Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Художественно-эстетическое развитие дошкольников включает в себя развитие изобразительных, музыкальных, театральных, художественно-речевых способностей детей.
Наша цель – помочь детям реализовать свои задатки путём выработки специальных приёмов и методов воздействия на все сферы личности ребёнка. Причём работу с дошкольниками нужно вести на основе формирующего и щадящего обучения. Сегодня я хотела бы подробнее остановиться на составляющей кинезотерапии – пальчиковых играх.
Кинезотерапия – это терапия движения. Она включает в себя музыкотерапию, танцетерапию, логоритмику, пальчиковые игры. “Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев” говорил известный педагог В. А. Сухомлинский. В связи с этим возрастает роль пальчиковых игр в системе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Учёными доказано, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения изобразительных, музыкально-исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развития первоначальных навыков письма
Более высокой степенью организации пальчиковых игр является логоритмика (пальчиковые игры с пением), теневой и перчаточный театр. (Внести атрибуты теневого и перчаточного театров)
Пальчиковые игры – это инсценировка, каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, заразительны. Дети получают от них большое удовольствие. Пальчиковые игры можно проводить индивидуально и в групповом общении. Совместная деятельность со сверстниками и взрослыми создают благоприятные условия для формирования учебной мотивации, готовности руки к изобразительной деятельности, письму на основе взаимодействия двигательной сферы со всеми психическими процессами и эмоциональными особенностями дошкольников.
Развивающий потенциал пальчиковых игр может быть реализован лишь в том случае, если движения рук дошкольников будет носить осмысленный характер, а сами руки станут своеобразными орудиями детского воображения. Активно участвуя в зарождении и передаче образов воображения, движущиеся руки способны в буквальном смысле слова приоткрыть дверь в завтрашний день ребёнка и очень многому научить его голову. По словам великого немецкого мыслителя И. Канта, рука является как бы вышедшим наружу головным мозгом. Известны три речевые зоны, находящиеся в коре головного мозга: Пенфенга – проекция кисти руки, Брокка – отвечает за двигательные функции человека, Вернике – отвечает за понимание смысла речи. Кольцова доказала, что от рецепторов зоны Пенфенга, импульсы идут к Вернике, затем к центру Брокка.
Поэтому желательно, чтобы ребёнок не только создавал и воплощал посредством движений своих рук образы, но ещё эмоционально вживался в них, входил в целостное психосоматическое состояние, заданное образом, прислушивался к своим телесным ощущениям, тогда пальчиковые игры будут способствовать интеллектуальному развитию ребёнка, снимать психическое и мышечное напряжение. (Пример 1 “Прилетели гуленьки” 2-я младшая группа Программа “Ладушки” И. Каплуновой, И. Новоскольцевой)
У игр с пальцами есть и другие преимущества: они помогают при обучении таким понятиям как “низ”, “верх”, ознакомлению с числами, счёту; развивают воображение, чувство ритма, мышление, внимание, способность сосредотачиваться (Пример 2 “Не плачь, куколка моя”). Кроме того, пальчиковые игры создают радостное настроение, что способствует созданию психологической комфортности у детей, сплачиванию коллектива.
В своей педагогической практике я широко использую пальчиковые игры: на музыкальных занятиях, как часть занятия, для снятия напряжения в пальцах, при подготовке к музицированию и пению, в театральных постановках на занятиях кружка “Буратино”, на праздничных утренниках (“Подарок Деду Морозу”, “Странные люди” В. Берестов).
Пальчиковые игры выполняются в медленном темпе сначала одной рукой, затем другой, а в конце двумя руками вместе. Педагог следит за правильной постановкой кисти ребёнка и чёткостью переключения с одного движения на другое. Каждое задание имеет название, выполняется 2–3 раза в день, т. е. должен действовать принцип систематичности и многократной повторяемости (если познакомились с игрой на занятии, следует повторить её в течение дня).
Во время занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, возможности. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки (игротренинги), проводимые систематически с самого раннего детства, помогают детям уверенно держать карандаши, ручку, самостоятельно строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки близким, принося им и себе радость.
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться художественно-речевая, изобразительная, конструктивная, театрализованная, музыкально-исполнительская деятельности. Это даёт сделать вывод о возрастании роли пальчиковых игр в системе художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Используемая литература
- Журнал “Дошкольное воспитание” № 10, 2011 год, стр. 49.
- Журнал “Дошкольное воспитание” № 2, 2012 год, стр. 31.
- Журнал “Дошкольное воспитание” № 4, 2012 год, стр. 63.
Пальчиковые игры и упражнения для детей 2–7 лет/ сост. Т. В. Калинина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011.
Интернет-ресурсы
- Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 1 сентября https://urok.1sept.ru
- Сайт для воспитателей детских садов www.doshkoljonok.ru “Памятка для родителей по технике безопасности при нахождении на железнодорожных путях”.
- www.doshvozrast@mail.ru “Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье”.
- www.MAAAM@mail.ru