Цель. Формирование навыков применения формул сокращённого умножения.
Задачи.
- Образовательные:
- повторить формулы сокращённого умножения,
- закрепить знания формул сокращённого умножения и их применение при упрощении выражений.
- Развивающие:
- формировать навыки и умения работы с заданиями,
- развивать творческую деятельность учащихся.
- Воспитательные:
- создавать условия для включения каждого ученика в учебно-познавательную деятельность,
- воспитывать интерес к математике.
Тип урока: урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков.
Оборудование:
1. Мультимедийный проектор.
2. Презентация.
3. Карточки с заданиями (для каждого ученика)
4. Оценочные листы.
5. Экран успехов.
План урока.
1. Организационный момент. Актуализация знаний.
2. Устные упражнения.
3. Самостоятельная работа №1. Проверка.
4. Самостоятельная работа №2. Проверка.
5. Самостоятельная работа №3. Проверка.
6. Самостоятельная работа №4. Проверка.
7. Самостоятельная работа №5. Проверка.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия. Релаксация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (слайд №1, Приложение 1)
Сообщение учителя: тема урока, цели.
Учитель сообщает, что сегодня на уроке будем
повторять одну из важных тем алгебры. Формулы
сокращённого умножения имеют
широкое применение в математике, особенно в
старших классах.
– Вы знаете, где их используют? (Ответы
учащихся).
– Видите, сколько функций позволяют выполнять
эти формулы. Значит, эти формулы надо знать
хорошо.
– А почему эти формулы называют формулами
сокращенного умножения? (Ответы учащихся)
– Девизом нашего урока будет высказывание
великого математика Софьи Ковалевской: «У
математики существует свой язык – это формулы»
(слайд №1)
– Сегодня мы ещё раз повторим и закрепим знание
этих формул.
– Сегодня на уроке пять проверочных
самостоятельных работ. Результаты работ мы все
увидим и обсудим, так как они будут занесены в
ваши оценочные листы в экран успехов.
2. Поработаем устно. Устные упражнения (слайд №2).
1. Прочти выражение: а2 ; с3; (2х)2; (3у)3; 2аб; 3ху.
2. Представьте в виде квадрата: 16а2; 0,25х2; 9х4у10.
3. Представьте в виде куба: m3n3; 125у3; 27х6у9.
3. Устно поработали. Сейчас поработаем письменно. Возьмите карточку с.р. №1.
Самостоятельная работа №1 (слайд №3).
На карточке выписаны формулы, у каждой свой номер. Я называю левую или правую часть равенства, вы записываете номер этой формулы. В конце получится число, его и проверим.
1) а3 + b3 = (а + b) (а2 – аb + b2)
2) (а – b)2 = а2 – 2аb + b2
3) (а – b) (а + b) = а2 – b2
4) а3 – b3 = (а – b)(а2 + аb + b2)
5) (а + b)2 = а2 + 2аb + b2
(Читает учитель)
1. Квадрат суммы двух выражений.
2. Произведение разности двух выражений и их
суммы.
3. Сумма кубов двух выражений.
4. Разность кубов двух выражений.
5. Квадрат разности двух выражений.
Самопроверка. Ответ: 53142 (слайд №4).
Выставление оценок в оценочные листы и в экран
(учащиеся)
4. Самостоятельная работа №2 (слайд №5)
Подберите заданию верный ответ запишите ему соответствующую букву. Прочтите получившееся слово.
№ | Задания | Ответы |
Буквы |
1. | (2х – 3у)2 | (2х – 3у)(4х2 + 6ху + 9у2) | т |
2. | (2х)3 – (3у)3 | (2х +3у) (2х – 3у) | о |
3. | (2х + 3у)(2х –3у) | 4х2 – 12ху + 9у2 | о |
4. | (2х + 3у)2 | 4х2 – 9у2 | л |
5. | (2х)3 + (3у)3 | (2х + 3у)(4х2 – 6ху + 9у2) | ч |
6. | (2х + 3у)3 | 4х2 + 12ху + 9у2 | и |
7. | 4х2 – 9у2 | 8х3 + 36х2у + 54у2 + 27у3 | н |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Запиши в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам. Прочти слово. |
Взаимопроверка. Ответ: отлично (слайд №6)
Выставление оценок в оценочные листы в экран
(учащиеся)
5. Самостоятельная работа №3 (слайд №7)
Заполните пропуски, чтобы получились верные равенства.
1. (m + …)2 = m2 + 6m + 9.
2. (… – 2a)2 = 16 – … + 4a2.
3. (a – …)2 = x2 + … + 9.
4. (6x + …)2 = … + …+ 25.
5. (3x – …)(3x +…) = 9x2 – 16y2.
Самопроверка. Ответы (слайд №8)
Выставление оценок в оценочные листы и в
экран (учащиеся)
6. Самостоятельная работа №4 (слайд №9)
Нужно найти ошибку в каждой формуле и исправить ее на своих листах.
1. (4у – 3х)(4у + 3х) = 8у2 – 9у2 (вместо 8у2 должно быть 16у2)
2. 100х2 – 4у2 = (50х – 2у)(50х + 2у) (вместо50х должно быть10х)
3. (3х + у)2 = 9х2 – 6ху + у2 (вместо – 6ху должно быть + 6ху)
4. (6a – 9c)2 = 36a2 – 54ac + 81c2 (вместо – 54ac должно быть – 108ac)
5. х2 + 8 = (х + 2)(х2 – 4х + 4) (вместо – 4х должно быть – 2х)
Самопроверка. Ответы (слайд №10)
Выставление оценок в оценочные листы и в
экран (учащиеся)
7. Самостоятельная работа №5 (слайд №11)
Вычисли:
1. (20 – 1)(20 + 1) =
2. 472 – 372 =
3. x2 + 2x + 1; х = 7.
4. а2 – 2а + 1; а = 8.
5. 25 * 15 =
Ответы: 399, 840, 64, 49, 375.
Самопроверка. Ответы (слайд №12)
Выставление оценок в оценочные листы и в экран (учащиеся)
8. Подведение итогов урока
Рефлексия
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке …
Теперь я знаю …
Мне на уроке …
Релаксация
Активно на уроке работали …
Старались …
– Спасибо всем за работу (слайд №13)
Литература.
1. О.В. Бощенко. Математика. Итоговые уроки
5-9 классы. Учитель. 2005г.
2. Газета «Математика» (1 сентября), апрель, 2011г.
3. Газета «Математика» (1 сентября), апрель, 2012г.