Урок окружающего мира по теме "Природная зона тундра"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с тундрой, как природной зоной;
    • подвести через проблемный диалог к тому, что эта зона расположена южнее Арктики.
  • Личностные (практико-ориентированные):
    • отработать алгоритм расположения тундры;
    • закрепить знания о тундре в сравнении с другой зоной;
    • стимулировать самостоятельное обобщение материала.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к предмету через ситуации успеха и взаимодоверия.
  • Здоровьесберегающие: рационально организовать процесс обучения, создавать эмоционально-положительный комфортю

Планируемые результаты:

  • Личностные УУД:
    • определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие правила поведения при сотрудничестве( этические нормы);
    • организовать и упорядочить знания;
    • принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;
    • отстаивать свои права.
  • Метапредметные:
    • регулятивные УУД:
      • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
      • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке
    • коммуникативные УУД:
      • слушать и понимать речь других;
      • совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
      • учиться работать в группе, брать на себя ответственность.
    • познавательные УДД:
      • перерабатывать полученную информацию
      • преобразовывать информацию из одной формы в другую
  • Предметные УУД:
    • получить представление о природной зоне тундры;
    • познакомиться с климатическими условиями зоны;
    • узнать особенности растительного и животного мира тундры;
    • познакомиться с экологическими проблемами зоны тундры;

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения: работа в группах

Оборудование:

Основные этапы урока:

  1. Организационная деятельность.
  2. Сообщение темы и целей (определяют дети).
  3. Проверка знаний(цифровой диктант по зоне «Арктика».
  4. Работа по группам с использованием блокнотов.
  5. Физминутка.
  6. Закрепление.
  7. Итоги работы в группах. Рефлексия .
  8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

Слово учителя.

Приятна встреча с вами, друзья!
Ваши ответы с удовольствием слушаю я!
Мы сегодня будем наблюдать
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы хорошо прошел урок
Активно в работу включайся, дружок! (Слайд 1)
Новая природная зона встречает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
Но чтобы тему урока узнать
Кроссворд необходимо разгадать! (Слайд 2)
(домашнее задание)

Вопросы к кроссворду: (Слайд 3)

  1. Короткое название ледяной зоны.
  2. Птица с необычайно красным клювом.
  3. Название острова, где расположен заповедник.
  4. Арктика – царство снега и льда.
  5. Растения, живущие в толще воды.
  6. Вид рыбы, обитающей в северных морях.

(Ключевое слово – тундра)

Ответы: (Слайд 4)

2. Проверка знаний (Цифровой диктант)

(Ставим плюсы если согласны и минусы, если нет)

Вопросы:

1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана? (–)
2. Территория Арктики не имеет коренного населения? (+)
3. В Арктике для растений суровые условия? (+)
4. В ледниковой зоне растут береза, черемуха, липа, дуб? (–)
5. В Арктике обитают белые медведи, моржи и тюлени? (+)
6. В Арктике заповедник на острове Врангеля? (+)
7. Большое скопление птиц называют птичий рынок? (–)

Ответы (на доске): – + + – + + – (Слайд 6)

3. Целеполагание

– Что вы хотите узнать о новой зоне? (Ответы детей)
– Местонахождение
– Погодные условия
– Растительный мир
– Животный мир
– Экологическая обстановка

4. Новая тема

– Чтобы изучить зону тундры и ответить на все вопросы, соберем экспедицию. Цель нашей экспедиции – зона тундры. (Слайд 7) Сопровождать нас будут географы, ботаники, зоологи, экологи.

Формируются группы, которые рассаживаются за столы. Дети рассаживаются по группам под музыку «Увезу тебя я в тундру». Группы распределятся по оленьим упряжкам. Одевают теплые: шапки, шубы, валенки.

– Из песни видно расположение тундры (На краю земли)

Показываю, где расположена зона тундры. (Слайд 8)
Группам раздаются блокноты для помощи. (Слайд 9)

Блокнот для географов:

А) карточка «Помогайка» с вопросами:

1) Где протянулась зона тундры?
2) Назови форму земной поверхности, занимаемой тундрой (равнина, горы, возвышенность)
3) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры)
4) Почему в тундре много болот?

Б) Учебник «Окружающий мир» О.Н.Федотовой
В) Предметные картинки.

Блокнот для ботаников:

А) Гербарий
Б) Карточки с изображением растений
В) Карточка «Помогайка» с вопросами:

1) Какие растения растут в тундре?
2) Как растения приспособились к жизни? (Рассказать о стеблях, корнях, листьях на примере лишайника, одного травянистого растения, дерева)

Г) Учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотовой

Блокнот для зоологов:

А) Карточка с изображением зверей и птиц;
Б) Карточка «Помогайка» с вопросами:

1) Какие животные и птицы обитают?
2) Как приспособились они к жизни?

В) Предметные картинки:

  • Птицы (нехищные) чем питаются, оперение, окрас.
  • Травоядные животные: (чем питаются, мех, окраска)
  • Хищные птицы (кем питаются, оперение, окраска)
  • Хищные животные (кем питаются, мех, окраска )

Г)Учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотовой

Блокнот для экологов:

А) карточка «Помогайка» с вопросами :

1) Основные занятия населения тундры ?
2) Экологические проблемы, связанные с жизнью населения?
3) Охрана природы (заповедник, птицы и звери в Красной книге)

Б)Учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотовой
В) Иллюстрации, связанные с нарушениями экологии тундры

Дети готовятся, материал обсуждается в группах. Учитель консультирует.

5. Физминутка

6. Анализ работы в группах

– Вернулись из экспедиции. Сняли шапки, валенки, шубы и попали на конференцию. (Звучит песня «Увезу тебя я в тундру»). Прослушаем сообщения, которые вы приготовили.

Коллективное обсуждение изученного материала. Заслушиваются выступления представителей от каждой группы. Члены группы помогают выступающему . Оценивается работа групп и заносятся итоги на доску (выставляются оценки за работу).
Во время выступлений демонстрируются слайды 10-14.

7. Подведение итогов (рефлексия)

Выявляются победители экспедиции. (Слайд 15)

8. Обратная связь

А) Вставить слова в текст, который на слайде 16.

– Природные условия менее суровы, чем в …
– В тундре много мхов и …
– Растения тундры … роста, и стелются по …
– В тундре летом много комаров и мошек, поэтому сюда прилетают …
– А вот постоянно живут в тундре белая … и полярная …
– Самым главным животным в тундре является северный …

– Понравилось вам путешествовать по тундре? Урок считаете для себя удачным?
– Что было трудным? (Слайд 17)

Дети сигналами показывают свое отношение к уроку.

– Молодцы!

Б) Работа в парах. Составим цепи питания для животных тундры.

9. Домашнее задание

– Рисунки на тему «Тундра»
– Учебник стр.74-79, ответить на вопросы. (Слайд 18)