Цели:
- Образовательные:
- познакомить учащихся с тундрой, как природной зоной;
- подвести через проблемный диалог к тому, что эта зона расположена южнее Арктики.
- Личностные (практико-ориентированные):
- отработать алгоритм расположения тундры;
- закрепить знания о тундре в сравнении с другой зоной;
- стимулировать самостоятельное обобщение материала.
- Воспитательные: воспитывать интерес к предмету через ситуации успеха и взаимодоверия.
- Здоровьесберегающие: рационально организовать процесс обучения, создавать эмоционально-положительный комфортю
Планируемые результаты:
- Личностные УУД:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие правила поведения при сотрудничестве( этические нормы);
- организовать и упорядочить знания;
- принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;
- отстаивать свои права.
- Метапредметные:
- регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
- коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
- учиться работать в группе, брать на себя ответственность.
- познавательные УДД:
- перерабатывать полученную информацию
- преобразовывать информацию из одной формы в другую
- регулятивные УУД:
- Предметные УУД:
- получить представление о природной зоне тундры;
- познакомиться с климатическими условиями зоны;
- узнать особенности растительного и животного мира тундры;
- познакомиться с экологическими проблемами зоны тундры;
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения: работа в группах
Оборудование:
- карта природных зон России;
- жетоны для групп
- Презентация «Зона тундры»
- учебники
- блокноты для групп
Основные этапы урока:
- Организационная деятельность.
- Сообщение темы и целей (определяют дети).
- Проверка знаний(цифровой диктант по зоне «Арктика».
- Работа по группам с использованием блокнотов.
- Физминутка.
- Закрепление.
- Итоги работы в группах. Рефлексия .
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Слово учителя.
Приятна встреча с вами, друзья!
Ваши ответы с удовольствием слушаю я!
Мы сегодня будем наблюдать
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы хорошо прошел урок
Активно в работу включайся, дружок! (Слайд 1)
Новая природная зона встречает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
Но чтобы тему урока узнать
Кроссворд необходимо разгадать! (Слайд 2)
(домашнее задание)
Вопросы к кроссворду: (Слайд 3)
- Короткое название ледяной зоны.
- Птица с необычайно красным клювом.
- Название острова, где расположен заповедник.
- Арктика – царство снега и льда.
- Растения, живущие в толще воды.
- Вид рыбы, обитающей в северных морях.
(Ключевое слово – тундра)
Ответы: (Слайд 4)
2. Проверка знаний (Цифровой диктант)
(Ставим плюсы если согласны и минусы, если нет)
Вопросы:
1. Природная зона арктических пустынь
расположена на островах Тихого океана? (–)
2. Территория Арктики не имеет коренного
населения? (+)
3. В Арктике для растений суровые условия? (+)
4. В ледниковой зоне растут береза, черемуха, липа,
дуб? (–)
5. В Арктике обитают белые медведи, моржи и тюлени?
(+)
6. В Арктике заповедник на острове Врангеля? (+)
7. Большое скопление птиц называют птичий рынок?
(–)
Ответы (на доске): – + + – + + – (Слайд 6)
3. Целеполагание
– Что вы хотите узнать о новой зоне? (Ответы
детей)
– Местонахождение
– Погодные условия
– Растительный мир
– Животный мир
– Экологическая обстановка
4. Новая тема
– Чтобы изучить зону тундры и ответить на все вопросы, соберем экспедицию. Цель нашей экспедиции – зона тундры. (Слайд 7) Сопровождать нас будут географы, ботаники, зоологи, экологи.
Формируются группы, которые рассаживаются за столы. Дети рассаживаются по группам под музыку «Увезу тебя я в тундру». Группы распределятся по оленьим упряжкам. Одевают теплые: шапки, шубы, валенки.
– Из песни видно расположение тундры (На краю земли)
Показываю, где расположена зона тундры.
(Слайд 8)
Группам раздаются блокноты для помощи. (Слайд
9)
Блокнот для географов:
А) карточка «Помогайка» с вопросами:
1) Где протянулась зона тундры?
2) Назови форму земной поверхности, занимаемой
тундрой (равнина, горы, возвышенность)
3) Климатические условия (зима, лето, их
продолжительность, температура, осадки, ветры)
4) Почему в тундре много болот?
Б) Учебник «Окружающий мир» О.Н.Федотовой
В) Предметные картинки.
Блокнот для ботаников:
А) Гербарий
Б) Карточки с изображением растений
В) Карточка «Помогайка» с вопросами:
1) Какие растения растут в тундре?
2) Как растения приспособились к жизни? (Рассказать о стеблях, корнях, листьях на примере лишайника, одного травянистого растения, дерева)
Г) Учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотовой
Блокнот для зоологов:
А) Карточка с изображением зверей и птиц;
Б) Карточка «Помогайка» с вопросами:
1) Какие животные и птицы обитают?
2) Как приспособились они к жизни?
В) Предметные картинки:
- Птицы (нехищные) чем питаются, оперение, окрас.
- Травоядные животные: (чем питаются, мех, окраска)
- Хищные птицы (кем питаются, оперение, окраска)
- Хищные животные (кем питаются, мех, окраска )
Г)Учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотовой
Блокнот для экологов:
А) карточка «Помогайка» с вопросами :
1) Основные занятия населения тундры ?
2) Экологические проблемы, связанные с жизнью населения?
3) Охрана природы (заповедник, птицы и звери в Красной книге)
Б)Учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотовой
В) Иллюстрации, связанные с нарушениями экологии
тундры
Дети готовятся, материал обсуждается в группах. Учитель консультирует.
5. Физминутка
6. Анализ работы в группах
– Вернулись из экспедиции. Сняли шапки, валенки, шубы и попали на конференцию. (Звучит песня «Увезу тебя я в тундру»). Прослушаем сообщения, которые вы приготовили.
Коллективное обсуждение изученного
материала. Заслушиваются выступления
представителей от каждой группы. Члены группы
помогают выступающему . Оценивается работа групп
и заносятся итоги на доску (выставляются оценки
за работу).
Во время выступлений демонстрируются слайды
10-14.
7. Подведение итогов (рефлексия)
Выявляются победители экспедиции. (Слайд 15)
8. Обратная связь
А) Вставить слова в текст, который на слайде 16.
– Природные условия менее суровы, чем в …
– В тундре много мхов и …
– Растения тундры … роста, и стелются по …
– В тундре летом много комаров и мошек, поэтому
сюда прилетают …
– А вот постоянно живут в тундре белая … и
полярная …
– Самым главным животным в тундре является
северный …
– Понравилось вам путешествовать по тундре?
Урок считаете для себя удачным?
– Что было трудным? (Слайд 17)
Дети сигналами показывают свое отношение к уроку.
– Молодцы!
Б) Работа в парах. Составим цепи питания для животных тундры.
9. Домашнее задание
– Рисунки на тему «Тундра»
– Учебник стр.74-79, ответить на вопросы. (Слайд 18)