По данным обследования, проводимого О.И. Азовой, за последние десятилетия заметно возросло число детей, испытывающих трудности в обучении. Одно из проявлений школьной неуспеваемости – дизорфография.
И. В. Прищепова в своих работах определяет дизорфографию, как стойкую и специфическую несформированность (нарушение) усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленную недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.
Согласно специальным исследованиям О.В. Елецкой и Н.Ю. Горбачевской, дизорфография проявляется как изолированно, так и у детей, имеющих в анамнезе речевую патологию: ОНР, ФФН, ФНР и неврологическую симптоматику: ММД, энцефалопатию.
У детей с дизорфографией можно выделить следующие проявления данной речевой патологии:
- школьник не может запомнить и часто смешивает такие термины, как “звук”, “слог”, “слово”;
- усвоение правил детьми с данным нарушением более длительно по сравнению с одноклассниками;
- таким учащимся практически недоступна система суждений и умозаключений, благодаря которым возможно выделение искомых слов (проверочного и проверяемого), а также цепочка действий и операций по их осуществлению;
- невозможность самостоятельно, своими словами пересказать содержание орфограммы, сделать обобщение, вывод;
- неверные примеры слов на пройденные орфограммы;
- грамматические признаки орфограмм обычно усваиваются формально (например, при проверке безударных гласных в корне вместо родственных слов подбираются слова, сходные по звучанию);
- трудности усвоения операций и способов проверки слов (например, при определении морфемного состава слова и дальнейшем подборе цепочки родственных слов);
- дети с дизорфографией не выделяют “ошибкоопасные” места в словах, подчиняющихся морфологическому принципу письма (например, корень, окончание, приставку или суффикс);
- самопроверка не дает положительных результатов;
- в сочинениях и изложениях школьников с дизорфографией отмечаются нарушения, как смысловой стороны, так и языкового оформления текста. Они неправильно формулируют основную мысль, не выделяют главное и второстепенное, не обобщают содержание, не удерживают в памяти смысловые звенья повествования, неверно передают их последовательность. Учащиеся часто ограничиваются лишь перечислением персонажей и действий сюжета. Как правило, дети используют малораспространенные и нераспространенные предложения.
Именно поэтому дети с дизорфографией нуждаются в логопедической коррекции. Без логопедической поддержки они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Поэтому необходимо понять, что своевременная и систематическая логопедическая помощь позволяет предупредить данное нарушение и предотвратить нежелательные последствия.
В условиях ЦППРиК “Ясенево” проводятся занятия по коррекции дизорфогафии с учащимися 3-их–4-ых классов общеобразовательных школ. На занятиях по дизорфографии осуществляется коррекция не отдельных сторон психической деятельности, а развитие всех форм высшей психической деятельности: памяти, внимания, зрительного восприятия, пространственного ориентирования, временных представлений, развитие различных видов мышления, моторное развитие. Но основной и главной целью данных занятий является коррекция и развитие всех сторон речи: развитие лексико-грамматических категорий, формирование языкового анализа и синтеза, совершенствование фонетико – фонематического восприятия.
Все проводимые занятия по коррекции дизорфографии предполагают комплексный, поэтапный, дифференцированный характер и включают в себя следующие структурные компоненты.
Этап занятия | Цель проведения | Практическая значимость |
1. Минутка чистописания. | Совершенствование движений, моторное развитие, пространственное ориентирование, развитие зрительного восприятия, формирование графических навыков, дифференциация фонем, имеющих акустическое или оптическое сходство. | Значительная роль в усвоении правил правописания отводится развитию мелкой моторики рук, сформированности каллиграфических навыков. |
2. Развитие связной речи (работа с пословицей). | Развитие связанной речи, обогащение словарного запаса, развитие словесно-логического мышления, коммуникативных функций. | Коррекция на лексическом уровне. Уточнение и расширение словарного запаса учащихся: синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Формирование умения понимать и объяснять переносное значение слов и пословиц. |
3. Слоговой и звуко-буквенный анализ слов. | Соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, звуков и букв, развитие фонематического восприятия. | Формирование умения проводить фонематический анализ слов, слоговой анализ, определять типы слогов, становить ударения в словах. Умение, верно осуществлять все эти виды анализа, является одним из залогов правильного написания слов. |
4. Словарная работа. | Усвоение правильного написания слов с непроверяемыми орфограммами. Формирование долговременной зрительной памяти. | Словарные слова предъявляются в игровой форме (загадки, изографы, игра “Договори словечко”). Повышение общей грамотности учащихся. Знакомство с произношением и семантикой слова. Работа со словом: выделение орфограмм, постановка ударения, осознанное запоминание графического состава слова и его “образа”. |
5. Орфографическая минутка . | Формирование и автоматизация орфографических навыков. | Решение орфографических задач – применение правил учащимися, т.е. использование определенного алгоритма действий в той или иной орфографической ситуации. |
6. Физкультминутка. | Предупреждение утомления, повышение работоспособности
+ формирование фонематического восприятия. |
Переключение с одного вида деятельности на другой, снятие статического напряжения, усталости. На материале физкультминуток осуществляется развитие фонематического восприятия, дифференциация фонем близких по акустическим свойствам. |
7. Новый материал. | С учетом календарно-тематического планирования на каждом занятии с учащимися закрепляется тот материал, который дети изучили в школе, но испытывают наибольшее количество трудностей. С помощью различных методов, приемов, различных видов заданий с учащимися отрабатывается правильное написание орфограмм в рамках данной темы. |
Преодоление дизорфографии у детей, то есть формирование орфографически грамотного письма, требует сформированности более простых навыков: каллиграфического письма, умение проводить звуковой анализ слова, умение устанавливать морфемный состав. Все эти навыки формируются путем многократных повторений упражнений. На основе сформированности этих навыков учащиеся овладевают возможностью выделять из слова орфограмму, требующую проверки, и умению подвести орфограмму под соответствующее ей правило и применить данное правило.
Орфографически правильное письмо является важнейшим условием не только успешного школьного обучения, но и в целом приобщение к языковой культуре.
Список литературы.
1. Азова О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, М., 2006
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
3. Логопедия в школе: Практический опыт /Под ред. В.С.Кукушина. – М.: ИКЦ “МарТ”, 2004. – 368 с.
4. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.
5. Прищепова И.В. Профилактика дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Логопедия: методические традиции и новаторство/ Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. – М.: Изд. МПСИ, 2003. – 336 с.