Тип урока: урок знакомства с новым материалом и первичным закреплением знаний и умений
Цели урока:
- Обучающие: знакомство с формулами суммы кубов и разности кубов и формирование у учащихся навыков применения формул сокращенного умножения.
- Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к урокам математики, развитию грамотной устной математической речи, развитию умения наблюдать, сравнивать, обобщать и анализировать математические ситуации
- Воспитательные: воспитание внимательности, активности
Оборудование: компьютер, проектор, слайдовая презентация, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность класса к уроку. Оформление тетрадей.
- Сегодня наш урок необычный. Мы с вами отправляемся в поход. В поход вместе с формулами сокращённого умножения. (Слайд №1)
Посмотрим на карту нашего путешествия. (Слайд №2)
Поход начинаем у пруда “Воспоминаний” (вспомним какие формулы мы уже знаем). Далее наш путь через лес “Науки” (познакомимся с новыми формулами). Затем на нашем пути водопад “Знаний” (закрепим новые формулы при выполнении упражнений). От водопада направимся в пустыню “Находок” (применим наши знания формул при восстановлении тождеств). А далее нас ждёт море “Ошибок” (постараемся найти ошибки в выражениях).Закончим наш поход в гавани “Итогов”.
- В путь!
2. Пруд “Воспоминаний”.
Слайд№3. Появляется начало формулы, учащиеся записывают формулу в тетрадь полностью и проверяют на экране.
3. Лес “Науки”
Слайд №4. Сегодня знакомимся с формулами суммы и разности кубов
Для разложения на множители суммы кубов используют тождество
Чтобы доказать это тождество умножим двучлен на трёхчлен .
Ученик выполняет умножение на доске.
Множитель в правой части формулы напоминает трёхчлен , который равен квадрату разности a и b. Однако вместо удвоенного произведения в нём стоит просто произведение a и b. Трёхчлен называют неполным квадратом разности a и b.
Сумма кубов двух выражений равна произведению суммы этих выражений и неполного квадрата их разности.
Аналогичная работа с формулой разности кубов.
4. Водопад “Знаний”
Слайд №5 . Разложите на множители (часть заданий выполняется на доске, а часть самостоятельно с последующей проверкой).
- 8 + a3 = (2 + a) (4 - 2a + a2)
5. Пустыня “Находок”
Слайд №6. Восстановите тождества (карточки с пропусками у каждого ученика) приложение №1
Проверка.
6. Море “Ошибок”
Слайд №7. Найдите ошибки в выражениях . Запишите в тетрадь верные тождества.
7. Гавань “Итогов”.
- Слайд №8. Что нового узнали на уроке?
- Чему равна сумма кубов? Разность кубов?
- Понравилось ли путешествие?
- Какой этап был самый интересный?
- Какой этап был самый сложный?
- Определи своё настроение на уроке.
8. Домашнее задание.
Слайд №9. П.з6 № 908 (от 3 до 6 выражений) и №912 (от 3 до 6 выражений)