Урок окружающего мира "Вода и ее охрана". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • выявить экологические проблемы воды и найти пути их решения;
  • вспомнить экологические правила охраны воды и уметь применять их на практике.

Задачи урока:

  • обобщить знания учащихся о том, как человек влияет на природу, к чему приводит неразумное использование природных богатств;
  • развивать умение размышлять, делать выводы, умение работать в группе;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать сплочённость, организованность, аккуратность.

Оборудование: глобус, трехлитровая банка, стакан, карточки, фломастеры, макет реки с мусором, цветочки, мультимедийное оборудование, презентация (Приложение 1)

ХОД УРОКА

Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Посмотрите на меня, подарите улыбку мне. Спасибо! Итак, урок окружающего мира.

II. Введение в тему

Звучит музыка – журчание воды. Приложение 2. Слайд 2.

– Посмотрите на экран. Что вы видите? (Это планета Земля) Какая она? (Голубая планета) Почему? (Большая часть планеты занята водой)
– Действительно, вода занимает 3/4 части от всей площади планеты.
– Для чего человеку нужна вода?
– Воду человек использует в быту, в промышленности, сельском хозяйстве, на гидроэлектростанциях. Слайд 3.
– Знаете ли вы, сколько времени может человек прожить без воды? Слайд 4.
– Всю ли воду может использовать человек? Почему не всю? А много ли пресной воды на Земле? (3%) Если представить себе, что вся вода планеты уместилась бы в трехлитровой банке, то пресной набралось бы всего полстакана. Поэтому говорят, что воды на земле одновременно много и мало. Слово «вода» равнозначно слову «жизнь». Слайд 5.
– Мы каждый день используем и даже не задумаемся, а сколько воды использует человек в сутки? Я нашла вот такие данные. Прочитайте.

Мытье рук – 6-8 литров; чистка зубов – 6-8 литров; принятие душа – 15-20 литров в минуту; стирка – 130-150 литров за один раз; принятие ванны – 150 литров. Слайд 6.

– Ребята, что скажете? Какой вывод можно сделать? (Воду нужно беречь)
– В каком водоеме находятся большие запасы пресной воды? (В оз. Байкал) Слайд 7.
– Я предлагаю найти озеро на глобусе. (Учитель открывает глобус) Почему мы не можем этого сделать? Ребята, что же случилось с нашей планетой?

III. Сообщение темы урока

– О чем пойдет речь на уроке?
– Сегодня мы поговорим о проблеме, которая актуальна в наши дни, об охране воды. Какая наука занимается охраной окружающей среды? (Экология) А как называют ученых? (Экологи) Я предлагаю сегодня на уроке вам побывать в роли экологов. Слайд 8.

IV. Работа над темой урока

– Ребята, перед вами колбы с водой. Исследуйте воду и запишите ваши ответы на листочке.

Исследуйте воду из реки Селенга и определите:
Цвет: __________________________________________________________
Прозрачность: ___________________________________________________
Наличие осадка: _________________________________________________
Выберите и подчеркните верное утверждение:
«вода чистая, пригодна для питья»
«вода загрязнена, не пригодна для питья»
Объясните причину загрязнения воды ________________________________________________________________

 

Исследуйте талую воду (снеговую) и определите:
Цвет: __________________________________________________________
Прозрачность: ___________________________________________________
Наличие осадка: _________________________________________________
Выберите и подчеркните верное утверждение:
«вода чистая, пригодна для питья»,
«вода загрязнена, не пригодна для питья»
Объясните причину загрязнения воды ________________________________________________________________

Работа в группах:

1 и 3 группы исследуют воду из реки Селенга;
2 и 4 группы исследуют талую воду.

Проверка.

– Что же является причиной загрязнения воды?

– Действительно, сброс мусора в реки и озера, слив сточных вод с заводов и фабрик, выброс нефти и горюче-смазочных материалов и многое другое приводит к загрязнению воды. Тепловое загрязнение – заводы сливают теплую воду в водоемы. В теплой воде мало кислорода и это приводит к гибели животных водоема. Загрязнение ядохимикатами – сельское хозяйство, промышленность. Самое опасное – нефтяное загрязнение – тонкий слой нефти (тоньше волоса) не пропускает свет в водоем, что приводит к гибели живых организмов. Слайд 9.
– Ребята, а не это ли является причиной того, что наша планета Земля имеет такой вид? А что же делать? (Очистить реки и озера)
– Я предлагаю начать с малого. Какая река протекает на территории вашего села?

Учитель читает стихотворение

Речушка вдоль околицы текла
Негромкая…
Но любят ее дети
Она ведь первою для них была
И, значит, лучшая на свете.
Сейчас в ней всякий хлам –
И ржавь, и слизь зеленая,
И хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
Убить ее – и своего добились.

– Ребята, вы согласны со строками стихотворения?
– Как напомнить людям о том, что воду нужно беречь и охранять? Я предлагаю изготовить флагштоки, вывески с информацией для людей по охране воды.

Работа в группах. Исследуйте записанные высказывания и выберите те, которые помогут спасти реку. Запишите эти высказывания печатными буквами, чтобы их могли увидеть и прочитать.

Исследуйте записанные высказывания и выберите те, которые помогут спасти реку:
  • Не сливайте промышленные отходы в водоемы!
  • Мой транспорт на берегу реки!
  • Вырубай леса!
  • Не засоряй мусором водоемы!
  • Потуши костер!
  • Участвуй в посадке зеленых насаждений!

 

Исследуйте записанные высказывания и выберите те, которые помогут спасти реку:
  • Не загрязняй водоемы моющими средствами и нефтепродуктами!
  • Не туши костер!
  • Не вырубай леса!
  • Оставляй мусор после отдыха на природе, выбрасывай мусор в водоем!
  • Береги лягушек, жаб и их головастиков!
  • Не мой транспорт около водоема!

Проверка. Ученик зачитывают правила, доказывают и крепят флагштоки на доску, убирая с реки мусор. Слайд 10.
– Сейчас люди строят такие предприятия, у которых нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. Таким предприятиям не нужно брать воду из озера или реки, и они не сливают туда и отработанную воду. – А чтобы река не обмелела, была полноводной, что необходимо сделать? (Посадить деревья) Дети крепят деревья у реки, учитель – солнышко.
– Ребята, река, которая находилась на грани уничтожения, засверкала, стала чистой и прозрачной. Мы смогли это сделать и, посмотрите, наша планета стала вновь голубой! Теперь сможете найти озеро Байкал? Ребята, я угощаю вас байкальской водой.

Звучит музыка – журчание воды. (Приложение 2) Слайд 11.

– Ребята, мы не зря сегодня затронули тему охраны воды. 22 марта – Всемирный день воды! Я думаю, вы догадались, почему существует такой день в календаре? Слайд 12.
– Сегодня на уроке мы очищали реку виртуально. А сможем ли мы по-настоящему очистить водоемы? В нашей школе проходят акции «Очистим берег». А в вашей школе они проходят?

V. Рефлексия

– Сегодня на уроке мы проделали огромную работу. Я предлагаю вам оценить себя. Выберите цветок нужного цвета и посадите его на берегу реки. Слайд 13.

Я считаю, что тема охраны воды для меня важна, на уроке мне было легко и комфортно.

Я испытывал на уроке трудности, не считаю тему разговора важной.

Я это обязательно сделаю, я внесу свой вклад в сохранение моей реки.

– Спасибо за урок! Слайд 14.

Список литературы

  1. Лебедев Н.Н. «Занимательные задания по естествознанию» – М., 2002.
  2. Никишов А.И. Естествознание. Неживая природа – М., 2000.
  3. Современный урок: начальная школа – №5, 2010.
  4. http://www.uchportal.ru
  5. http://pedsovet.su