Интерактивное взаимодействие детей – эффективный метод улучшения межличностных отношений в группе дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Федеральные государственные требования диктуют нам новые подходы к образованию дошкольников, которые, прежде всего, предполагают проявление активности самого ребёнка в детском сообществе. Большой упор делается на интерактивные методы обучения, развитие личности каждого и межличностных отношений в целом. Не случайно такую форму обучения как занятие сменила непосредственно образовательная деятельность. Именно в деятельности ребёнок развивается, и это развитие происходит в свободном общении со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения интересных дел, творческих занятий. По нашему мнению, учить детей общаться нисколько не менее важно (а, может быть, и более) чем формировать их интеллектуальный багаж.

Не секрет, что дети сейчас иначе общаются друг с другом, чем несколько десятилетий тому назад. В семьях родители и дети всё меньше времени проводят друг с другом и всё больше – у телевизора и за компьютером.

Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. Им с трудом удается внимательно слушать других. Позже, в школе, главным партнёром по общению становится компьютер. К сожалению теперь уже не часто увидишь сообщество ребят, играющих во дворе в какие-либо игры, а ведь именно «Прятки», «Казаки-разбойники», «Лапта», «12 палочек» и были для ребят школой общения. Безусловно, время идёт, жизнь меняется, формы общения становятся другими и нам, взрослым надо стараться искать наиболее эффективные из них.

Ссоры, конфликты, драки – неизбежное явление жизни детской группы. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие же постоянно конфликтуют со сверстниками, не умеют находить выход даже из самых простых ситуаций.

На этапе дошкольного детства происходит становление позиции ребенка в общении с другими людьми (взрослыми и сверстниками). При этом трудным для ребенка могут оказаться не только какие-либо экстремальные, но и достаточно типичные, часто повторяющиеся ситуации, требующие от него согласования действий с другими, принятия и понимания другого человека. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций.
По нашим наблюдениям, у многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия.

Частые ссоры детей в подготовительной группе и жалобы родителей на агрессивные проявления детей заставили нас задуматься, как найти выход из сложившейся ситуации. Мы решили заняться изучением этой проблемы, чтобы улучшить микроклимат детского коллектива путём обучения детей конструктивному общению. Психологическая диагностика показала, что в группе наряду с благополучными в социальном плане детьми есть и такие, которых не принимают в коллективе сверстников, и, более того, отвергают. Таких детей оказалось трое (12%).К тому же, как оказалось, есть дети, которые совсем не имеют взаимных выборов, а это часто является причиной непонимания и конфликтов.

Диаграмма показателей социального статуса детей подготовительной группы «Чиполлино» на сентябрь 2011 года

Как показали работы Р.А.Смирновой и Р.И.Терещук, изучавших психологию межличностных отношений, избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причем главной из них остается потребность в доброжелательном внимании и уважении сверстника.

Поэтому мы обозначили цель работы: формирование навыков эффективного общения. Встал вопрос о выборе методов, приёмов, направленных на обучение детей эффективному общению со сверстниками. Известно, что самая благоприятная почва для развития детей – это деятельность. В современном образовании дошкольников мы выделяем совместную деятельность (равноправное, партнёрское общение взрослого и детей) и самостоятельную деятельность детей. Наиболее эффективной деятельностью для развития навыков позитивного общения у детей, на наш взгляд, является специально организованное взрослым интерактивное взаимодействие детей. Д.А.Махотин утверждает, что интерактивное взаимодействие не только способствует повышению интеллектуальной активности субъектов взаимодействия, но и созданию условий для развития диалогового общения, формированию взаимопонимания, совместного решения общих, значимых для каждого участника образовательного процесса задач.

Таким образом, мы решили с помощью систематически организуемой в интерактивном режиме совместной деятельности научить детей общаться, что, как мы предположили, в свою очередь, скажется на улучшении отношений между ними.
Из множества видов деятельности мы выбрали три, которые посчитали наиболее оптимальными для сотрудничества детей:

Игровая – ведущий вид деятельности дошкольников.

Творческая – явно ощутим продукт совместной детской деятельности в виде творческой работы: коллективный рисунок, аппликация и т.п.

Познавательно-исследовательская – дети охвачены общим интересом к предмету исследования, что является сильным эмоциональным стимулом для их взаимодействия.

После выбора видов деятельности определились задачи нашей работы:

1. Формировать у детей умения и навыки совместной деятельности:

– слушать друг друга;
– доводить начатое дело до конца;
– достигать общего результата и действовать на благо общей цели.

2. Развивать познавательные, творческие способности детей в разных видах совместной деятельности.

3. Воспитывать в детях чувство взаимопомощи, взаимоподдержки, чувство принадлежности к группе.

Организуя совместную деятельность детей с целью формирования навыков общения, мы выделили некоторые её особенности:

  • Обязательное взаимодействие детей в процессе совместной деятельности.
  • Наличие общей цели, путь к которой предполагает достижение промежуточных результатов, которые, в свою очередь, складываются из результата каждого ребёнка.
  • Свободное проявление активности и инициатив каждым ребёнком.
  • Преобладающий тип отношений данной деятельности: «ребёнок-ребёнок».
  • Основная часть времени, отведённого на данную деятельность, затрачивается на активное самостоятельное общение детей.

Наш практический опыт показал, что образование детей в данной деятельности складывается из двух компонентов: межличностного (обучение умениям и навыкам взаимодействия) и познавательного (формирование знаний, умений, навыков по специфике деятельности)

В достижении цели нашей работы познавательный компонент является второстепенным, а межличностный – главным. Деятельность определённого вида (будь то игра, опыт, или изготовление панно) служит лишь средством для решения главной задачи – формирования определённых личностных качеств детей, способствующих созданию и сохранению доброжелательных отношений в детском коллективе. Поэтому качество полученных детьми в ходе деятельности продуктов, мы не ставим на передний план. Даже если совместное панно будет выполнено не вполне эстетично, а в игре придётся отойти от заданного правила во имя сохранения мира между играющими детьми, выбор будет сделан в пользу межличностного компонента.

Этим то и отличается обычная образовательная деятельность от специально организованного взаимодействия детей, направленного на формирование у них навыков позитивного общения.

Познавательный компонент – это деятельность, чаще всего направленная на закрепление знаний, умений, навыков, полученных ранее.

Каждая из выбранных нами трёх видов деятельностей включает в себя разные формы работы с детьми, но не каждая из этих форм решает поставленные нами задачи.

В игровой деятельности – это сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, хороводные, театрализованные, коммуникативные игры.

В творческой деятельности – это, прежде всего, изобразительная деятельность: коллективное выполнение работ по рисованию, лепке, аппликации, конструированию. (учитывая образность детского восприятия и мышления).

В познавательно-иссследовательской деятельности – опыты, эксперименты, поисковая деятельность, развивающие упражнения, задания.

Каждый раз, организуя подобную деятельность, мы определяли её место в режиме дня в зависимости от специфики. Так, например, если это опыт или эксперимент, то его можно провести как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
Сюжетно-ролевые игры, как правило, проводятся в вечернее время. Творческая деятельность – в непосредственно образовательной деятельности и в вечернее время.

Практическая работа показала, что любая из этих видов деятельности подчинена определённому порядку, то есть в её организации можно выделить такую последовательность (алгоритм):

1. Установка на коллективное выполнение некоторого задания (игры, продукта художественной деятельности, исследования).

2. Разделение детей на подгруппы и определение задач для каждой из них.
Сначала воспитатель инициирует процесс деления детей на группы с учётом их особенностей, назначая ответственного в каждой подгруппе. Когда у детей уже сформируется умение выбирать партнёров для совместной работы, выбирать старшего и распределять обязанности, они будут делать это сами.

3. Работа детей в подгруппах. Роль взрослого на этом этапе деятельности: наблюдает за отношениями детей и, при необходимости (зарождающемся конфликте, угрозе безопасности детей) вмешивается в процесс работы.

4. Анализ полученного результата. Осознание детьми влияния их взаимоотношений во время деятельности на полученный результат.
Содержание работы по организации интерактивного взаимодействия детей мы определили в перспективном плане, который предусматривает совместную деятельность детей примерно один раз в неделю.

Перспективный план совместной деятельности

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь Коммуникативная игра «Смешное приветствие». Подвижная игра «Ёлка-дуб» Опыт «Выращивание растений из морковных верхушек». Коллективная работа по аппликации «Лесная поляна».
Октябрь Сюжетно-ролевая игра «Семья». Коллективная работа по рисованию «Кот Васька». Опыт «Разноцветная вода». Подвижная игра «Охотники и утки»
Ноябрь Коммуникативная игра «Добрые эльфы» (общение без слов). Парная гимнастика «Лесные звери». Эксперимент «Варим кашу» Коллективная работа по конструированию «Сказочный город».
Декабрь Подвижная игра «Два Мороза» Физкультурное развлечение «Как звери готовятся к зиме». «Подарок для Деда Мороза».
Познавательно-исследовательская деятельность
Коллективная работа по аппликации «Дед Мороз и Снегурочка».
Январь Игра «Обнималки» Математический КВН. Коллективная работа по лепке «Спецтранспорт» Опыт с магнитом.
Февраль Дидактическая игра «Волшебные пазлы» Подвижная игра «Гонки парами». Опыт «У воды нет вкуса». Коллективная работа по лепке «Подводный мир».
Март Игры на взаимопомощь «Шляпа волшебника». Веселый тренинг «Велосипед». Опыт «Солнце на экране». Коллективная аппликация «Зоопарк».
Апрель Игра на согласованность действий «Божья коровка». Подвижная игра «Переправь зайцев на плотах». Коллективное
конструирование « Кукла из бросового материала».
Опыт с пером.
Май Сюжетно-ролевая игра «Огородники». Комплекс ОРУ «Пробуждение цветков». Коллективная работа по аппликации «Насекомые на лугу». Опыт «Посев семечка цветка».

Полученный опыт показал, что в организации такого взаимодействия есть свои проблемы.

1. Большое количество детей в группе (приходится делить на подгруппы, вводить способы самоконтроля, назначение ответственных)

2. Много времени тратится на подготовку к такой деятельности (в содержание панно заранее должна быть заложена идея его совместного создания, подбирая тему для опытной или поисковой деятельности, необходимо заранее подобрать материал для различных способов детских исследований ).
Исключение в этом смысле составляет сюжетно-ролевая игра. Если в группе есть атрибуты к играм и дети обладают игровым опытом, то особой подготовки эта деятельность не требует, так как сама суть её – общение детей.

3. Дисциплина. Свободное общение детей может стать неконтролируемым (поэтому лучше задавать правила, использовать жетоны, заинтересовать определённой работой). Чтобы избежать конфликтов, мы распределяем детей в соответствии с их предпочтениями и индивидуальными особенностями.

4. Детский эгоцентризм, стремление к соперничеству. Среди дошкольников достаточно много детей, стремящихся к лидерству, соперничеству, вступающих в отношения конкуренции со сверстниками. Это выражается в том, что при планировании выполнения группового задания всегда находятся несколько детей, стремящихся завладеть всей работой и выполнять её, независимо от других. Дело доходит даже до драки. Чтобы не допустить конфликта, мы заранее распределяем, кто и что будет делать. Но в будущем, с развитием данной деятельности, хотелось бы, чтобы дети научились сами распределять обязанности.

Несмотря на имеющиеся проблемы, регулярно организуемая совместная деятельность «дала свои плоды»: дети стали проявлять внимание к сверстникам, оказывать помощь, терпимее относится друг к другу. Постепенно произошла смена сложившихся группировок, появились новые симпатии, предпочтения в отношениях детей. Наблюдения подтвердила проведенная в мае 2012 года диагностика межличностных отношений. В группе не оказалось ни одного отвергаемого ребёнка, количество принятых детей уменьшилось за счёт увеличения количества предпочитаемых. Увеличилось количество положительных выборов, сделанных детьми.

Диаграмма показателей социального статуса детей подготовительной группы «Чиполлино» на май 2012 года.

Сравнительная диаграмма выборов детей в группе «Чиполлино»

Безусловно, навыки совместной деятельности, полученные детьми в ходе данной работы, сформированные позитивные отношения друг к другу
помогут им адаптироваться в школьном коллективе, а это является главным
условием успешного обучения. И уже сейчас, зная результаты адаптации детей в школе, мы можем с уверенностью сказать, что проведённая с детьми работа по формированию навыков позитивного общения в разных видах совместной деятельности не прошла бесследно: все дети
подготовительной группы успешно адаптировались в первом классе.

Представляем вашему вниманию в приложениях конспекты наиболее удачных мероприятий совместной деятельности детей по каждому из трёх видов деятельности.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3