Урок-игра "Покорение вершины". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Тема: общая характеристика птиц, их классификация, роль птиц в природе и жизни человека.

Задачи:

  • закрепить и обобщить знания об особенностях птиц, их значении в природе и жизни человека;
  • проверить умения выделять признаки приспособленности птиц к условиям обитания;
  • совершенствовать умения учащихся оценивать свой учебный труд;
  • продолжить развитие логического и образно – чувственного мышления, творческих способностей учащихся;
  • продолжить воспитание у школьников бережного отношения к природе.

Оборудование: учебные таблицы по теме, магнитная доска, плакаты и рисунки с изображениями птиц, карточки – задания для работы, карточки – счетчики для выставления оценки по количеству набранных баллов.

Условия игры: урок проводится в форме экспедиции «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов – альпинистов, покоряющих вершину знаний. Игра проходит в два этапа: первый – урок «Подготовка к экспедиции», второй – урок «Восхождение». Класс можно разделить на две команды.

Эпиграф:

«Если вы хотите знать, вы можете знать.
Если вы можете знать, вы будете знать.
Если вы будете знать, захотят узнать вас»
(Китайская мудрость)

Для любого человека птицы – это праздник души, богатство красок и полет – то стремительный, то неторопливый. Птицы – это прекрасные творения живой природы, вершина ее художественного мастерства. Все мы с одинаковым душевным трепетом относимся к этим замечательным творениям природы, желая быть чище, добрее, совершеннее.

Ход первого урока

Как известно, экспедиции всегда предшествует тщательная подготовка, поэтому на первом уроке учащиеся альпинисты проверяют свою готовность к покорению вершины знаний.

I. Проверка снаряжения: «Что возьмем с собой в дорогу».

В импровизированном рюкзачке находятся карточки с названиями основных терминов и понятий темы, которым учащиеся должны дать четкие устные формулировки.

Термины: клюв, контурные перья, зоб, киль, копчиковая железа, цевка, сложный крестец, железистый желудок, мускульный желудок, воздушные мешки, двойное дыхание, четырехкамерное сердце, тазовые почки, выводковые птицы, гнездовые птицы, причины перелетов, способы ориентирования во время перелетов, оседлые птицы, кочующие птицы, перелетные птицы.

II. Метеосводка.

На магнитной доске прикреплены вырезанные из цветной бумаги шесть облаков (рисунок 7), на обратной стороне которых рисунок и текст заданий. Под каждым облаком прикреплена табличка «Пасмурно». Отвечая правильно на вопросы, учащиеся меняют табличку на

«Ясно» – восхождение разрешается.

Вопросы и задания.

  1. Рисунок птичьего яйца (рисунок 1). Что это такое? Расскажите о его строении.
  2. Рисунок аиста (рисунок 2). Что это за птица? Расскажите о приспособлении птиц к полету.
  3. Рисунок воробья (рисунок 3). Что это за птица? Расскажите о внешних покровах птиц.
  4. Рисунок пеликана (рисунок 4). Что это за птица? Расскажите об особенностях дыхательной системы птиц.
  5. Рисунок дятла (рисунок 5). Что это за птица? Расскажите об особенностях размножения птиц.
  6. Рисунок гуся (рисунок 6). Что вам известно о сезонных явлениях в жизни птиц?

III. Тренажер.

Класс разбит на 2 команды и каждая выполняет насколько заданий.

1. «Восстановите порядок».

На магнитной доске в беспорядке размещаются карточки с названиями таксономических единиц: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство.

Все карточки в двойном экземпляре для двух команд. Задача: составить правильную схему систематики животных и указать систематическое положение серой куропатки (для одной команды) и сокола сапсана (для другой команды). Для этого по одному ученику из команды выходят к доске и прикрепляют карточку с названием таксона в правильном порядке, а затем с помощью мела выполняют 2 часть задания.

(вид – серая куропатка,   вид – сокол сапсан,
род – куропатка,   род – сокол,
семейство – тетеревиных,   семейство – соколиные,
отряд – куриные,   отряд – дневные хищные птицы,
класс – птицы,   класс – птицы,
тип – хордовые,   тип – хордовые,
царство – животные,   царство – животные).

2. «Слушай не зевай».

Каждая команда получает карточки с названиями птиц: пингвин, тетерев, кукушка, филин, гусь, страус, грач, стриж, голубь. Учащимся предлагается ряд вопросов, на которые они должны отвечать поднятием соответствующих карточек.

Вопросы:

  1. какие из известных вам птиц не летают, но хорошо плавают, а перья имеют чешуевидные? (пингвин).
  2. у каких из известных вам птиц зимой пальцы ног окаймлены роговыми бахромками? Кроме того, зимой эти птицы зарываются в снег, а весной начинают токовать (тетерев).
  3. какая из известных вам птиц уничтожает многих вредителей леса, в том числе волосатых гусениц, которых не едят другие птицы? (кукушка).
  4. какая из известных вам птиц имеет хороший слух, глаза, приспособленные к ночному видению, летает бесшумно? (филин).
  5. какая из известных вам птиц имеет роговые зубцы по краям клюва? Кроме того, окраска самцов и самок одинаковая, с выводком ходят оба родителя (гусь)
  6. какая из известных вам птиц не летает, хотя имеет крылья, но быстро бегает? (страус).
  7. какая из известных вам птиц раньше других прилетает весной и питается почвенными беспозвоночными? (грач).
  8. какая из известных вам птиц имеет длинные острые крылья, приспособленные для быстрого длительного полета, пьет и охотится на лету? (стриж).
  9. какая из известных вам птиц, зерноядная, в гнездовый период живет парами, в остальное время – стаями? (голубь).
  10. какие из данных птиц выводковые? (пингвин, тетерев, гусь, страус).
  11. какие из данных птиц гнездовые? (кукушка, филин, грач, стриж, голубь).
  12. есть ли среди данных птиц оседлые? (пингвин, тетерев, страус, голубь).
  13. есть ли среди данных птиц кочующие? (кукушка).
  14. есть ли среди данных птиц перелетные? (гусь, стриж)

Ход второго урока

В начале второго урока учащиеся получают карточки-счетчики, где они будут фиксировать в течение урока прохождение каждой высоты в баллах. В конце урока «альпинисты» по счетчику дают оценку своей работе и выясняют, удалось ли им покорить вершину знаний?

Счетчик фамилия, имя  
Высота Баллы
I  
II  
III  
«Проверка снаряжения»  
«Метеосводка»  
«Тренажер»  
Общий результат  
Оценка  

I. Первая высота «Снежная лавина».

Программированный опрос (20 баллов).

Работа выполняется по 2 вариантом. Внесите в таблицы 1и 2 соответствующие номера

в колонку «Представители класса» и буквы в колонки «Признаки класса».

Таблица 1. Особенности строения птиц и пресмыкающихся.

Представители:1 – карась, 2 – саламандра, 3 – прыткая ящерица, 4 – киви, 5 – обыкновенная веретеница, 6 – нанду, 7 – хамелеон, 8 – розовый пеликан, 9 – полоз, 10 – павлин, 11 – гюрза, 12 – бекас, 13 – нильский крокодил, 4 – крачка, 15 – слоновая черепаха.

Признаки класса: А – кожа покрыта роговыми чешуями и щитками; Б-шейные позвонки подвижны; В – хвостовые позвонки срастаются в копчиковую кость; Г – отделы скелета: череп, позвоночник, грудная клетка, плечевой пояс, тазовый пояс, скелет свободной передней конечности, скелет свободной задней конечности; Д – кожа покрыта перьями, а в некоторых местах роговыми чешуями; Е – кровеносная система замкнутая; Ж – 1 круг кровообращения; З – 2 круга кровообращения; И – 2х камерное сердце; К – 3х камерное сердце; Л – 4х камерное сердце; М – грудина имеет киль; Н – кости легкие; О – носовые отверстия, гортань, трахея, 2 бронха, 2 легких ячеистого строения; П – ноздри, носовая полость, гортань, трахея, бронхи, 2 легких губчатого строения, воздушные мешки; Р – головной и спинной мозг и отходящие т них нервы; С – более развит передний, средний мозг и мозжечек; Т – зрение, слух, обоняние; У – зрение, слух, осязание, вкус, обоняние; Ф – у самок парные яичники, у самцов семенники; Х – оплодотворение внутренне; Ц – у самок один левый яичник и яйцевод, у самцов парные семенники и семяпроводы; Ч – оплодотворенная яйцеклетка покрывается оболочками, проходя по яйцеводу.

Таблица 2. Особенности строения птиц и земноводных.

Представители: 1 – желтопузик, 2 – травяная лягушка, 3 – речная крачка, 4 – квакша, 5 – ара, 6 – гаттерия, 7 – зеленая жаба, 8 – сыч, 9 – краснобрюхая жерлянка, 10 – колибри, 11 – тритон, 12 – желна, 13 – саламандра, 14 – клест.

Признаки класса: А – кожа покрыта перьями, а в некоторых местах роговыми чешуями; Б – кожа голая со слизистыми железами, постоянно влажная; В – шейные позвонки подвижны; Г – отделы скелета: череп, позвоночник, грудная клетка, плечевой пояс, тазовый пояс, скелет свободной передней конечности, скелет свободной задней конечности; Д – нет грудной клетки; Е – кровеносная система замкнутая; Ж – 1 круг кровообращения; З – 2 круга кровообращения; И – 2х камерное сердце; К – 3х камерное сердце; Л – череп уплощен сверху вниз; М – грудина имеет киль; Н – кости легкие; О – ноздри, носовая полость, гортань, трахея, бронхи, 2 легких губчатого строения, воздушные мешки; П – ноздри, ротовая полость, гортань, легкие с тонкими ячеистыми стенками, пронизанные капиллярами; Р – головной и спинной мозг и отходящие т них нервы; С – более развит передний, средний мозг и мозжечек; Т – зрение, слух, обоняние; У – хорошо развито кожное чувство; Ф – у самок парные яичники, у самцов семенники; Х – оплодотворение внутренне; Ц – оплодотворение наружное; Ч – у самок один левый яичник и яйцевод, у самцов парные семенники и семяпроводы; Ш – оплодотворенная яйцеклетка покрывается оболочками, проходя по яйцеводу.

Между выполнением отдельных заданий организуются «привалы» – минуты отдыха, во время которых, перед покорением очередной высоты, учащиеся рассказывают интересные истории, биологические анекдоты или проводят физкультминутку.

Первый привал «Ну и Ну!».

  1. По древнегреческому приданию, бог войны не смог отправиться в поход, так как в его опрокинутом боевом шлеме свила себе гнездо голубка. С этим преданием связано представление о голубе как о птице мира.
  2. Орлы умудряются использовать камни как орудия: поднявшись в воздух, птица прицельно бросает камень, чтобы разбить страусиные яйца.
  3. Пингвин при линьке теряет все перья сразу. Затем спокойно стоит на одном месте 14-15 дней, дожидаясь, пока вырастет новое оперение. Все это время он обходится без пищи.
  4. На Суматре, Борнео, Цейлоне водится стриж – салангана. Свои гнезда он строит из слюны. Местные жители употребляют их в пищу.
  5. На берегах Амазонки живет птица гоацин, напоминающая фазана с желтым хохолком. В раннем возрасте крылья ее снабжены когтями, с их помощью птенцы ловко лазают по деревьям, производя впечатление пресмыкающихся. Гоацин не кричит, а квакает как лягушка.
  6. Самые маленькие птицы в мире – колибри, их насчитывается около 300 видов. Среди этих птиц есть свой карлик. Это колибри – шмель, массой менее 2 грамм, обитающий на острове Куба.

II. Вторая высота «Ледяная трещина» (18 баллов).

В рассказе – небылице необходимо найти и исправить 9 ошибок.

«1. Летом я жила в деревне. 2. Однажды, гуляя в лесу, я увидела археоптерикса. 3. Он был огромным, как тетерев. 4. Его полет был плавным и красивым. 5. А хвост у него был как у современных птиц. 6. На крыльях я увидела по 4 пальца с когтями. 7. По всей видимости, необходимых для лазания по деревьям. 8. Увидев меня, археоптерикс громко «закричал». 9. На челюстях его клюва я не увидела зубов. 10. Вероятно, он испугался за свое гнездо, которое находилось под одним из деревьев. 11. Тогда я ушла домой».

(ошибки: 2. археоптерикс жил 150 млн. лет назад; 3. археоптерикс был небольшим, как сорока; 4. археоптерикс не летал, а планировал; 5. хвост археоптерикса похож на хвост пресмыкающихся; 6. на крыльях по 3 пальца с когтями; 9. на челюстях есть зубы; 10. археоптериксы вели древесный образ жизни).

Второй привал «Легендарные птицы».

  1. Не об одной птице не сложено столько легенд, столько поверий. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считают ее символом благосостояния, Полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица? (сова).
  2. Послушайте вторую легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювом гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и сохраняют красоту оперения. Узнали? (клесты).
  3. В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же ее настоящее имя? (кукушка).
  4. А вот еще одна легендарная птица. Она ведет ночной образ жизни. У не необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие, неприспособленные для ходьбы ноги, а главное – огромный рот. По вечерам эта птица часто вьется над стадами, шныряет прямо возле самого вымени коз и коров. В Испании ее зовут обманщиком пастухов. А как ее называют у нас? (козодой).

III. Третья высота «Камнепад» (9-13 – 15 балла).

Школьники получают на выбор дифференцированные карточки – задания различной степени сложности. На бумаге с красным кружком отпечатано задание, при успешном выполнении которого ученик получает оценку «5» (задание 1). На бумаге с синим кружком задание на оценку «4» (задание 2), на бумаге с желтым кружком – на оценку «3» (задание 3).

Задание 1.

1. Рассмотрите схему внутреннего строения сизого голубя. Выпишите в тетрадь названия внутренних органов, обозначенных на схеме цифрами 1-10

2. Выберите правильный ответ.

А. Основная роль птиц в природе заключается в том, что они:

  1. важное звено в цепях питания;
  2. распространяют семена растений;
  3. опыляют растения;
  4. регулируют численность насекомых и грызунов.

Б .За счет чего птицы обладают большой остротой зрения?

  1. хорошо развито третье веко;
  2. изменена форма хрусталика;
  3. изменено расстояние между хрусталиком и сетчаткой;
  4. цветное зрение.

В. За счет чего произошло разделение артериальной и венозной крови у птиц?

  1. за счет 4х камерного сердца;
  2. за счет возрастания скорости кровообращения;
  3. за счет исчезновения дуги аорты, выходящей из правого желудочка;
  4. за счет высокого уровня окислительных процессов.

Г. Какая часть скелета служит прочной опорой для ног птицы?

  1. позвоночник;
  2. тазовый пояс;
  3. сложный крестец;
  4. грудная клетка.

Д. Об усложнении поведения птиц по сравнению с пресмыкающимися свидетельствует:

  1. крупные размеры мозжечка;
  2. увеличение размеров среднего мозга;
  3. хорошо развитое зрение;
  4. лучшее развитие переднего мозга.

Задание 2.

1. Рассмотрите схему строения кровеносной системы сизого голубя. Выпишите в тетрадь названия органов, обозначенных на схеме цифрами 1–8.

  
Выберите из предложенного ниже списка направления природоохранной деятельности для птиц:

  1. развешивание скворечников и других искусственных гнездовий;
  2. Закон об охране природы;
  3. промысловая и спортивная охота;
  4. создание заповедников;
  5. не убивать птиц и не разорять их гнезд;
  6. развешивание кормушек зимой;
  7. установление сроков охоты на промысловых птиц;
  8. птицеводство;
  9. Красная книга.

Задание 3.

1. Рассмотрите рисунок. Определите, какие отделы тела птицы обозначены на нем цифрами 1–4

2. Назовите лишнюю птицу и укажите причину, по которой она лишняя.

  1. дятел – жаворонок – соловей
  2. канюк – скопа – филин
  3. скворец – синица – иволга
  4. страус – пингвин – дрофа
  5. эму – чайка – нанду.

Ответ:

  1. дятел, т.к оседлая, а соловей и жаворонок перелетные.
  2. филин, т.к он ночной хищник, а канюк и скопа – дневные хищники.
  3. иволга, т.к встречается в культурных ландшафтах.
  4. дрофа, т.к летает, а страус и пингвин не летают.
  5. чайка, т.к она к страусам не относится.

При подведении итогов игры учитель обращается к классу со словами: «Дорогой альпинист! Если ты набрал более 60 баллов, то ты покорил вершину знаний – молодец!

Если ты набрал 50-60 баллов – покорил вторую высоту, хорошо! Если 40-49 – удовлетворительно, ты пока одолел только первую высоту, это тоже неплохо. Если ты набрал менее 35 баллов, то ты остался у подножия вершины. Но не огорчайся. Тебе нужно еще раз пройти тщательную подготовку и повторить восхождение, твоя высота еще впереди». Учащиеся проводят подсчет набранных баллов и выставляют себе оценку за урок. Учитель благодарит ребят за активную работу, дарит плакаты, на которых изображены редкие и исчезающие виды птиц России, предлагает познакомить с ними своих друзей, братьев, сестер, родных. Урок заканчивается словами: «Мы должны сохранить этих птиц для будущих поколений. И пусть это будет частью домашнего задания, но не на день, не на год, а на всю вашу дальнейшую жизнь!»

Не разоряйте птичьего гнезда, –
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора;
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.
(К. Кулиев)

Рисунки и таблицы к уроку – Приложение.