Проектная деятельность на уроке чтения. Тема: "А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане""

Разделы: Начальная школа


Цели.

1. Создание условий для формирования у учащихся умений и навыков проектирования.

2. Способствовать умению ставить перед собой задачи и искать пути их решения.

3. Развитие индивидуальности и творческой самореализации учащихся.

Задачи.

Образовательные.

Познакомить со сказкой А.С.Пушкина, с биографией поэта, учить понимать смысл сказки, анализировать поступки героев, учить проводить параллель между сказками Пушкина и русскими народными сказками, поиск доказательств народности сказок А.С.Пушкина.

Развивающие.

Развивать навыки выразительного чтения, формировать умение самостоятельного поиска информации, развивать мышление, умение работать в группах, сотрудничать.

Воспитательные.

Прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина, к чтению, воспитывать терпимость, милосердие, коммуникабельность, отзывчивость.

Ход урока.

1. Орг.момент.

- Сегодня у нас с вами необычный урок чтения. У нас в классе присутствует много гостей. Это - учителя, они пришли посмотреть, как мы с вами работаем на уроке. Прошу всех быть внимательными и активными, мы начинаем урок.

2. Сообщение темы урока.

На протяжении нескольких уроков мы занимались проектом по исследованию произведения А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”. Вы разделились на группы, каждая группа хорошо поработала, собрали много интересного материала, занимались исследованием и поиском доказательств того, что действительно ли сказки: А.С.Пушкина близки к народным. И сегодня у нас урок-отчёт, мы посмотрим, что же у нас получилось.

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова художницы Татьяны Мавриной (запись на доске).

“Сказки Пушкина…для меня, как народные. Более русского поэта и не сыскать”. Т.Маврина

- Почему же Т.Маврина так охарактеризовала поэта и его творчество. Ответ на этот вопрос даст наш урок!

- Ребята, как вы думаете, какое отношение имела художница к А.С.Пушкину?

- Сейчас вы просмотрите презентацию о Татьяной Мавриной, будьте внимательны, найдите ответ на этот вопрос!

3. Просмотр презентации. (Приложение 1)

- Как вы думаете, к какому произведению данные иллюстрации? (Вопрос к последнему слайду).

(Т.Маврина иллюстрировала произведения поэта).

- Обратите внимание, что поэт и художница жили в разное время и никогда не встречались. Сказки А.С.Пушкина вдохновляли многих художников на создание замечательных картин.

- А.С. Пушкин прожил недолгую, но удивительно яркую жизнь. Он писал коротко и сжато, но каждое его слово полно смысла и поэтичности.

- Сегодня ребята приготовили небольшое сообщение о жизни поэта, давайте их послушаем.

4. Сообщение о биографии поэта.

Трудно найти в нашей стране человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли "солнцем русской поэзии". Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного военного. Он рос упрямым, неповоротливым и не похожим на других ребёнком. В семье воспитанием мальчика занимались две женщины: его бабушка - Мария Александровна Ганнибал и няня - отпущенная на волю крестьянка Арина Радионовна.

Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили с Кащеем и добрыми волшебниками и злыми колдунами. Пушкин любил слушать песенки, стишки русского народа, истории о своих предках. Обучением мальчика занимались французские гувернанты. они обучали танцам, французскому, арифметике, истории и другим наукам, но главным источником знаний была книга. Он часто забирался в кабинет отца и читал. Первые слова комедии он написал в восемь лет, в девять лет - басни, пьесы и даже сказочную поэму.

Когда Александру исполнилось 12 лет, родители определили сына в Царскосельский лицей. Там он проучился 6 лет.

Это был порывистый, необузданный, вспыльчивый, дерзкий, бешено веселый и угловатый, застенчевый и насмешливый, угловатый и изящный, откровенный и замкнутый подросток с толстыми губами.

В 1814 году, когда Пушкину было 15 лет, было опубликовано первое стихотворение "К другу стихотворцу". А уже восемнадцати летний поэт пишет много политических и вольнолюбивых стихов.

По окончании Лицея, Пушкин приезжает в Питербург, куда был определен на службу. Молодой поэт радостно бросается в водоворот шумной столичной жизни. Там он пишет "Руслан и Людмила", а также свободолюбивые, высмеивающие власть стихи. За это его выслали на юг России, позднее будет Одесса, имение Михайловское. Именно в селе Михайловское он вплотную столкнется с жизнью простого народа. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, записывал меткие слова и выражения, запоминал народные песни. Но и там не покидала его няня, она, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. А он их записывал, запоминал. Александр Сергеевич Пушкин написал 6 сказок. Одна из них, это "Сказка о Медведихе", которая так и не была закончена. А "Сказка о царе Салтане" создана в споре.

Восемнадцатого февраля 1831 года Пушкин обвенчался Натальей Николаевной Гончаровой, Это была юная, необыкновенной красоты девушка.

Двадцать седьмого января 1837 года Пушкин, защищая свою честь и честь своей жены, был смертельно ранен на дуэли. 29 января 1837 года Пушкина не стало.

Вся жизнь великого поэта прошла в творчестве и ссылках.

По словам Твардовского Пушкин - это часть культуры нашей страны и его творчество будет жить. (4 учащихся делают заранее подготовленное сообщение).

- Молодцы, ребята, очень интересное сообщение подготовили. (Учитель оценивает учащихся)

- Как вы, думаете, откуда у поэта такая любовь русским народным сказкам? (Её привила няня Арина Родионовна и бабушка М.А.Ганнибал)

5. Словарная работа.

- Пушкин первый из поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно, звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью, русского языка и не переставал изучать его всю жизнь.

- А мы тоже с вами занимались изучением, но уже “пушкинского языка” в сказке о царе Салтане. Автор использует много слов, понятных народу того времени. Сейчас мы называем их устаревшими.

- А как эти слова называются в русском языке ? (Архаизмы, учитель прикрепляет к доске карточку с названием)

- Ребята из следующей группы подготовили словарь устаревших слов. (Дети показывают картинки архаизмов и объясняют их значение) 

- “Сказка скоро сказывается, да не скоро дело делается!”.

- Что это за выражение? (Присказка)

- У Пушкина тоже были свои присказки. Воспользуемся одной из них для минутного отдыха.

6. Физминутка.

“Ветер весело шумит (махи руками над головой вправо-влево)
Судно весело бежит (руки вытянуты вперёд лодочкой, слегка покачиваясь)
Мимо острова Буяна (показывают рукой вправо)
В царство славного Салтана (разводят руки перед грудью, кланяясь)
И желанная страна (разводят руки над головой в разные стороны)
Вот уж издали видна (руки сложены в “подзорную трубу”).

7. Чтение отрывков из произведения.

- Мы читали сказку А.С.Пушкина “О царе Салтане…” и занимались её иллюстрированием. Какие красочные и яркие рисунки вы сделали для нашей выставки! (Учитель показывает указкой на стенд с рисунками)

- Давайте их оживим!

- Для этого, вспомним, как надо читать стихи!

На доске появляются слова:

- интонация,

- дикция,

- логическое ударение.

Учитель показывает на один из рисунков.

- Чей это рисунок? (И так 5 рисунков)

5 учащихся читают отрывки из сказки к своим рисункам.

- Удалось ли ребятам “ оживить свои рисунки”?

8. Инсценировка.

- “Сказка лож, да в ней намёк - добрым молодцам урок”.

- Такие строчки встречаются практически в каждой сказке. О каком намёке идёт речь? Что обязательно есть в любой сказке? (Мысль)

- Что обязательно происходит в каждой сказке? (Добро побеждает зло)

- Чему учит нас сказка Пушкина? (Сострадать ближнему, быть милосердным, терпимым)

- В сказке о царе Салтане добро побеждает зло, там много добрых чудес.

- “Белка там живёт ручная,
Да, затейница, какая!
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…”.

- “Всё в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нём царь Гвидон…”.

- А что происходило далее, нам покажут ребята из группы инсценировки.

Ученики демонстрируют подготовленный отрывок из сказки.

- Спасибо, ребята, молодцы, вы от лично справились со своим заданием. Все аплодируют.

9. Подведение итогов проекта.

- Давайте ещё раз возвратимся к эпиграфу нашего урока.

- Чем сказка А.С.Пушкина роднится с народной?

- Где черпал сюжеты для своих сказок поэт?

- Кто привил Пушкину любовь к народным сказкам?

- Согласны ли вы с высказываниями Т.Мавриной?

10. Рефлексия.

- Каждый урок – это открытие. Мне хотелось бы узнать, что нового вы открыли для себя на этом уроке.

- Перед вами листы бумаги, продолжите фразу: “на уроке чтения я …”, напишите, что вам запомнилось, что понравилось? Какое настроение было у вас?

- Наш урок подходит к концу. Нам хотелось бы сделать всем нашим гостям сюрприз. Мы были вдохновлены сказкой А.С.Пушкина, и наше вдохновение передаём вам!

Дети дарят сюрпризы, сделанные своими руками (коробочка в виде лебедя).

Урок окончен, всем спасибо.