Цели урока: показать учащимся необходимость охраны животного мира, познакомить с основными законами России об охране животных, ознакомить с различными формами охраны животных.
Оборудование: таблицы «Редкие животные, занесенные в Красную книгу», Красная книга, Конституция России, презентации «Астраханский заповедник», «Кавказский государственный биосферный заповедник».
Базовые понятия и термины: экологическое мышление, рациональное природопользование, Красная книга, природоохранные территории, заповедники, экологический мониторинг, национальные парки, заповедно-охотничьи хозяйства, заказники, памятники природы, реакклиматизация, экологические музеи.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация
1. Вопросы к учащимся
– Назовите основные этапы развития
органического мира на Земле.
– Как усложнялся животный мир в процессе
эволюции?
2. Индивидуальная работа по карточкам
Какие группы животных процветали в мезозойскую эру? |
Какие группы животных процветали в палеозойскую эру? |
Какие группы животных процветали в кайнозойскую эру? |
III. Изучение новой темы
1. Рассказ учителя работа с таблицей
Экологическое мышление — умение
анализировать все принимаемые хозяйственные
решения о позиции сохранения и улучшения условий
окружающей среды.
Рациональное природопользование —
использование видов, при котором их численность
поддерживается на оптимальном уровне.
Красная книга — утвержденный список редких
и исчезающих видов, содержащий краткие сведения
об их биологии, распространении и принимаемых
мерах охраны.
Зоологические музеи — научные учреждения, в
которых сохраняются коллекции животных как
современных, так и исчезнувших с данной
территории.
Реакклиматизация – восстановление
численности особей данного вида организмов
после временного их сокращения в результате
хозяйственной деятельности человека.
Экологический мониторинг — это комплексная
система наблюдений за состоянием окружающей
среды
2. Просмотр презентаций:
«Астраханский заповедник» (Презентация 1),
«Кавказский государственный биосферный
заповедник» (Презентация 2).
IV. Закрепление знаний
Беседа
– Что такое заповедник?
– Какие бывают заповедники?
– Что такое заказник?
– Что такое экологическое мышление?
V. Домашнее задание: уметь сравнивать между собой разные типы природоохраняемых территорий. В тетради ответить на вопрос: какое влияние оказывает человек на животный мир.