Украшение древнегреческой керамики

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (603 кБ)


Цели:

  • расширять и углублять знания учащихся о роли ДПИ в истории культуры;
  • развивать творческие способности детей, коммуникативные навыки и навыки совместного творчества;
  • воспитывать эстетическое отношение к окружающему, художественный вкус, стремление к творческому труду.

Задачи:

  • подробнее познакомить учащихся с выдающимся явлением художественной культуры – древнегреческой вазописью и её особенностями;
  • осуществить интеграцию следующих учебных дисциплин: изобразительного искусства, мировой художественной культуры и истории;
  • учащимся выполнить эскиз оформления сосуда в стиле керамики Древней Греции.

Оборудование:

  • для учителя – компьютерная презентация «Древнегреческая вазопись», репродукции с изображением сосудов, примеры древнегреческих орнаментов, изображение на доске элементов декора античной керамики, стихи О.Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже»;
  • для учащихся – лист формата А3, заготовка формы сосуда, выполненная на предыдущем уроке, чёрная гуашь, кисти.

Технологии, используемые на уроке:интегрированная, групповая, ИКТ.

ХОД УРОКА

Учитель: Сегодня мы продолжим изучение декоративно-прикладного искусства разных эпох и стран мира. Мы уже знакомы с ДПИ Древнего Египта.

Вопрос: Давайте вспомним, какое  значение имели украшения для египтян?
Ответ: Украшения в Древнем Египте носили символический характер. По ним можно было определить положение человека в обществе.
Вопрос: Какова была роль письменности в системе ДПИ Древнего Египта? Кто из вас может рассказать об этом?
Ответ: Египетские иероглифы иногда использовались в качестве украшения. Например, на предметах мебели и сосудах из гробницы Тутанхамона мы встречаем надписи, которые играют роль орнамента.

Учитель:Сегодняшний урок мы посвящаем ДПИ Древней Греции. Предметов ДПИ, украшений, которые изготовляли и использовали древние эллины, дошло до нас не так много, как из Египта.

Вопрос: Подумайте, почему так произошло? Ведь греческая культура гораздо моложе египетской и, казалось бы, должно сохраниться гораздо больше произведений греческих художников, чем египетских.
Ответ: В Древнем Египте была вера в загробную жизнь и египтяне строили великолепные гробницы, наполняя их предметами, необходимыми для потусторонней жизни, в том числе и украшениями. А греки таких гробниц не строили и поэтому их украшения сохранились в меньшем количестве.
Вопрос: Какие же предметы ДПИ Древней Греции наиболее интересны и знамениты во всём мире?
Ответ: Это керамические расписные сосуды или вазы.

Учитель: На уроке МХК мы с вами начали знакомство с греческой вазописью. Для этого мы вспомнили наше прошлогоднее воображаемое путешествие в Эрмитаж, которое  также совершили на уроке МХК. Я просила тех ребят, которые в прошлом году читали стихи, познакомившие нас с древнегреческой керамикой, повторить их. Сейчас мы послушаем это стихотворение Олега Тарутина. А чтобы ребятам легче было справиться с этим заданием, стихи появятся на экране.

Учитель начинает демонстрацию презентации, которая открывается стихотворением:

                      * * *

Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
«Подумаешь вазы!» – подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули, скучая,
Потом мы к одной пригляделись, случайно,
Потом загляделись…И может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
…То вазы-гиганты, то карлики-вазы,
И каждая ваза – с рисунком-рассказом!
…Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(И Гектор, как видно, лишается сил)…
А вот Артемида, богиня охоты,
Из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, подающий советы.
А это – кентавры
А это… А это…
Но мы описать, и не пробуем враз
Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Продолжение презентации демонстрирует некоторые сюжеты, встречающиеся на античной керамике.

Учитель: Итак, послушав стихотворение, посмотрев изображения ваз, мы можем сделать вывод о том, как выглядели древнегреческие вазы, какими изображениями украшали греки свои разнообразные сосуды.

Вопрос: Почему в греческих сосудах использованы только два цвета?
Ответ: Греки делали свои вазы из красной глины и украшали их специальным чёрным лаком.
Вопрос: Какие способы росписи греческой керамики вы знаете?
Ответ: Греческие вазы были сначала чёрнофигурными, а потом появились краснофигурные вазы.
Вопрос: Какие мотивы мы встречаем на древнегреческих вазах?
Ответ: Чаще всего греки изображали на вазах мифологические сюжеты, богов, героев, спортсменов, и т. д.
Вопрос: Что ещё вы заметили в декоре сосудов?
Ответ: Почти все вазы украшены орнаментом.

Учитель: Да, орнамент играет важную роль в украшении этих сосудов, он делает их декор более цельным и законченным. А теперь давайте посмотрим, есть ли в декоре древнегреческой керамики элементы символизма, есть ли здесь знаки, которые нужно разгадывать?

Ответ: В украшениях греческих ваз нет сложных знаков, как в Египте. Все изображения очень живые и понятные
Вопрос: Использовали ли греки надписи для украшения своих сосудов?
Ответ: Надписи на некоторых вазах есть, но они ничего не украшают, а только помогают разобраться в смысле изображения.

Учитель: Итак, мы видим, что древние греки по-иному относились к декоративному искусству, чем египтяне. Они не зашифровывали в украшениях никакого тайного смысла, не использовали символов, а просто выражали своё искреннее восхищение красотой человека и всего окружающего их мира. И делали это с огромным вкусом и чувством меры. «Ничего слишком» – вот главный девиз всей греческой культуры и искусства.
А сейчас давайте  посмотрим окончание презентации и ещё раз вспомним разновидности древнегреческих сосудов, ведь у греков были вазы на все случаи жизни. Каждая  группа попытается найти среди этого многообразия ту форму вазы, которую она заготовила на прошлом уроке для того, чтобы сегодня выполнить на ней декор.

Учитель продолжает демонстрировать презентацию, дети узнают «свои» вазы, называют их, затем появляется правильное название, находим ошибки, исправляем их.

Учитель: Итак, сегодня практическая часть нашего урока будет посвящена созданию каждой группой своей особенной вазы: краснофигурной или чёрнофигурной. У вас есть форма вазы, выбранная и выполненная вами на прошлом уроке. Теперь вам предстоит договориться, кто будет главным художником и выполнит основное изображение, а кто займётся орнаментом, чтобы придать вазе законченность. Изображение модно выполнять на отдельном листе, а затем вырезать и приклеить. Краснофигурная ваза требует более длительной работы, она сложнее в исполнении, так как надо будет сначала наметить контур изображения, а затем сделать вокруг него чёрный фон. Варианты орнаментов и примеры изображений перед вами на доске. Желаю успеха!
Группа, которая успеет закончить свою вазу на уроке, может продемонстрировать её всем, вывесив на доску. Тем, кто не сможет закончить, предоставляется право доделать работу дома, и на следующем уроке мы устроим общую выставку.

Приложение 1