Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Регулятивные универсальные учебные действия направлены на планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимых действия, операций, действий по плану; контролю процесса и результатов деятельности детей. К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся: вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение задавать вопросы, слушать и отвечать на них, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.
Основным средством формирования УУД в данном занятии являются вариативные по формулировке задания (объясни, оцени, сравни, верно ли утверждение, догадайся, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обсуждения содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у учащихся положительного отношения к школе (к процессу познания).
Вариативные учебные задания целенаправленно формируют у детей весь комплекс УУД, который следует рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, что и составляет сущность понятия «умение учиться».
Цели урока:
- на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»;
- воспитывать у детей положительные качества характера;
- способствовать сплочению коллектива;
- мотивировать детей на совершение добрых поступков;
- воспитывать способность к совершению добрых дел во благо других людей;
- формировать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД;
- учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
- способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
Оборудование: картинки к уроку, интерактивная доска, мягкая игрушка, музыкальное сопровождение.
ХОД УРОКА
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
Звучит песня «Дорогою добра». Ребята встают около своих рабочих мест и подпевают.
– О чем эта песня, ребята?
– Сегодня мы поговорим о доброте.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте!
Вся в голубой и звездной красоте Земля ДОБРА!
Она дарит нас хлебом, живой водой и деревом в цвету!
Под этим часто неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
2. Актуализация знаний
– Доброта! Какое древнее слово! Уже много лет
люди спорят о том, нужна она или нет? Полезна она
или вредна? Люди спорят, люди страдают, от того,
что доброты в их жизни не хватает!
–
Ребята, представим, что к нам на урок пришел
ДОКТОР добрых наук. Он делает злых людей добрыми,
а добрых еще добрее! Вот он хочет у вас узнать, что
же такое доброта? (Ответы детей.)
– А как вы думаете, где живет доброта? (Ответы
детей)
– Сейчас послушаем Максима. Может он нам об этом
расскажет? (Ученик читает стихотворение
наизусть)
В доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире Доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, – спросишь, ты, –
В доме столько доброты?
– Так где же мы найдем доброту? (Ответы детей)
– Прежде всего в наших сердцах, наших словах и
наших делах,поступках!
Добрые сердца – это сады,
Добрые слова – это корни,
Добрые мысли – это цветы,
Добрые дела – плоды.
– Давайте будем заботится о своем саде,не позволять ему зарастать сорняками,а будем наполнять его солнечным светом,добрвми словами и делами.Сегодня мы будем сажать сад доброты.
(Вывешивается рисунок «Сад доброты»
3. Построение проекта (тема, способ, план, средства)
И нам с вами, чтобы посадить первое дерево, нужно будет определить, в каких словах живет добро (на доску вывешиваются по одному слова):
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ
ДОБРОСЕРДЕЧНЫЙ
ДОБРОСОВЕСТНЫЙ
ДОБРОДЕТЕЛЬ
ДОБРОДУШНЫЙ
ДОБРЫЙ ДЕНЬ
ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ
(Дети при помощи учителя объясняют смысл каждого слова, при этом после каждого объяснения необходимо спросить у детей, в каких ситуациях они это могли наблюдать?)
– А как вы думаете, трудно быть по настоящему
добрым?
– Да, ребята, трудно, ведь у каждого человека свой
путь к доброте, на котором его ожидают и взлеты и
падения, и добро и зло. Мы будем с вами и дальше
«сажать деревья», чтобы помочь ДОКТОРУ добрых
наук найти как можно добрых людей, которых он
сделает еще добрее.
– Дерево второе. Для этого мы споем одну
замечательную песню о крепкой дружбе. (Дети
встают в кружок, берутся за руки и поют, танцуя)
– Ребята, кто же такой настоящий друг? (Ответы
детей)
– Молодцы, ребята! Вы правильно отвечали, хорошо
спели!
4. Реализация построенного проекта
– Сажаем третье дерево .Оно называется «доброе
сердце – доброе слово» Скажите, какие мы знаем
добрые, вежливые слова? (Ответы детей)
– Итак, сажаем «волшебные слова» в нашем
необычном саду ДОБРОТЫ. Сейчас мы проверим, кто у
нас самый внимательный? Я буду читать текст, а вы
мне помогайте подбирать вежливые слова!
Ехал мальчик Вова в автобусе. Увидел он
знакомую бабушку из пятого дома и сказал: Бабушка
была с маленькой девочкой. Вова встал с места и
сказал: ...
Бабушка поблагодарила и ответила …
Вдруг автобус резко затормозил,все пассажиры
наклонились вперед.
Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то
мужчину, но тут же сказал…
– Молодцы, ребята! ДОКТОР добрых наук вам очень благодарен за помощь! А теперь посадим еще одно дерево, оно называется «скажи доброе слово соседу».
5. Закрепление и самостоятельная работа
– Помните нашу давнюю знакомую мышку? (Это –
мягкая музыкальная игрушка). Мы с ней уже
встречались.
– Здравствуй, дорогая мышка, мы рады снова видеть
тебя у нас в гостях.
– Ребята, мышка хочет послушать, какие добрые и
вежливые слова мы можем сказать и пожелать другу
д ругу? Например, я говорю Саше: «У тебя очень
очаровательная улыбка», а Саша отвечает:
«Благодарю вас», и передает мышку Вите, сказав
что-то приятное, похвалив его, пожелав доброго
здоровья и т. д.
– Вот наша мышка снова ко мне вернулась. Молодцы,
ребята, чувствуете, как тепло и приятно стало в
нашем классе.
– Спасибо тебе, мышка! Как приятно дарить людям
радость и доброту!
– А теперь ДОКТОР добрых наук предлагает для вас
загадку. Определите, добро или зло произошло в
одном из рассказов В. Сухомлинского.
Чтение рассказа учителем:
Маленькая Зоя гуляла в саду. она подошла к акации. На акации росли вот такие цветы и острые-острые колючки. А над акацией летает яркая бабочка.
– Ой, как ей страшно летать! Налетит на колючку,
что же тогда будет?
Зоя подошла к акации и сломала одну колючку,
затем еще одну, и еще одну. Мама увидела и
спрашивает: «Что же ты делаешь, Зоя? Зачем ты
колючки ломаешь?»
– А чтобы бабочка не укололась, – ответила Зоя.
– Как вы оцениваете поступок Зои?
– Подумайте, добро или зло принесла Зоя акации?
Бабочке?
– Как бы вы поступили в таком случае?
– Какие добрые дела может сделать человек?
Совершив добро наслаждайтесь тем, что другому
человеку стало хорошо, комфортно Научитесь от
всего сердца дарить добро, не ожидая выгоды или
ответа взамен.. Если вы научитесь дарить добро -вы
богатый человек!
6. Включение в систему знаний и повторение
– Сейчас мы с вами посмотрим слайды и еще раз
повторим что же такое добро ?
– Какие поступки нравятся ДОКТОРУ добрых наук, а
какие его огорчают.
(Далее – просмотр презентации с подробной беседой по каждому слайду.)
Вопросы по презентации:
– Что такое доброта?
– Как вы проявляете ее?
– К кому мы проявляем доброту и заботу?
– Что значит быть добрым?
– Как вы понимаете эту пословицу? И т.д.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
– Ребята, как вы думаете, сделал ДОКТОР добрых
наук добрее наши сердца?
– Что больше всего запомнилось вам сегодня на
уроке?
– Чему вы научились сегодня?
– А где нам пригодятся эти знания?
– Как мы теперь будем поступать в подобных
случаях?
– Давайте поблагодарим нашего ДОКТОРА добрых
наук .за прекрасный урок!
Дети встают на свойх местах и говорят «БЛАГОДАРИМ!».