Цель: воспитание бережного отношения к окружающей природе, растениям. Развитие познавательного интереса к окружающему миру.
Подготовительный этап: Заранее участникам викторины предлагается собрать команды, выбрать капитанов, придумать название команды, девиз, за правильный ответ команда получает жетон, выигрывает команда, набравшая большее количество жетонов.
Оборудование: картинки растений, карточки с заданиями для конкурсов, накопительные жетоны.
1. Часто можно видеть как «цветет» вода в прудах и лужах. Она принимает ярко- зеленый цвет. Назовите виновников этого явления (одноклеточные зеленые водоросли).
2. Некоторые морские водоросли настолько велики, что образуют настоящие подводные леса, которые занимают огромные пространства. Они простираются на тысячи километров. Назовите известные вам водоросли-гиганты (ламинария, макроцистис, нереоцистис).
3. В царстве водорослей есть одна, которая в последнее время пользуется особым вниманием ученых. Эта водоросль еще и путешественница, она была в космосе. Что это за водоросль и как ее можно использовать в космосе? (хлорелла; продукт питания для космонавтов, нормализует газообмен в кабине корабля и на станции, очень вынослива к любым изменениям температуры).
4.Имеющиеся в водорослях соединения калия, кальция, фосфора, железа, микроэлементы меди, мышьяка, кобальта используются в сельском хозяйстве. В связи с этим, назовите конкретные области применения водорослей в сельском хозяйстве ( на полях в качестве удобрений, повышающих плодородие почвы и урожайность растений).
5. В пищевой промышленности (для производства конфет, пастилы, мармелада, суфле, мороженого), в животноводстве (для подкормки животных), в медицине ( для выращивания полезных бактерий) применяется вещество агар-агар. Из каких водорослей его получают? (из красных).
6. Вам хорошо известен мох, растущий на болотах, сфагнум. Его называют «белый мох». Почему? (в высушенном виде это растение имеет светло-серый цвет).
7. В залежах торфа часто находят сохранившиеся части растений, трупы животных и множество других предметов. Почему такое возможно? (в глубинах торфяного болота почти отсутствует гниение, так как здесь нет благоприятных условий для жизни гнилостных бактерий).
8. Ученые считают, что мхи произошли от водорослей. Верно ли это? (да, так как при прорастании споры мхов образуется многоклеточная, зеленая, ветвящаяся нить, похожая на многоклеточную, нитчатую, зеленую водоросль).
9. Мхи - это наземные растения. А как они закрепляются в почве? (с помощью ризоидов- тонких нитевидных выростов).
10.В последние годы становится все более очевидным, что во многих случаях осушение болот производить нельзя. Согласны ли вы с этим? Почему? (да, так как возникают нежелательные изменения климата и природных ландшафтов. Ведь в области сфагновых болот расположены истоки многих рек. Кроме того, многие болота подлежат специальной охране, так как там произрастают редкие растения).
11.Папоротники очень разнообразны по внешнему виду, но все они принадлежат к высшим растениям. Почему? ( так как у них есть вегетативные органы: корень, стебель, листья).
12. Есть народное поверье, что папоротник цветет единственный раз в году накануне древнего языческого праздника Ивана Купалы, 7 июля. Вы видели цветки папоротника? Почему? (папоротник не цветет, он размножается не семенами, а спорами).
13. Мы привыкли к тому, что распустившиеся листья больше уже не растут. Листья березы или дуба, например, в августе таких же размеров, как в июне. А вот у папоротников иначе. В чем это выражается? (листья папоротников растут дольше, в тропических странах подчас несколько лет. Они растут верхушкой, как побег).
14. Спора папоротников, попав на влажную почву, прорастает, образуя зеленого цвета, сердцевидной формы пластинку диаметром 2-5 мм. Как она называется? (заросток, половое поколение папоротника).
15. Папоротники, в спорангиях которых созревают споры одинакового размера, называются равноспоровыми. А как называются папоротники, в спорангиях которых созревают споры, разные по размеру? (разноспоровые)
16. Какое известное вам растение называют « волчья лапа»? У него длинный стебель с отходящими веточками, густо покрытыми мелкими листочками, похожими на хвою. (плаун).
17. Споры этого растения содержат 49% жира и 2% сахара. Их употребляют для пересыпки пилюль, что бы они не становились влажными, и как присыпку для грудных детей. Назовите это растение (плаун).
18. Это растение часто встречают на полях с «кислой» почвой, на обрывах, около канав и дорог. Дети ошибочно называют его « елочкой». Что это за растение? (хвощ).
19. Корневище этого растения имеет клубеньки, содержащие крахмал. Еще в древности эти растения употребляли в пищу, о чем говорят их останки в сосудах, найденных при раскопках древних могил. Что это за растение? (хвощ).
20. У папоротников молодые листья улиткообразно закручены. Имеют ли эти листья какое- либо значение для человека? (человек их употребляет в пищу).
21. Известный русский ботаник и путешественник А.Н.Краснов писал о лесах: «Вы не видите ни коры, ни стеблей, все скрыто в нежном зеленом футляре, придающим в туманном полумраке леса стволам чудовищную толщину и неясные неопределенные контуры». Как вы думаете, почему леса так выглядят? (так как на стволах и ветвях в таких лесах поселяются зеленые мхи).
22. Великий немецкий поэт, ботаник и философ, Гете, вложил в уста Мефистофеля, во время его прогулки с Фаустом в горах Гарца, такие слова: « Не освещает ли для пира здесь Маннон пышно свой чертог?». Здесь речь идет об одном из свойств некоторых мхов, о котором Гете хорошо знал. Это свойство дало повод для легенд и сказок об охраняемых гномами зачарованных сокровищах, не дающихся в руки человека. Что это за свойство? (это свойство некоторых мхов выражается в способности их светится в полумраке пещер и расщелинах скал. Например, есть такой мох, схистостега перистая, Schistostega pennata,которая имеет светящуюся протонему).
23. Вы знаете, что листья у растений бывают черешковые или бесчерешковые (сидячие). А какие листья у мхов? (сидячие).
24. У двудомных мхов есть два вида растений мужские и женские. Как вы думаете, можно ли по внешнему виду определить какое растение мужское, а какое женское? (женские растения у листостебельных мхов более крупные и развитые, чем у мужских).
25. В медицине это растение применяли как перевязочный материал во время войны с Японией, а также во время первой и второй мировых войн. Что это за растение? (сфагнум).
26. Эти растения содержат сильный парализующий яд, сходный по характеру действия с кураре. Поэтому позвоночные травоядные животные не употребляют в пищу эти растения. О каких растениях идет речь? (некоторые виды плауно).
27. Споры этих растений быстро погибают во внешней среде. Прорастают лишь те, которые вскоре после выпадения из спорангия попадают на затененную влажную поверхность почвы или в воду. Назовите эти растения (хвощи).
28. Эти растения опасны для лошадей: попадаясь в большом количестве в сене, они могут явиться причиной болезни, которая в России была известна под названием « шатуна» или «пьяной болезни» . Что это за растения?( хвощи полевой, болотный, приречный).
29. Вы знаете, что листья папоротников могут расти долго. Растут они верхушкой, как побег. Предположите, от чего произошли листья папоротников? (от ветвей, в результате их уплощения и ограничения в росте).
30. Как вы думаете, какую функцию выполняют листья папоротников? (фотосинтез и спороношение).
31. Для прорастания спор большинства папоротников необходима температура от 15 до 300 С и влажность. А что нужно еще? (свет, особенно красная часть спектра)
32. Эта группа водорослей откладывает в своих клеточных стенках карбонат кальция. Благодаря этому эти водоросли играют важную роль в образовании коралловых рифов. Что это за водоросли? (красные коралловые водоросли).
33. Японцы научились перерабатывать эту водоросль в безвкусный белый порошок, богатый витаминами и белком. Его можно смешивать с мукой при изготовлении хлебобулочных изделий. Назовите эту водоросль (хлорелла).
34. Как вы думаете, бриология – это наука, которая изучает водоросли, мхи или папоротники? (мхи).
35. Как вы можете доказать, что мхи – это высшие растения? (у них есть стебель и листья).
36. Эти растения могут переносить без вреда для себя длительное пересыхание, теряя при этом видимые признаки жизни, и снова легко оживать при наступлении благоприятных условий. Что это за растения? (моховидные).
37. На суше скапливалось много воды. Существовали бесконечные озера и болота, соединявшиеся с мелководными морскими заливами. Из-за большого количества водяных паров освещение было мягкое и рассеянное. Когда это было? Какие растения росли в этих условиях? (300 млн. лет назад, древовидные папоротники, хвощи и плауны).
38. Что можно получить из каменного угля? (горючий газ, лекарственные препараты, азотные удобрения, смолы, взрывчатые вещества, бензол, фенол, пластмассы, красящие вещества).
39. Назовите известные вам месторождения каменного угля (Украина – Донбасс, Сибирь – Кузбасс, Казахстан - Карагандинский угольный бассейн, север – Воркута).
40. Можно ли споры папоротника считать семенами? (Нет, в семенах есть запас питательных веществ, из семени развивается растение, из споры – заросток).
41. Есть в лесу травянистое растение, которое способно царапать сталь. Один из его видов называют «зимующим». Стебли его особенные, не такие, как у летних растений. Они сохраняются живыми круглый год. На конце стебелька находится спороносная коробочка. Что это за растение? (Хвощ.)
42. Почему некоторые водоросли используют для очистки сточных вод канализации? (Например хламидомонада способна всасывать всей поверхностью растворенные в воде органические вещества, что способствует очищению загрязненных вод).
43. Что общего у водорослей с высшими растениями, произрастающими на суше? (процесс фотосинтеза).
44. Лесной лен, не хвален
Никого он не одел
Синим глазом, не глядел
И коробочка без семени
Он совсем иного племени.
Что это за лен? (Зеленый мох - Кукушкин лен)
45. Волшебная птица под небом гнездится,
С зеленым пером, с широким вайи крылом
А вместо малого птенца, сидит улитка в три кольца. (Папоротник)