Тип урока: урок-ролевая игра (экспертная проверка заданий С1 из ЕГЭ по математике 2011г.).
Цели урока:
- Образовательные:
- создать условия для систематизации знаний по теме «Решение тригонометрических уравнений с ограничениями на значение тригонометрических функций действительного аргумента».
- познакомить учащихся с критериями оценивания заданий С1 из ЕГЭ по математике.
- закрепить полученные знания и сформировать умение учиться на чужих ошибках.
- Развивающие:
- продолжить развитие у учащихся таких познавательных процессов, как восприятие, осмысление, мышление, внимание, память.
- совершенствовать умение логично и
аргументировано излагать свою точку зрения.
способствовать развитию положительной учебной мотивации.
- Воспитательные:
- продолжить воспитание привычки к систематическому труду.
- совершенствовать умение критично оценивать ответы товарищей, работать в группе.
- активизировать деятельность учащихся на уроке.
- способствовать воспитанию ответственности за собственный вклад в работу группы.
Задачи урока:
- повторить алгоритмы решения простейших тригонометрических уравнений, неравенств и их систем (с использованием числовой окружности).
- научиться решать тригонометрические уравнения с ограничениями на значение тригонометрических функций действительного аргумента из заданий С1 ЕГЭ 2011 года.
- познакомиться с критериями оценки заданий С1 из ЕГЭ по математике и оценить с их помощью решения на доске, выполненные одноклассниками.
- закрепить умение пользоваться критериями оценки заданий С1 на примерах работ, выполненных на реальном ЕГЭ выпускниками 2011 года.
- оценить эффективность и результативность собственной работы на уроке.
Оснащение урока:
- компьютер.
- мультимедийный проектор.
- презентация в Power Point.
- экран.
- раздаточный материал в виде таблиц с критериями оценки задания С1 ЕГЭ по математике 2011 года, листков контроля и тестов по самоанализу личных достижений.
- классная доска с «крыльями» для работы не на виду у всего класса.
План урока
1. Актуализация опорных знаний
Слайд № 1:
Учащимся озвучиваются тема, цели и задачи урока: повторить алгоритмы решения простейших тригонометрических уравнений и неравенств и на их основе сначала решить, а затем – оценить решения уравнений из реального ЕГЭ прошлого года.
Слайды № 2-7:
Устная работа по решению простейших тригонометрических уравнений, неравенств и их систем.
Слайд № 8:
Далее на основе алгоритмов решения простейших уравнений и неравенств учащимся предлагается решить более сложное тригонометрическое уравнение с ограничениями на значения тригонометрических функций (самостоятельная работа на два варианта). Двое учащихся приглашаются решать данные уравнения на обороте доски.
1 вариант
Ответ:
2 вариант
Ответ:
Слайд 9:
После того, как учащиеся, работавшие у доски, сядут на свои места, на слайде появляются обобщенные критерии для оценки задания С1, по которым предлагается оценить их решения (критерии присутствуют на каждой парте в качестве раздаточного материала к уроку).
Содержание критерия |
Баллы |
Обоснованно получен правильный ответ | 2 |
Получен ответ, но решение неверно только из-за того, что не учтены ограничения на знак или величину выражения cosx (sinx) | 1 |
Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше | 0 |
2. Ролевая игра
Слайды № 10-15 и 16-21.
Учащиеся делятся на группы, выбирают представителя группы, который получает у учителя устную и письменную инструкцию по правилам игры, чтобы затем пересказать эти правила членам своей группы.
Правила ролевой игры таковы:
– на листочке контроля в соответствующей
таблице следует записать имена всех членов
группы, а во время игры проставлять напротив
каждого имени соответствующие оценки (0, 1 или 2
балла);
– после обсуждения выбрать только один ответ в
качестве правильного, записать его на листочке
контроля в пятой строке таблицы и подать сигнал о
готовности перейти к следующему слайду
презентации (сигнал – поднятая рука);
– по завершении экспертизы сдать листок
контроля учителю, выписав для себя обобщенные
оценки группы для последующей самопроверки);
– при повторном просмотре слайдов сравнить
оценку группы с оценкой учителя и оценить
собственную работу экспертами «+» или «–»;
– подсчитать количество «+» и оценить свою
работу в качестве экспертов ЕГЭ по математике по
следующей шкале:
6 «+» – «5»;
4-5 «+» – «4»;
2-3 «+» – «3».
После самооценки группа победителей награждается «сладким призом» (пакетом конфет, количество которых должно быть достаточным для того, чтобы победители «угостили» всех учащихся класса).
Слайд № 22:
3. Домашнее задание
Учащимся предлагается дома решить тригонометрическое уравнение, содержащее арифметический квадратный корень в знаменателе дробного выражения:
Ответ:
Слайд № 23:
4. Подведение итогов урока. Тест по самоанализу личных достижений
1. Результатом своей личной работы считаю, что я …
А. Разобрался в теории.
Б. Научился решать задачи.
В. Повторил весь ранее изученный материал.
Г. Не узнал ничего нового
2. Чего мне не хватало на уроке при решении задач?
А. Знаний.
Б. Времени.
В. Желания.
Г. Решал нормально.
3. Кто мне оказал наиболее существенную помощь в преодолении трудностей на уроке?
А. Одноклассники.
Б. Учитель.
В. Слайды презентации.
Г. Никто.
Циклограмма урока:
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный | 2 мин. | Формулирует тему, цели и задачи урока | Записывают в тетрадях число и тему урока |
Устная работа | 8 мин. | Предлагает учащимся назвать уравнение, неравенство или систему, опираясь на их решение, представленное множеством точек числовой окружности | Называют соответствующее тригонометрическое уравнение, неравенство или систему |
Самостоятельная работа | 10 мин. | Предъявляет учащимся уравнения для самостоятельного решения в тетрадях (на два варианта); приглашает двух учащихся решать данные уравнения на крыльях доски | Решают уравнение своего варианта в тетрадях; два учащихся решают уравнения своего варианта на крыльях доски |
Анализ решений учащихся, работавших у доски | 5 мин. | Предъявляет учащимся критерии оценки задания С1; анализирует решения учащихся, работавших у доски; обсуждает эти решения с классом и оценивает их согласно критериям | Участвуют в обсуждении, высказывают свое мнение по оценке решений одноклассников |
Самостоятельная работа учащихся в группах | 15 мин. | Предлагает учащимся разбиться на
группы по 3-4 человека, выбрать представителя и
получить у учителя правила проведения ролевой
игры; демонстрирует шесть слайдов с решениями
выпускников 2011 года; по завершении демонстрации слайдов собирает листки контроля; повторно демонстрирует слайды, обсуждает с учащимися ошибки в решениях выпускников 2011 года и оценивает их работы согласно критериям |
Фиксируют на листке контроля сначала индивидуальные, а затем – обобщенные оценки по каждому из предложенных учителем заданий (первичный просмотр слайдов); дублируют обобщенные оценки и сдают листок контроля учителю; участвуют в обсуждении оценок, выставленных реальными экспертами ЕГЭ по математике 2011г. (повторный просмотр слайдов) |
Самооценка групповой работы учащихся | 3 мин. | Предлагает оценить работу группы по пятибалльной шкале; награждает победителей (пакет с конфетами) | Оценивают работу группы по пятибалльной шкале, предложенной в правилах игры |
Дом. задание и итоги урока | 2 мин. | Комментирует домашнее задание (ОДЗ: – sin x > 0, откуда sin x < 0) | Записывают д.з. и анализируют личные достижения на уроке |
Замечание: анализ данного урока представлен в Приложении 1, а раздаточный материал к уроку – в Приложении 2.