Введение.
“Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение как одну из сфер духовной жизни ребенка”.
В.А.Сухомлинский
Книга играет большую роль в духовной жизни детей. Чтение как источник духовного обогащения не сводится к умению читать, этим умением оно только начинается.
Уметь читать – это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам.
Основа развития речи и мышления – это и “ путешествие” к живому источнику мысли, и эмоционально – эстетическая окраска слова , которая становится понятной благодаря умению чувствовать красоту речи , и художественные богатства, воплощенные в книгах.
Наряду с наглядными методами обучения скульптурной деятельности /лепки/ используются словесные методы и приемы /беседы, объяснения, вопросы, художественное слово/. Физиологической основой единства словесных, наглядных методов является учение И.П.Павлова о взаимосвязанной работе двух сигнальных систем. Одним из ведущих словесных методов обучения является беседа.
Беседа на уроках по лепке /изобразительному искусству/ это организованный педагогом разговор, во время которого учитель, пользуясь вопросами, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете по литературному описанию и способах его воссоздания в лепке.
Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности.
Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего обучения изобразительной деятельности /лепки/.
В сюжетной лепке /по литературному описанию/ в процессе беседы необходимо помочь детям представить содержание изображения, композицию, технику исполнения /рельеф, скульптура/.
Так, при лепке на тему литературного произведения важно вспомнить его основную мысль, идею; эмоционально оживить образ/ прочитать строки стихотворения, сказки/, дать характеристику внешнего облика персонажей; уточнить композицию, приемы и последовательность работы.
При лепке на свободную тему /по любимому литературному произведению/ необходима предварительная работа с детьми /подбор произведения, выполнение домашнего задания – эскиза/ , в беседе обсуждается замысел: что хочет слепить, как будет лепить, чтобы было понятно другим, где расположит ту или иную часть изображения.
Учитель уточняет некоторые технические приемы на примере рассказов детей. На уроках, где содержанием объемного изображения является отдельный предмет, беседа часто сопровождает процесс его рассматривания. В этом случае необходимо вызвать активное осмысленное восприятие предмета детьми, помочь им уяснить особенности его формы строения, определить своеобразие /художественный образ/, пропорциональность отношений.
Преднамеренное восприятие более эффективно, процессы восприятия опосредуются речью, что создает условия для обобщения свойств предметов и явлений и их абстракции путем словесного обозначения.
Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам.
Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.
В конце урока нужно помочь детям почувствовать выразительность литературных образов, ими созданных. Обучение умению видеть, чувствовать выразительность скульптуры – одна из важных задач на уроках лепки в 1–4-х классах художественной школы.
Особенности организации творческой деятельности младших школьников /1 класс школы искусств, подготовительное отделение/.
На форму организации творческой деятельности немаловажное влияние оказывают возрастные особенности учащихся. В младшем школьном возрасте прослеживаются большие возможности для художественно-эстетического развития учащихся. В этом возрасте хорошо развито наглядно-образное мышление, имеются предпосылки для развития словесно-логического мышления. Поэтому на уроке следует использовать слова, значение которых понятно школьникам.
Для более эмоционального восприятия информации, образного, поэтического восприятия жизни необходимо использовать иллюстрации, наглядные пособия.
Учащиеся этого возраста любят предметные игры-забавы, через манипуляцию с предметами /глиняными фигурками/ ребенок познает форму, объем, материал, фактуру /, что очень важно для занятий лепки/. Для младших школьников игра имеет эмоционально-художественное содержание, поэтому в качестве сюжетов используются сказки, былины, пословицы.
Большинство младших школьников любят занятия по лепке, где можно проявить смекалку при раскатывании глины в пласт, сноровку и аккуратность при ее разминании, где при выполнении задания одни действия сменяются другими.
Организация индивидуально-коллективных творческих дел в подготовительном отделении, 1–2 классах ДХШ формирует умение общаться с одноклассниками, развивает чувство ответственности , влияет на развитие воображения и фантазии.
Так, уже в подготовительном отделении, в 1-м полугодии дети легко выполняют несложные по литературному сюжету композиции, любят объединять работы, придумывать названия.
В 1-м классе учебный год завершается одной из любимых тем ребят – “ Герои сказок” и этюды по представлению, где дети чаще всего лепят своих любимых сказочных героев, персонажей из кино и мультфильмов.
Задачи художественного развития учащихся в 1-м классе ДХШ:
– формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и
безобразное в жизни и искусстве
– формирование художественных знаний, умений, навыков:
– делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека и животных, лепить по ним
– лепить объемные формы, усложняя их декоративными деталями
– рельефом передавать пространственные планы
– передавать свое отношение к изображению, используя для этого возможности лепки
/объем, фактура, материал/,
– выполнять собственную работу с учетом общего замысла /“Карусель”/.
Методическая разработка уроков.
1-й класс, 3-я четверть.
Тема “Карусель”.
Вид: лепка по образу /декоративный рельеф/. (Рисунок 1).
Данная тема рассчитана на 2 занятия и является обобщающей в 3 четверти.
Цели:
- Формирование художественных знаний, умений и навыков на занятиях лепки.
- Формирование художественно– творческой активности личности ребенка.
- Формирование навыков работы в коллективе.
Задачи:
- Закрепление навыков выполнения рельефных работ, полуобъемных форм.
- Закрепить тему “ Дымковская народная игрушка”, /семантика, роспись, пропорциональность/.
- Помочь детям выполнить панно.
Зрительный ряд: репродукции, слайды на тему “Народная игрушка”, копии дымковской игрушки, детские работы, репродукции рельефных работ.
Литературный ряд: русский фольклор “От прибаутки до былины”, В.В.Митрофанова “Русские народные загадки”. И.Я.Богуславская “Дымковская игрушка”.
Материалы: лист бумаги, карандаш, глина, тряпочка, стеки, скалка, гуашь, кисти.
Музыкальный ряд: русская народная музыка. П.И.Чайковский “Детский альбом”.
План уроков /1 занятие/:
- Организационный момент – 3 мин.
- Беседа, раскрывающая тему урока – 10–15 мин.
- Самостоятельная работа учащихся – 25 мин.
- Перемена– 5 мин.
- Объяснение методов и приемов практической работы – 5–10 мин.
- Практическая работа учащихся – 25 мин.
- Задание на дом, уборка рабочего места-10 мин.
Особенности организации творческой деятельности /лепки/ во 2-м классе ДХШ.
Обучение на разных этапах возрастного развития обусловливается разными качествами. Для младшего подростка имеют смысл те понятия, которые можно представить в какой-либо конкретной, образной форме.
В младшем подростковом возрасте учебная деятельность вызывает развитие у детей такой сложной деятельности, как наблюдение.
В ее контексте восприятие становится целенаправленным и произвольным.
По мере усложнения деятельности происходит выделение собственно восприятия как самостоятельного процесса, направленного на создание чувственного образа /лепка на тему “ Герои басен”, на состояние “ Ветер”, “ Холод”, композиция “ Цирк”, “Впечатления лета”/.
В задачу 2 класса ДХШ входит сознательное освоение художественно-образных закономерностей изобразительных видов искусства и их систематизация, в процессе этого обогащается и усложняется понятийное мышление подростков.
Задачи художественного развития во 2-м классе ДХШ на занятиях лепки:
– формирование эстетического вкуса учащихся,
– формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь.
Формирование художественных знаний, умений, навыков:
– знать особенности языка скульптуры;
– знать выдающиеся произведения скульптуры;
– уметь работать с натуры /этюды “Дары осени”, “Драпировка, висящая на стене”,
“Натюрморт с птицей”, копии гипсового орнамента/;
– передавать при изображении пропорции, характер формы предмета, фигуры
/“Животные в движении”/, перспективу.
Формирование художественно-творческой активности личности:
– учиться анализировать произведения искусства, проявляя самостоятельность мышления.
Методическая разработка уроков.
2-й класс, 2 четверть.
Тема: “Герои басен И.А.Крылова”.
Вид: лепка по литературному описанию (Рисунок 2).
Данная тема рассчитана на 2 занятия и является завершающей в 1-м полугодии.
Цели:
- развитие творческих способностей, умений, навыков,
- развитие воображения и образного мышления,
- обучение приемам лепки на каркасе.
Задачи:
1. Выполнение эскиза любимого персонажа по басне И.Крылова.
2. Лепка главного героя /по эскизам/.
3. передача характерных особенностей /фигура, мимика, пропорции/.
Зрительный ряд: иллюстрации В.А.Серова к басням И.А.Крылова, репродукции скульптур: В.Ватагина, И.Ефимова, слайды с изображением животных, птиц, репродукции работ Е.И.Чарушина, А.Дюрера /обезьяны/, методические пособия, скульптуры животных.
Литературный ряд: басни И.А.Крылова.
Материалы: листы бумаги, карандаш, доска с каркасом, глина, стеки.
1-е занятие /2 урока/.
План уроков:
- Организационный момент – 2–3мин.
- Беседа, раскрывающая тему урока – 15 мин.
- Самостоятельная работа учащихся – 25 мин.
- Перемена – 5мин.
- Просмотр слайдов, репродукций – 10 мин.
- Самостоятельная работа – 15–20мин.
- Беседа-анализ рисунков – 5–7мин.
- Задание на дом, уборка рабочего места – 5мин.
Особенности организации лепки в 3-м классе ДХШ.
По мере превращения ребенка во взрослого существенно возрастают его возможности познания окружающей действительности. Совершенствуются внимание, память, и мышление.
Развивается внимание, которое становится более устойчивым и произвольным, /подросток может сознательно удерживать свое внимание на том, на что сам его направит/. Так уже в 1 четверти идет изучение анатомии головы человека, лепка частей лица: глаз, нос, губы.
Возрастают и возможности воображения – познавательного процесса, благодаря которому человек может преобразовывать действительность, создавая на основе уже известного, что-то новое /маска классического образа – аллегорическая маска/.
Учащиеся этого возраста изучают такие сложные понятия, как: художественный образ, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое / усложняется понятийное мышление подростка/, и всему этому способствует анализ образов литературных героев, персонажей.
Задачи художественного развития учащихся в 3-м классе ДХШ:
Формирование художественных умений и навыков:
– работать с натуры;
– передавать при изображении головы человека /на плоскости и в объеме/
пропорции, характер черт, выражение лица;
– передавать в объемной форме по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, ее
движение и характер.
Формирование художественно-творческой активности личности:
– творчески работать над композициями, используя наблюдения и зарисовки с
натуры;
– в процессе практической работы обращать внимание в первую очередь на
содержательный смысл художественно-образного языка скульптуры;
– учиться выражать свое личное понимание значения скульптуры.
Методическая разработка уроков.
3-й класс, 1-я четверть
Тема: “Аллегорическая маска” (Рисунок 1).
Вид: лепка по литературному описанию /по образу/, рассчитана на 3 занятия.
Цели:
- Развитие творческих способностей, умения применять полученные знания;
- закрепление навыков работы с глиной /пласт, рельефный пласт, барельеф/;
- развитие воображения, образного мышления;
- закрепить навыки рисования, лепки головы человека, /пропорции; характер черт, выражение лица/.
Задачи: выполнить эскиз маски персонажа по литературному описанию /удмуртские мифы, легенды/, лепка по удачному варианту, передача образа /мимика, пропорции, выразительность/.
Зрительный ряд: графические, скульптурные портреты с обостренной характеристикой образа, скульптурные произведения, отвечающие задачам, репродукции мифологических образов, театральных масок /Др.Греция, Др.Русь/, наглядные пособия /построение лица, схема мимических движений/.
Литературный ряд: Мифы, легенды и сказки удмуртского народа.
1 занятие, /2 урока/. Материалы: альбомные листы бумаги, карандаш.
План уроков:
- Организационный момент – 3–5 мин.
- Беседа, раскрывающая тему урока – 10–15 мин.
- Самостоятельная работа учащихся – 25мин.
- Перемена – 5мин.
- Беседа-анализ по теме – 5–10мин.
- Самостоятельная работа – 20–25мин.
- Выставка-обсуждение – 10мин.
- Уборка рабочего места – 5мин.
Особенности организации лепки в 4-м классе ДХШ.
По мере взросления подростков увеличивается их кругозор, накапливаются и систематизируются знания из разных жизненных сфер.
“Всплеск” подросткового воображения тесно связан с тягой ко всему новому, необычному: ведь вообразить – это куда проще и доступнее, чем отыскать в окружающей действительности.
Основное дидактическое требование при опоре на воображение – не давать готовых знаний. Это важно еще и потому, что воображение лежит в основе рефлексии – способности рассмотреть основание своих мыслей, идей, повторно проследить их ход для новых идей.
Развитие воссоздающего воображения – на основе воспринятой знаковой системы /словесной, графической/, развитие творческого воображения – создание нового, оригинального образа.
Задачи художественного развития учащихся в 4-м классе ДХШ.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:
– дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
– осмысление места скульптуры в жизни общества.
Формирование художественно-творческой активности: учиться в ходе восприятия скульптуры и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка скульптуры.
Формирование художественных знаний, умений и навыков: работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки; передавать в объемной форме пропорции фигуры человека, ее движение и характер; лепка головы /схематичная голова, экорше, копия гипсовой головы/.
Методическая разработка уроков.
4-й класс, 4-я четверть.
Тема “Литературный герой”.
Вид: лепка по впечатлению /литературному описанию/, рассчитана на 10 часов /контрольная работа/. (Рисунок 3, Рисунок4).
Цели:
1. Развитие творческого воображения, словесно – образного мышления.
2. Развитие творческих способностей, умений, навыков при лепке головы, умения
применять полученные знания.
3. Развить умение наблюдать, сравнивать, анализировать /портретное сходство/.
Задачи: слепить голову или фигуру литературного героя по описанию, передать образ, характерные черты.
Зрительный ряд: таблица – схема “Лепка головы”, репродукции : М.К Аникушин. Памятник А.С.Пушкину в Ленинграде /бронза /, С.Т.Коненков. “Колхозница”, С.М.Орлов “Соловей – разбойник”, И.Д.Шадр. Портрет М.Горького. /“Буревестник”/. Иллюстрации к произведениям.
Литературный ряд: произведения по выбору, школьная программа. “Юный художник”: Лепка головы /№ 4, 5 – 1981 г./
1 занятие /2 урока/, материалы: лист бумаги, карандаш, глина или скульптурный пластилин, каркас.
План уроков:
1. Организационный момент – 2–3 мин.
2. Беседа, раскрывающая тему урока – 15 мин.
3. Самостоятельная работа учащихся –25мин.
4. Перемена – 5мин.
5. Самостоятельная работа с индивидуальным пояснением учителя – 35мин.
6. Уборка рабочего места – 10мин.
2-е занятие. Материалы: каркас с прокладкой /форма головы/, стеки, глина или скульптурный пластилин.
Задача: моделировка формы, ее анализ.
Зрительный ряд: эскизы по теме, репродукции: А.Майоль “Женская голова”, С.Коненков “Митрюша”, А.Голубкина. “Мальчик. Этюд к “Пленникам”. Гипсовая копия: Гудон. Портрет Вольтера.
3-е занятие. /2 урока/, материалы: каркас с проложенной на нем глиной, глина, эскизы, стеки.
Задача: моделировка формы, обобщение с учетом индивидуальности.
Зрительный ряд: репродукции скульптур с выраженным характером, образом / советские мастера /, наглядное пособие “Пластическая анатомия мышц головы”.
План уроков:
1. Организационный момент – 3–5 мин.
2. Пояснение методов и приемов практической работы – 10 мин.
3. Самостоятельная работа учащихся – 30 мин.
4. Перемена – 5 мин.
5. Беседа – анализ выполненных работ – 5–10 мин.
6. Практическая работа учащихся – 25 мин.
7. Уборка рабочего места – 10 мин.
План следующих занятий тот же.
В завершающее /5 занятие/ включить выставку, представление своих работ с кратким комментарием, подведение итогов.
Список литературы:
- Алексеев А.А., Архипова И.А. Практикум по возрастной и педагогической психологии.
- Грецов А. Практическая психология. Питер, 2006.
- Ростовцев Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М.: Просвещение, 1987.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1988.
- Угаров Б.С. Школа изобразительного искусства. Москва, 1986.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.