"Хотим прославить мы тебя навеки, родная Подмосковная земля!" 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с культурой и традициями своей малой Родины – Подмосковья.
  • Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране. Создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине, гордости за свою Родину, её традиции, свой народ.
  • Вспомнить народные промыслы и художественные ремёсла Подмосковья, способствовать развитию желания у детей больше узнавать о своем крае.
  • Формировать неординарное мышление, речь, кругозор, развивать коммуникационные и артистические навыки, творческие способности учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, музыка и костюмы  для песен и танцев, выставка рисунков и творческих работ учащихся, костюмы и оформление для сценки, жостовский поднос, павлопосадские платки, костюмы матрёшек для частушек, гжельский фарфор, деревянные резные игрушки, гуслицкая роспись, матрёшки, оборудование для задания «Умелые ручки», выставка дополнительной литературы по теме «Моё родное Подмосковье».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит песня «Подмосковные вечера» – исполняет солист – Приложение 1. Танец под песню «Подмосковные вечера» – учащиеся в народных костюмах. На экране (Презентация, слайд 2) – картины природы Подмосковья.
Выходят ведущий (учитель) и чтецы (6 человек).

Ведущий: У каждого человека есть самое дорогое место на земле – его родной край. Это руки матери и имена родных людей, это то место, где человек родился и рос. Давайте попробуем отгадать ребус. (Дети отгадывают слово РОДИНА). Подберите синонимы к слову «родина». (Учащиеся подбирают слова отчизна, родная сторона, родной край, отечество и другие).

1.Что значит Родина моя? Ты спросишь, я отвечу.
Сначала тропочкой земля бежит тебе навстречу.

2. Потом тебя поманит сад душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд домов многоэтажных.

3. Потом пшеничные поля от края и до края.
Всё это Родина твоя, земля твоя родная!

– Мы с вами жители Подмосковья, одного из крупнейших регионов России. Как вы понимаете слова «моя малая Родина»? (Ответы учащихся). Вы знаете, что первое воскресенье октября – День Московской области. Наш край, Подмосковье, занимает площадь более 44 000 кв. метров, состоит из 36 районов, в который входит и наш родной Егорьевский район. Население Московской области около 7 000 000 человек 140 различных национальностей. Давайте вспомним символику Московской области – флаг и герб (Рассматривание рисунков).

4. От стен старинного Кремля, от белокаменной столицы
Как красна девица – девица вся Подмосковная земля!

5. От журавлиных клиньев – стай до уходящей электрички
Земли Российской ты частичка, наш Подмосковный милый край!

6. Я очарован Подмосковьем! Люблю лесов осенних грусть,
Полей безбрежное раздолье и сквозь сугробы санный путь.
И звон колоколов старинных, туман над утренней рекой,
Задорный перезвон капелей и первые цветы весной.
Я очарован Подмосковьем!

Ведущий: Сегодня мы поговорим с вами о красоте родной земли и о любви к своему краю. О том, что главное богатство – это люди, которые своими талантами и умениями, своим мастерством прославляют и делают краше родное Подмосковье. На нашей Подмосковной земле родились и живут множество народных промыслов и художественных ремёсел. Я вам предложу отгадать загадки, а вы попробуйте ответить, о каком ремесле они нам поведают.

Дети отгадывают загадки и выполняют задания.

Ведущий:

Вы видали или нет фантастический букет?
Мака, роз, пионов краски в нём собрались вместе.
Расцвели они, как в сказке, на листе из жести. Что это, ребята?

(Ответы детей. Жостовский поднос).

Ведущий: Конечно, это жостовский поднос. Почти 250 лет умельцы из небольшого подмосковного села Жостово удивляют весь мир своим мастерством. Роспись жостовских подносов выполняется чаще всего на чёрном фоне. Букеты, гирлянды, райские птицы – главное украшение подносов, а для завершения композиции по краю поля делают золотой орнамент. И ни один узор не похож на другой. А о каком ремесле, ребята, следующая загадка?

Разноцветные цветы расцвели на ткани,
Напечатаны они умелыми руками.
В целом мире всем известны, знает их любой знаток.
Этот сувенир чудесный называется  … (платок)

Выходят чтецы (2 человека), показывают развёрнутые платки.

1. Что за чудо – узор, что за краски вокруг?
Это поле, цветы, словно солнечный круг?

2. Эту русскую сказку каждый видеть тут рад.
Это сказка с названием Павлов Посад!

1. А зачем нужен платок?

2.  Ясное дело, чтобы им помахать!

1.  А зачем им махать?

2.  Да на танец созывать.

Физминутка. Общий парный танец с  платками.

Мальчики встают, приглашают девочек в круг. Звучит песня русская народная песня «Светит месяц»Приложение 2.

Ведущий: Да, хороши наши девчонки в павлово – посадских платках! Да и ребята им под стать! Ну, а сейчас следующая загадка.

В этой молодице прячутся сестрицы.
Каждая сестрица для другой –  темница! (Ответы детей – матрёшка)

– Правильно, матрёшка, смотрите – не одна, а с подружками!

Выходят девочки в костюмах матрёшек (5 человек). Поют частушки.

1. Мы –  матрёшки, мы – подружки, утром рано мы встаём.
Вместе мы поём частушки и танцуем впятером!

2. Ростом разные подружки, не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка!

3. Шли подружки по дорожке, было их немножечко.
Две Матрёны, две Матрёшки и одна Матрёшечка!

4-5. Мы – игрушки знатные, складные да ладные.
Мы повсюду славимся, мы и вам понравимся!

Ведущий: Ребята, наши Матрёшки приготовили для вас конкурс «Умелые ручки от Матрёшек» и предлагают вам почувствовать себя народными умельцами, создать свой наряд для матрёшек.

Матрёшки ставят 3  рамки с нарисованным контуром матрёшек и раздают вырезанные элементы узора (из самоклеящейся бумаги). Учащиеся украшают сарафан и платок матрёшек, создавая свой узор из элементов.

Ведущий: Итак, наши мастера работают. А вы знаете, ребята, что именно в Подмосковье родилась первая матрёшка?

Выходят чтецы (4 человека)

1. Абрамцево, Абрамцево, старинное местечко!
Там есть и лес, и рощица, поле, мостик, речка.
Там мастера решили матрёшку сотворить,
Чтоб только радость людям могла она дарить.

2. Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, сказочном лесу?
Создал образ милый и прекрасный – истинную русскую красу!

3. На щеках навёл зари румянец, неба синь плеснул в её глаза.
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
4. «Ну и пой, гуляй теперь по свету.
Весели теперь честной народ!»
И уже сто лет по всей планете весело матрёшечка идёт!

Ведущий: Пришло время подвести итоги конкурса «Умелые ручки от Матрёшек». Посмотрите, какие наряды для матрёшек смастерили наши будущие народные умельцы.
Очень яркие и красивые получились матрёшки, трудно выбрать лучшую работу.

Матрёшки: (обращаются к гостям, присутствующим на  празднике):

1. Ой, вы гости молодые!
2. У нас игрушки расписные!
3. Веселы и ярки!
4. Примите их в подарки.

Ведущий: Ну, а сейчас ещё одно подмосковное чудо:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Чудо на фарфоре – синяя купель.
Это называется чудо – роспись… (Ответы детей – Гжель).

Игра с залом «Выбери гжельскую роспись»

Выносят поднос с посудой, дети по одному выходят, выбирают нужное изделие, объясняют свой выбор.

Ведущий: Вы правильно выбрали посуду с гжельским узором. Чем же отличается роспись гжельских мастеров? (Ответы детей: это фарфор белого цвета с нарядным белым узором)

Выходят чтецы (3 человека):

1. Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе её названье – Гжель.

2. Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.

3. У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка любимая!

Танец «Незабудковая Гжель» в костюмах, расписанных гжельскими узорами. Песня «Незабудковая Гжель» – Приложение 3.

Ведущий: Ребята, а ещё в Подмосковье есть небольшое село. В нём живут люди, которые любят игрушки и умеют их мастерить. Скажите, о какой игрушке эта загадка?

Сработан я из дерева, могу быть разным зверем я.
Могу быть мужиком, с медведем я знаком.
Я – скромная, неброская игрушка… (Ответы детей – Богородская)

Ведущий: Недалеко от города Сергиев Посад, что в Подмосковье, расположено село Богородское. Здесь делают знаменитые резные игрушки из светлой или ярко раскрашенной древесины. В этом промысле сложились циклы сюжетов, тесно связанных с жизнью, с русскими сказками и песнями. А главным героем богородской игрушки стал медведь и всё медвежье семейство. Часто эти игрушки делали с элементами движения. (Показ игрушки). Кажется, что игрушка вот – вот оживёт и заговорит. Давайте на миг представим, что и наша игрушка ожила, и этот деревянный медведь попал в русскую сказку.

Сценка по мотивам сказки «Вершки и корешки» (Приложение 4)

Ведущий: Ну, а сейчас мы проведём небольшую викторину. Из трёх вариантов ответов на вопрос вам нужно выбрать один правильный.

Викторина (вопросы – слайды)

Ведущий: 1. Какой из представленных гербов является гербом Московской области? (Ответы детей: герб № 2)

2. Посмотрите на рисунки и скажите, какой цветок чаще других использовали народные мастера для росписи своих изделий? (Ответ детей: роза)

3. Какое животное стало не только главным героем русских народных сказок и песен, но и символом деревянной резной игрушки? (Ответ детей: медведь)

4. Краску какого оттенка использовали мастера из Гжели для росписи посуды? (Ответ детей: кобальт, ярко-синий)

5. Книжный орнамент этих мастеров прославил наш с вами Егорьевский район по всей России. Название этой росписи дала река нашего города. Что это за роспись? (Ответы детей: гуслицкая роспись).

Ведущий: Правильно, ребята. И наш с вами Егорьевский район, частица Подмосковной земли славится своим ремеслом и своими мастерами. Гуслица – так с давних пор называлась местность, часть Орехово – Зуевского и Егорьевского районов по реке Гуслице. Она славилась тем, что там возникло удивительно много различных ремёсел. Особого искусства гусляки (так называли людей, которые селились по реке Гуслице) достигли в книжном ремесле. По всей России были известны гуслицкие рукописные книги. Посмотрите на этот узор. Он отличается сияющими красками, обильным золочением. Сочные насыщенные краски делали из местного сырья. Особенно любили мастера изображать изящных цветных птичек. Книги имели очень красивые названия: Праздники, Обедница, Трезвоны. К рукописным книгам гусляки относились очень бережно. На некоторое время мастерство этих умельцев было забыто. Но в настоящее время гуслицкая роспись получает второе рождение. А пытаются его возродить преподаватели и студенты Егорьевского музыкально – педагогического колледжа.

Рассматривание поделок и росписей.

– А ещё яркие, праздничные росписи, словно сошедшие со страниц старинных гуслицких книг, можно увидеть в Егорьевском историко – художественном музее, которыми украшены его просторные залы.

Выходят чтецы (2 человека).

1. Мы, жители Егорьевска, очень любим наш город с его богатой историей, талантливыми мастерами, город, который славен не только прошлым, но и настоящим.

2.

Стоит в Подмосковье Егорьевск родной
Блестят купола в вышине.
Его охраняет Егорий святой,
Молитва летит в тишине.

Просмотр отрывка фильма о Егорьевске.

 Ведущий: Ребята, вы входите в свою родную школу  и словно попадаете на выставку. В нашем холле вы видите прекрасные панно с изображением сюжетов из русских народных сказок и песен. За стеклом салфетки ручной работы, изделия из дерева, образцы русских костюмов. Все эти работы выполнены руками наших учащихся под руководством замечательных учителей технологии. Хочется верить, что среди учащихся нашей школы найдутся те, кто станут прекрасными мастерами, народными умельцами и обязательно прославят нашу Егорьевскую землю. И вы к сегодняшнему дню подготовили прекрасные поделки по мотивам народных ремёсел и промыслов Подмосковья.

Обзор выставки творческих работ учащихся.

Выходят чтецы.

Ведущий: Нет краше нашей подмосковной земли, где живут и трудятся такие замечательные мастера. Сегодня мы приоткрыли лишь некоторые страницы прошлого и настоящего нашего родного края. А впереди вас ждут новые встречи с историей родной земли.

1. Поклон, родное Подмосковье,
Поклон от нас, твоих детей.
Любовью нашей ты согрета,
Земля отцов и матерей.

2. Живи во славу и цвети.
Цвети, родное Подмосковье!
И древней стариной, и новью.
В веках – счастливого пути!

Список литературы:

  1. В.Г. Глушкова «Подмосковье. Исторический путеводитель», М. «Вече», 2008..
  2. В.Г. Глушкова «Москва от центра до окраин», М. «Вече», 2008.
  3. Е. Куценко «Путешествия в мир народного искусства Подмосковья», М. «АСТ», 2006.
  4. В. Бурлак «Древними тропами Подмосковья».
  5. А. Нефёдов «Жемчужное ожерелье Подмосковья».
  6. Сборник краеведческих очерков «Страна моя – Московия».