Логопедическое занятие "Звук и буква "Щщ""
Цели:
- Уточнение артикуляции звука [щ], ориентиры для написания букв Щ щ.
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие звуко-слогового анализа слов.
- Развитие связной речи.
- Развитие просодии.
- Закрепление правописания правила ЩА-ЩУ.
- Развитие функции словоизменения.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления.
Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, цветные карандаши, ручки, листы с заданиями, зеркала, карточки со знаками препинания, таблицы с правилами, мультимедийное оборудование.
I. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.
– Дорогие ребята, давайте поздороваемся!
"Здравствуйте" – ты скажешь человеку.
"Здравствуй!" – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
– Сегодня нас ждет много интересной работы. Мы будем узнавать
новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
– Покажите свое настроение в начале урока. Посмотрите друг на друга
и улыбнитесь. Молодцы! А теперь начнем работать. Сядьте ровно, руки
положите перед собой.
II. Сообщение темы занятия.
Отгадайте загадку.
– Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец? (Емеля.) (Изображение Емели вывешивается на
доску.)
– Знаком ли вам этот сказочный герой?
– Из какой он сказки?
– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?
– Почему Емеля отпустил щуку обратно в воду? Какие волшебные слова
сказала Щука Емеле?
– Попросим и мы щуку исполнить наше желание. По щучьему велению, по
нашему хотению! Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой.
Вы уже догадались, с каким? Если нет, то произнесите слово
щука, выделяя каждый звук. [Щ]-[У]-[К]-[А].
– С какого звука начинается слова щука? (Со звука [щ]).
– Тема нашего занятия “Звук [щ]. Буквы Щщ”.
III. Артикуляционная и акустическая характеристика звука[щ].
1. Характеристика звука.
Посмотрите на картинку. (Показ картинки-символа “Щетка”.)
Щетка чистим вещи: Щ-Щ-Щ.
– Итак, звук [щ] – губы – рупором, кончик языка – прижат к
нижним зубам, выдыхаемый воздух – теплый. Посмотри правильность
выполнения движений в зеркало.
– Давайте дадим характеристику звука Щ. Можем мы пропеть звук
Щ?
Он согласный или гласный? Звонкий или глухой? (Дети кладут рука на горло.) Твердый или мягкий?
– Согласный звук Щ – глухой, всегда мягкий. Обозначается буквой
Ща. (Показ буквы.)
– Выложите букву Щ из палочек.
– На что похожа буква Щ? (На расческу.)
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
2. Развитие фонематического восприятия.
– Сейчас щука проверит, как вы внимательно умеете слушать. Я буду произносить слова, а вы хлопните тогда, когда услышите в слове звук Щ:
щи, чулок, щенок, цирк, плащ, ищу, шапка, часы, лещ. (Дети определяют позицию звука в слове, рот логопеда закрыт экраном.)
IV. Связь с буквой.
– По щучьему велению, по моему хотению, покажи нам щука, как
правильно пишется печатная буква Щ. (Показ буквы на экране
проектора.)
– Возьмите лист и зеленый карандаш и напечатайте 3 заглавные буквы
Щ. (Правила посадки.)
– Почему мы печатаем букву Щ зеленым карандашом?
– Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и
напечатайте еще одну точно такую же.
– Для чего нужна заглавная буква Щ?
– Сейчас посмотрите, как правильно написать маленькую печатную
букву Щ.
(Показ буквы на экране проектора.)
– Возьмите зеленый карандаш и напечатайте маленькую букву Щ. Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напечатайте еще одну точно такую же. (Правила посадки.)
V. Чтение слоговой таблицы.
– Найдите на листе задание 2. Давайте прочитаем слоги с буквой Щ. По щучьему велению, по моему хотению прочитайте все слоги правильно, без ошибок! (Дети читают по цепочке.)
– Хором прочитаем все слоги!
VI. Физкультминутка.
– Давайте отдохнем, и снова поможет нам в этом щука. (Показ движений соответственно содержанию каждой строки.)
Щука в озере жила,
Червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей,
Пригласила трех ершей.
Говорили всем ерши,
Щи у щуки хороши!
VII . Звуко-буквенный анализ слов.
– По щучьему велению, по нашему хотению!
– Делаем схему слова лещи, внимание на экран.
- Делим слово на слоги ле-щи? (Картинка № 2.)
- Сколько в этом слове слогов? (Картинка № 2.)
- Назовите первый слог ле – это слог-слияние с мягким согласным, обозначаем прямоугольником зелено-красного цвета.
- Слог закончился, отделяем вертикальной чертой.
- Назовите второй слог щи – это слог-слияние с мягким согласным, обозначаем прямоугольником зелено-красного цвета.
- Ставим ударение. На какой слог падает ударение? На второй слог, на гласную и.
– Делаем схему слова овощи, внимание на экран. (Аналогично.)
VIII. Развитие просодии.
– А теперь скороговорка про щуку. (Прикрепить на доску карточки
со знаками препинания . ? !)
– Внимательно послушайте скороговорку: “Щуку я тащу, тащу, щуку я
не упущу”.
– Что я сказала? Что поставим в конце предложения?
– А теперь давайте произнесем эту скороговорку с вопросительной
интонацией: “Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу?”
– Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Вопросительный
знак, так как предложение содержит вопрос.
– А теперь давайте произнесем эту скороговорку с чувством радости:
“Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу!”
– Какой знак мы поставим в конце этого предложения? Восклицательный
знак, так как в предложении передается чувство радости.
IX. Развитие связанной речи.
– Ребята, нам щука приготовила сюрприз, по щучьему велению, по
моему хотению покажи нам щука мультфильм про щенка (Просмотр
м/ф).
– Кто такие щурята? Маленькие щуки.
– А теперь давайте по картинкам перескажем содержание
мультфильма.
X. Физкультминутка – направленная на расширение словарного запаса, с помощью суффикса -ищ.
– Давайте отдохнем, повторяйте слова и движения за мной.
У нашего котищи
Вот такие глазищи!
У нашего котищи
Вот такие усищи!
У нашего котищи
Вот такие когтищи!
– Когда мы говорим слова ГЛАЗИЩИ, УСИЩИ, КОГТИЩИ?
– А сам котище, какой?
XI. Работа в тетради + орфограмм ща, щу.
– По щучьему велению, по моему хотенью, возьмите лист, сядьте
ровно и внимательно посмотрите и послушайте, как правильно написать
заглавную письменную букву Щ. (На доске наклонные линии,
объяснение.)
– Возьмите ручку и напишите с помощью наклонного листа 3 письменные
заглавные буквы Щ.
– Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напишите
еще одну точно такую же.
– Сейчас посмотрите, как правильно написать строчную письменную
букву щ. (На доске наклонные линии, объяснение.)
– Найдите самую красивую букву, поставьте красную точку и напишите
еще одну точно такую же.
– Молодцы! А сейчас Щука приготовила для вас игру: я вам буду
показывать картинки, а вы должны будете записать только первую
букву каждого слова.
– Какое слово у вас получилось? Что в нем особенного? (У детей
получаются слова: роща, тащу.)
– Как пишутся эти слова?
(На доску вывешиваются карточки “Ща пиши с а! Щу пиши с у!”.)
XII. Домашнее задание.
– Дома вам надо отработать чтение слогов, повторить новые правила. А Щука за хорошую работу приготовила вам сюрприз – это лист-раскраска: дома раскрасьте букву Щ.
XIII. Рефлексия.
– Кто к нам приходил в гости на занятие?
– С каким звуком мы сегодня работали? Какой буквой на письме
обозначаем звук [щ]?
–Красную рыбку в ведро положит тот ученик, который усвоил произношение звука [щ], запомнил написание буквы Щ, на письме не будет путать написание буквы Щ с другими буквами, а желтую рыбку положит тот ученик, которому еще надо поработать со звуком [щ] и с буквой Щ.