2,