Логопедическое занятие "Звук и буква "Щщ""

Разделы: Логопедия


Цели:

  1. Уточнение артикуляции звука [щ], ориентиры для написания букв Щ щ.
  2. Развитие фонематического восприятия.
  3. Развитие звуко-слогового анализа слов.
  4. Развитие связной речи.
  5. Развитие просодии.
  6. Закрепление правописания правила ЩА-ЩУ.
  7. Развитие функции словоизменения.
  8. Развитие мелкой моторики.
  9. Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, цветные карандаши, ручки, листы с заданиями, зеркала, карточки со знаками препинания, таблицы с правилами, мультимедийное оборудование.

I. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

– Дорогие ребята, давайте поздороваемся!

"Здравствуйте" – ты скажешь человеку.
"Здравствуй!" – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

– Сегодня нас ждет много интересной работы. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
– Покажите свое настроение в начале урока. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Молодцы! А теперь начнем работать. Сядьте ровно, руки положите перед собой.

II. Сообщение темы занятия.

Отгадайте загадку.

– Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец? (Емеля.) (Изображение Емели вывешивается на доску.)

– Знаком ли вам этот сказочный герой?
– Из какой он сказки?
– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
– Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду? Какие волшебные слова сказала Щука Емеле?
– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. По щучьему велению, по нашему хотению! Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой. Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово щука, выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А].
– С какого звука начинается слова щука? (Со звука [щ]).
– Тема нашего занятия “Звук [щ]. Буквы Щщ”.

III. Артикуляционная и акустическая характеристика звука[щ].

1. Характеристика звука.

Посмотрите на картинку. (Показ картинки-символа “Щетка”.)

Щетка чистим вещи: Щ-Щ-Щ.

– Итак, звук [щ] – губы – рупором, кончик языка – прижат к нижним зубам, выдыхаемый воздух – теплый. Посмотри правильность выполнения движений в зеркало.
– Давайте дадим характеристику звука Щ. Можем мы пропеть звук Щ?

Он согласный или гласный? Звонкий или глухой? (Дети кладут рука на горло.) Твердый или мягкий?

– Согласный звук Щ – глухой, всегда мягкий. Обозначается буквой Ща. (Показ буквы.)
– Выложите букву Щ из палочек.
– На что похожа буква Щ? (На расческу.)

На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!

2. Развитие фонематического восприятия.

– Сейчас щука проверит, как вы внимательно умеете слушать. Я буду произносить слова, а вы хлопните тогда, когда услышите в слове звук Щ:

щи, чулок, щенок, цирк, плащ, ищу, шапка, часы, лещ. (Дети определяют позицию звука в слове, рот логопеда закрыт экраном.)

IV. Связь с буквой.

– По щучьему велению, по моему хотению, покажи нам щука, как правильно пишется печатная буква Щ. (Показ буквы на экране проектора.)
– Возьмите лист и зеленый карандаш и напечатайте 3 заглавные буквы Щ. (Правила посадки.)
– Почему мы печатаем букву Щ зеленым карандашом?
– Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напечатайте еще одну точно такую же.
– Для чего нужна заглавная буква Щ?
– Сейчас посмотрите, как правильно написать маленькую печатную букву Щ.

(Показ буквы на экране проектора.)

– Возьмите зеленый карандаш и напечатайте маленькую букву Щ. Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напечатайте еще одну точно такую же. (Правила посадки.)

V. Чтение слоговой таблицы.

– Найдите на листе задание 2. Давайте прочитаем слоги с буквой Щ. По щучьему велению, по моему хотению прочитайте все слоги правильно, без ошибок! (Дети читают по цепочке.)

– Хором прочитаем все слоги!

VI. Физкультминутка.

– Давайте отдохнем, и снова поможет нам в этом щука. (Показ движений соответственно содержанию каждой строки.)

Щука в озере жила,
Червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей,
Пригласила трех ершей.
Говорили всем ерши,
Щи у щуки хороши!

VII . Звуко-буквенный анализ слов.

– По щучьему велению, по нашему хотению!
– Делаем схему слова лещи, внимание на экран.

  1. Делим слово на слоги ле-щи? (Картинка № 2.)
  2. Сколько в этом слове слогов? (Картинка № 2.)
  3. Назовите первый слог ле – это слог-слияние с мягким согласным, обозначаем прямоугольником зелено-красного цвета.
  4. Слог закончился, отделяем вертикальной чертой.
  5. Назовите второй слог щи – это слог-слияние с мягким согласным, обозначаем прямоугольником зелено-красного цвета.
  6. Ставим ударение. На какой слог падает ударение? На второй слог, на гласную и.

– Делаем схему слова овощи, внимание на экран. (Аналогично.)

VIII. Развитие просодии.

– А теперь скороговорка про щуку. (Прикрепить на доску карточки со знаками препинания . ? !)
– Внимательно послушайте скороговорку: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу”.
– Что я сказала? Что поставим в конце предложения?
– А теперь давайте произнесем эту скороговорку с вопросительной интонацией: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу?”
– Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Вопросительный знак, так как предложение содержит вопрос.
– А теперь давайте произнесем эту скороговорку с чувством радости: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу!”
– Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Восклицательный знак, так как в предложении передается чувство радости.

IX. Развитие связанной речи.

– Ребята, нам щука приготовила сюрприз, по щучьему велению, по моему хотению покажи нам щука мультфильм про щенка (Просмотр м/ф).
– Кто такие щурята? Маленькие щуки.
– А теперь давайте по картинкам перескажем содержание мультфильма.

X. Физкультминутка – направленная на расширение словарного запаса, с помощью суффикса -ищ.

– Давайте отдохнем, повторяйте слова и движения за мной.

У нашего котищи
Вот такие глазищи!
У нашего котищи
Вот такие усищи!
У нашего котищи
Вот такие когтищи!

– Когда мы говорим слова ГЛАЗИЩИ, УСИЩИ, КОГТИЩИ?
– А сам котище, какой?

XI. Работа в тетради + орфограмм ща, щу.

– По щучьему велению, по моему хотенью, возьмите лист, сядьте ровно и внимательно посмотрите и послушайте, как правильно написать заглавную письменную букву Щ. (На доске наклонные линии, объяснение.)
– Возьмите ручку и напишите с помощью наклонного листа 3 письменные заглавные буквы Щ.
– Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напишите еще одну точно такую же.
– Сейчас посмотрите, как правильно написать строчную письменную букву щ. (На доске наклонные линии, объяснение.)
– Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напишите еще одну точно такую же.
– Молодцы! А сейчас Щука приготовила для вас игру: я вам буду показывать картинки, а вы должны будете записать только первую букву каждого слова.
– Какое слово у вас получилось? Что в нем особенного? (У детей получаются слова: роща, тащу.)
– Как пишутся эти слова?

(На доску вывешиваются карточки “Ща пиши с а! Щу пиши с у!”.)

XII. Домашнее задание.

– Дома вам надо отработать чтение слогов, повторить новые правила. А Щука за хорошую работу приготовила вам сюрприз – это лист-раскраска: дома раскрасьте букву Щ.

XIII. Рефлексия.

– Кто к нам приходил в гости на занятие?
– С каким звуком мы сегодня работали? Какой буквой на письме обозначаем звук [щ]?

–Красную рыбку в ведро положит тот ученик, который усвоил произношение звука [щ], запомнил написание буквы Щ, на письме не будет путать написание буквы Щ с другими буквами, а желтую рыбку положит тот ученик, которому еще надо поработать со звуком [щ] и с буквой Щ.