Цель: Учить обозначать на письме мягкость согласного звука с помощью мягкого знака.
Задачи:
1) познакомить со вторым способом обозначения мягкости согласных;
2) развивать умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки;
3) развивать навык правописания слов с мягким знаком в конце слов;
4) развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа и
синтеза,
5) уточнять и обогащать словарный запас;
6) развивать внимание (устойчивость, концентрацию, переключаемость), слуховую и
зрительную память, логическое мышление (обобщение, классификация).
Оборудование: стилизованная картинка мягкого знака, предметные картинки животных, птиц, рыб, озеро,; звуковые схемы, карточки, запутанные буквы, картинки (мел, мель, шест, шесть), презентация.
Ход занятия
I. Организационный момент
.Л. Сядет тот, кто отгадает слово и назовет последний звук, даст характеристику звуку.
– Что наступает после утра?
– Сколько дней в недели?
– Что между летом и зимой?
– Последний месяц года?
– Второй день недели?
II. Работа над материалом.
1. Развитие кратковременной слуховой памяти и логического мышления (операции обобщение, классификация), подведение к сообщению темы.
Л. Вспомните и назовите все слова еще раз.
О.
Л. Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?
О.
Л. Р-а, а почему в словах: день, семь, осень, декабрь последний звук согласный мягкий?
О.
Л. Какую роль играет мягкий знак в словах?
О.
Л. Как будет звучать тема нашего занятия.
2. Сообщение темы и цели занятия.
О.
Л. Молодцы. Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце слова и учиться правильно писать и читать слова с этой буквой. Презентация. Слайд 1.
3. Закрепление образа буквы -Ь-, развитие мелкой моторики, зрительного внимания, зрительного гнозиса.
Л. Найдите каждый себе букву -Ь- и обведите своим мелком.
4. Закрепление знаний о мягком знаке.
Л. Чем отличается буква Ь от всех остальных букв?
О.
5. Работа со словами-паронимами. Слайд 2.
Л. Составьте слова из букв и подберите к ним картинки, которые будут отличаться по написанию только одной буквой, а какой вы мне и Ь скажите, выполнив задание.
Е, М, Л
У, О, Л, Г картинки: мел-мель, шест-шесть, угол-уголь
Ш, С, Е, Т
Л. Какой буквой отличаются пары слов? Кто уже догадался?
О.
Л. Давайте сравним 1-ю пару слов по значению, по звучанию, написанию.
– Что обозначает слово МЕЛ; МЕЛЬ?
– Какой последний звук в слове МЕЛ; МЕЛЬ?
– Чем отличаются эти слова по написанию?
– Сколько звуков в слове МЕЛ? МЕЛЬ?
– Какой можно сделать вывод?
О.
(Аналогичная работа проводится с другими парами слов.)
6. Развитие слухового внимания (концентрации, переключения) и памяти кратковременной.
Л. Р-а послушайте стихотворение про мягкий знак, будьте внимательны.
Ь, Ь без него нельзя никак!
Без него не написать 30, 20, 10, 5.
Вместо шесть, получим шест,
Вместо брать, будет брат.
Вот, что может получиться,
Если будем забывать Ь в словах писать!
Л. Какие слова с мягким знаком вы услышали в стихотворении ?
О.
Л. Какие пары слов сравнивались в стихотворении?.
О.
7. Развитие фонематического восприятия.
Л. Р-а, мягкий знак очень важная буква . Он предлагает вам поиграть, а вместе с тем проверит ваше умение слышать и слушать. Мягкий знак будет называть слова, если услышите слово с Ь – приседаете, без Ь – подпрыгиваете.
Стал, конь, лезь, мыл, мыль, весь, пар, вес, дал, сталь, ел, ель.
8. Развитие устойчивости, переключения и концентрации внимания, памяти, мышления (обобщения, классификации), звукобуквенного синтеза и анализа.
Л. Немного поиграли, а теперь отгадайте одно из любимых мест мягкого знака, куда он хочет нас пригласить. Это слово зашифровано цифрами. Соотнесите цифру с буквой алфавита.
13, 6, 19. (ЛЕС)
О.
Л. Чтобы зайти в лес, надо подобрать родственные слова к слову ЛЕС.
О.
Л. Р-а, у мягкого знака в лесу живут друзья. Кто это, как вы думаете?
О.
Л. Посмотрите на картинки и назовите только друзей Ь.
(Картинки животных: лось, волк, олень, рысь, медведь.)
О.
Л. Молодцы! Ь знак очень доволен. А почему эти животные его друзья, как вы думаете?
О.
Л. Где в этих словах пишется Ь?
О.
Л. Какую роль выполняет в этих словах Ь?
О.
Л. Какое из этих животных лишнее? Почему?
О.
Л. Что вы знаете об олене? (2–3 предложения о жизни оленя.)
О.
(Олени крупные животные. Рога очень большие, сначала изгибаются назад, а потом вперед. Сбрасывают рога один раз в год. Летом питаются травой, а зимой едят ягель. Ягелем называют олений мох.) (Картинка ягеля.)
Запись слова ОЛЕНЬ, роль Ь в этом слове, звукобуквенный анализ слова.
Л. Какое слово “спрятолось” в слове ОЛЕНЬ?
О.
Л. Замените в слове ЛЕНЬ 1-ю букву, чтобы получилось новое слово: ЛЕНЬ-ПЕНЬ-ТЕНЬ и т.д.
О.
Л. Какое животное похоже на оленя?
О.
Л. Составьте из этих слов новое слово: ЛОСЬ-СОЛЬ
Л. Подберите названия животных к звуковым схемам.
Л. Запишите эти слова. Сосчитайте сколько букв и звуков.
Л. Чего больше в этих словах? Почему?
О.
9. Обогащение словаря, развитие построения правильных грамматических конструкций (согласование прилагательных с им. сущ.), развитие слогового анализа и синтеза.
Л. Молодцы. А сейчас закройте глаза и узнайте какое еще любимое место у мягкого знака, для этого определите первые слоги в моих словах. ОЛЕНЬ, ЗЕЛЕНЬ, РОЗА. или (2-й слог -ЗЕ- , 3-й слог -РО , 1-й слог -О- ).
О.
Л. Как вы думаете, о ком хочет рассказать нам мягкий знак?
О. О рыбах.
Л. Ой, смотрите, какое озеро хмурое и темное. Я догадалась, что случилось. Кто-то хочет выловить всю рыбу. Давайте спасем рыбок. Слайд 3
(Полосат… окун. , кий, скольз лин, золотистые карас, нис, пят, тый пескар.)
Картинки рыб и чтение рассказа о каждой рыбке.
Л. Что общего в названии всех рыб?
О.
Л. Мы с вами победили злую волшебницу.
Л. Запишите два словосочетания, чтобы в названии рыб был один слог, два слога.
(Проверка.)
10. Развитие логического мышления (операции аналогия, обобщение и классификация)
Л. Мягкий знак вам игру, но в этой игре надо думать. Подберите такую же пару, как у мягкого знака.
Карась – чешуя, что точно также подойдет к слову Голубь (крылья, гнездо перья, воздух)
Трава – лось Заяц (олень, куст, рысь,шерсть)
Гнездо – синичка Логово (зверь, нора, волк, стая)
Л. Вспомните, какие слова мы подбирали?
О.
Л. Какое слово лишнее? Почему?
О. Во всех словах есть Ь, а в слове волк – нет.
Л. Р-а мягкий знак благодарит вас за работу, вы не только умные, но еще и смелые , и добрые, и не бросаете друга в беде. Ь предлагает нам всем вернуться в класс, а чтобы дорога назад не была скучной, выполните еще одно задание.
10. Работа над предложением. Закрепление правописания Ь в конце слова. Развитие умений правильного построения грамматических конструкций, развитие и закрепление умений выделять речевые единицы, развитие кратковременной слуховой памяти и долговременной. Развитие самоконтроля. Слайд 4
Л. Что надо сделать?
- Составьте по схеме предложение.
Л. В каких словах есть Ь. Почему в слове РЫСЬ мы будем писать мягкий знак ?
О.
Л. Посмотрите на 2-е задание и прочитайте.
- Определите границы слов. Вставь Ь, где нужно. (карточки) Слайд 5
ЦЕЛЫЙДЕНЛЕЖИТЬТЮЛЕНЬИЛЕЖАТЕМУНЕЛЕН.
Л. В каких словах были ошибки?
О.
Л. Запишите любое понравившееся предложение.
Л. А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте написание предложения, ошибки исправьте карандашом.
Л. В каких словах и кто допустил ошибки?
О.
Л. Ну вот мы и вернулись с прогулки. Все устали ? Мягкий знак приготовил вам угощение, а что это отгадайте. (Слово СУХАРЬ написано наоборот и перевернуто). Слайд 6
О.
Л. А почему сухарь?
О.
III. Итог занятия.
Л. Ребята чему мы учились сегодня на занятии? Что понравилось вам сегодня? Оцените свою работу на занятии и поднимите смайлики.