О братьях наших меньших. Звуки [з], [з']. Буквы "З, з"".

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (371 кБ)


Данный урок разработан с целью, показать, как можно повысить качество урока с применением на уроке средств ИКТ. В данном случае через мультимедийный проектор.
Также в уроке показаны: работа над проблемной ситуацией, методы самоконтроля и самооценки, работа с текстом, работа над развитием речи, работа с загадками.
Во время урока уделяется внимание здоровьесберегающим технологиям (пальчиковая гимнастика, физическая минутка, зарядка для глаз).
Не малую роль играет развитие личностных качеств учеников, а именно отношение к животным, беседа, о том, почему их называют «братьями нашими меньшими».
Благодаря совместной работе детей в паре, коллектив класса быстрее сдружится.
При помощи приема «На что похожа буква» у учащихся развивается воображение и фантазия.
Особую роль на уроке влияет развитие самооценки у учащихся. В данном случае эмоциональной оценке своей работы на уроке. Очень важно для первоклассников показать, что если не все получилось так, как хотелось, что это не страшно, и в следующий раз получиться гораздо лучше. Установка на успех.

Письмо заглавной и строчной букв 3, з  
Целевые установки уроков Предметные результаты: учащийся различает на слух звуки [з] и [з'], использует термины «звонкие согласные звуки», «глухие согласные звуки», характеризует звуки [з] и [з'], находит их в слого-звуковых схемах; читают слоги, слова, предложения с но­вой буквой; пишут буквы 3, з, слоги, слова и предложе­ния с ними по образцам в «Прописи»; составляет рассказы па заданную тему и по опорным словам.
Метапредметные результаты: учащийся контро­лирует выполнение учебной задачи уроков, использует ба­зовые предметные понятия (оппозиция звонких и глухих согласных); использует знаково-символические средства представления информации (слого-звуковые схемы, сопо­ставительные таблицы), сравнивает, анализирует, синте­зирует, обобщает информацию при работе по сопоставле­нию звонких и глухих согласных; оценивает свою работу.
Личностные результаты: учащийся применяет правила работы в паре, в группе, объясняет смысл поста­новки задачи перед выполнением упражнения; рассказы­вает о правилах содержания животных в зоопарке из лич­ного опыта.
 
1. Актуализация знаний и умений Какие но­вые знания мы вчера получили, анализируя ленту букв (с. 89)?
Какие буквы обозначают звонкие согласные?
На каком «этаже» они расположены?
Какие буквы обозна­чают глухие согласные?
На каком «этаже» они располо­жены?
 
2. Целеполагание Откройте «Азбуку» на с. 90—91 и  «Пропись» на с. 9—10
Скажите, какие звуки мы будем с вами изучать?
(твердый звук [з] и мягкий звук [з’], буквы З, з)
 
3. Изучение материала уроков Аналитический этап (чтение) Прочитаем заголовок новой темы.
(Читает умею­щий читать ученик.)
Кого мы называем братьями нашими меньшими?
Как вы думаете почему?
Посмотрим на рисунок на экране.
Что на нём изображено?
Кто слышал другие названия?
(Зоопарк, зоосад, зверинец.)
Как вы думаете, для чего организуют зоопарки?
Для того чтобы мы могли увидеть тех зверей нашей страны, которых мы знаем по иллюстрациям в книге, по диафильмам, мультфильмам, но никогда не видели в поле, лесу.
Какие животные изображены на рисунке?
Водятся ли они в нашей стране?
Как вы думаете, зачем в зоопарках содержат животных, которые вообще не живут в нашей стране?
Кто из вас был в зоопарке? Каком?
Каких животных вы видели?
С какого звука начинается слово «зоопарк»?
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(звуки [з] и [з'] и буква З)

Физминутка

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки поверне.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.

Слайд №1 Слайд №2
Чтение Отгадайте загадки:

Посмотрите! Конь в матроске!
В чёрно-белую полоску!
– Нет, я вовсе не лошадка!
– А о ком тогда загадка? (зебра)

Сколько гласных звуков в этом слове? (2)
Сколько слогов? (2)
Разделите на слоги.
Поставьте ударение.
Сделайте звуковую схему у себя на парте.
Проверим:
Какой первый звук в этом слове?
(мягкий согласный звук  [з'])
Почему он мягкий?
(после него стоит гласный звук [э])
Хорошо, проверьте схему самостоятельно по образцу.

Бородатый и рогатый,
Показать вам силу рад я.
И сосну согнуть в дугу
Я, конечно же, могу.
(Зубр)

Сколько гласных звуков в этом слове? (1)
Сколько слогов? (1)
Будем ставить ударение? (нет)
Почему? (потому что один слог)
Сделайте звуковую схему у себя на парте.

Проверим:
Какой первый звук в этом слове?
(твердый согласный звук  [з])
Почему он твердый?
(после него стоит гласный звук [а])
Проверьте схему самостоятельно по образцу

Посмотрите ещё раз на схемы.
С каких звуков начинаются слова? ([з'] и [з])
Сравните эти звуки.
Произнесите звук, закрыв уши.
Какой он?
(Оба согласные, звонкие. Но один твердый, другой мягкий)

Кто знает, как называется буква, которой мы запишем эти звуки? (Буква “зэ”).

Посмотрите, какая красивая буква, как вы думаете, на что она похожа? Обсудите в паре.
(предположения детей)

А вот как еще видят эту букву авторы стихов: [1]

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3. (С. Маршак)

З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
З звенит звонком и нас
На урок торопит в класс. (В. Степанов)

По белому полю
В туман и в снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога… (Е. Тарлапан)

Заманите эту птицу
К нам на книжную страницу.(Г. Виеру)

Как вы думаете, где на ленте букв живет буква З?
В левой части?
(нет там живут гласные буквы)
Может в правой?
(да, там живут согласные звонкие и глухие буквы)
На каком этаже она живет? (На втором, там живут звонкие согласные )
- Какие гласные могут стоять после [з]? (а, о, у, ы)
- А после [з']? (и, е)

Потренируемся читать слоги с буквой «з» хором
Теперь прочитаем эти слоги  по группам.
Слоги прочитает….(1ряд, 2 ряд, 3 ряд)
Теперь посмотрите на экран. Потренируемся читать слова«по цепочке»….(читают 3-4 ученика по выбору учителя)

Слайд №3

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №5

 

Слайд №6

 

 

 

 

 

Слайд №7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №8

 

Слайд №9

Письмо Пальчиковая гимнастика
Вот помощники мои, их как хочешь поверни.
По дорожке белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок, чок-чок-чок, скачет резвый табунок.

Откройте пропись на странице 9. Рассмотрите внимательно строчную букву з. Из каких элементов она состоит?
Откуда начнем писать буквы?

Потренируемся писать буквы в воздухе.

Учитель показывает написание букв
При письме слогов учитель обращает внимание на виды соединений.
Схему слова зима рас­крашиваем шариковыми ручка­ми.

Зарядка для глаз

Тренировка написания буквы с помощью электронного приложения к Азбуке
Игра «Доскажи словечко» Поиграем в игру «Доскажи словечко», я буду читать вам загадки, а вы отгадывать последнее слово:

Я сижу, едва не плача,
Очень трудная…   (задача).

*   *   *

Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома.
Ночью к нам пришла…   (зима).

*   *   *

Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
– Спать ложитесь, поздно! –
Потому что мать – Луна,
А дочурки…   (звезды).

*   *   *

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю…   (зарядку).

Е. Серова

Вот и нам время пришло сделать зарядку

Физминутка

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднимись.
Лапки ставит на бочок, на носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.

Слайды №10-13
Письмо

 

 

 

 

 

Игра  «Буква потерялась»

Откройте пропись на странице 10. Рассмотрите внимательно заглавную букву З. Из каких элементов она состоит?
Откуда начнем писать букву?

Потренируемся писать букву в воздухе.
Учащиеся тренируются в написании заглав­ной буквы 3 на с. 10 «Прописи» (только сама буква и сло­ги).

Пальчиковая гимнастика

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали.
Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок.
Ветер травушку качает, влево, вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки, веселитесь на лужайке.

Вставьте пропущенные буквы в слова:
– меи,   – онт,   – оопарк,   – ебра,   – убы.
Составьте предложение со словом зоопарк. Со словом змеи.

Запись предложений в прописи на странице 10.

Вот зоопарк.
В зоопарке змеи.

После записи делают разбор.

 

Тренировка написания буквы с помощью электронного приложения к Азбуке

 

 

Слайд №14

4. Итоги урока Какую тему мы сегодня обсуждали?
Зачем организуются зоопарки?
Какие животные там содержатся?
Как должен вести себя посетители зоопарка?
Какую букву мы с вами сегодня изучили?
Какие звуки она отражает на письме?
Охарактеризуйте эти звуки по мягкости/твёрдости и по звонкости/глухости.
 
Этап рефлексии Что было интересно на уроке?
Что показалось вам трудным?
Что больше всего понравилось?
Вспомните свою работу на уроке.
Откройте свои дневники и нарисуйте значок:
Если ты доволен собой и у тебя все получалось – солнышко
Если на уроке было временами не просто, но все получилось – солнышко, наполовину закрытое тучкой
Если на уроке было сложно, многое не получалось – тучку. Мы обязательно тебе поможем, и в следующий раз будет лучше!
Несмотря, на то, что, что-то на уроке не совсем получалось, что-то показалось вам трудным, вы все хорошо поработали! Молодцы!!!
Слайд №15

 

 

 

Слайд №16

Рекомендации для занятий в семье Прочитать 94-95 страницы «Азбуки»  

Список литературы:

1. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя /Сост.В. Волина. – М. Просвещение.