Урок стимулирует учащихся к самостоятельному поиску знаний через работу с текстом Виктора Драгунского “Дымка и Антон”; формирует культуру чтения, через умение ориентироваться в источнике информации, а также способствует систематизации информации; развивает речь учащихся, через использование на уроке технологии критического мышления; воспитывает чувство доброты, уважения, любви ко всему живому.
Программа “Школа 2100”
Цель: Стимулировать учащихся к самостоятельному поиску знаний через работу с текстом.
Задачи:
- Формировать культуру чтения через умение ориентироваться в источнике информации, систематизировать информацию, ориентироваться в источниках информации.
- Развивать речь учащихся, используя технологию критического мышления.
- Воспитывать чувство доброты, уважения, любви ко всему живому.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Актуализация опорных знаний а). Организационный момент. |
Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ли на месте, Все ли в порядке- Ручка, учебник, тетрадка? Дружно за руки возьмитесь И друг другу улыбнитесь, А теперь садитесь. |
Да слайд №1
да (дети улыбаются друг другу, взявшись за руки, затем дружно садятся за парты) |
б) стадия вызова | Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением В.Драгунского “Дымка и Антон”. Можно ли догадаться, кто это Дымка и Антон? | Слайд№2 (это дети, собака и мальчик, кошка и мальчик...) |
в) Загадка | Послушайте загадку. Может она поможет
вам понять, о чем пойдет речь. Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет она знать дает. Кто это? Так, о ком будет текст, который будем читать? Откройте учебник на стр. Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Кто герои произведения, которое будем читать? |
Слайд №3 (дети слушают загадку)
Собака (о собаке)
(две собаки) |
г).Осмысление текста | Подтвердились ли наши предположения,
что текст будет о собаках? Что вы знаете о собаках? |
да (собака -домашнее животное, Собака -лучший друг человека, считается, что предок домашней собаки – волк – был первым животным, которого человек принял в свой дом. Есть служебные собаки, которые помогают находить взрывчатку и наркотики. |
2. Формирование понятий а) Первичное погружение в текст |
(метод активного чтения: пометки на полях) Прочитайте текст, делая пометки на полях. Какими вы увидели собак в тексте В. Драгунского? |
Вопросы на слайде (Собаки в рассказе ведут себя как люди, они ведут себя, как взрослые) Автор использует приём олицетворение, наделяет животных качествами человека.) |
Почему Дениска понимает язык животных? Что вы можете рассказать о Дениске? Из всего вышесказанного можно ли предположить, каким должен быть человек, рассказавший нам такую историю? |
(добрый, любит своего питомца) (Добрый, любит животных, наблюдательный, чувствует характер животных, говорит о собаках, как о людях, любит справедливость, обладает чувством юмора) |
|
б) Вторичное погружение в текст. | Что в этом тексте оказалось для вас
новым, интересным? Прочитать текст. Задание для групп. |
(что, у собак человеческие фамилии; собаки ведут себя как люди) |
в) Работа в группах | 1 группа. “Прием Инсерт” Прочитайте краткие сведения о писателе, используя условные обозначения. Называется этот прием “Инсерт”., т.е. прием маркировки текста. (таблица) |
Работа в группах Задания для групп на слайдах Защита Таблица на слайде |
Какие факты жизни писателя вам были
известны? Что показалось новым? О чем вы бы хотели спросить? О чем хотели бы узнать больше? |
Защита группы Писатель родился1 декабря 1913 в Нью-Йорке, пишет рассказы для детей. Писатель какое-то время работал в цирке и сыграл несколько ролей в кино. Как Драгунский стал организатором и руководителем ансамбля литературно-театральной пародии “Синяя птичка”? О работе писателя в цирке; о времени, когда писатель находился в ополчении. |
|
2 группа. Построение Синквейна. (дается характеристика приема) В первой строчке тема называется одним словом (обычно сущ.) Вторая строчка – это описание темы в двух словах(двумя прилагательными) Третья строчка- это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка-это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строчка это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Охарактеризуйте собаку Дымку, при помощи построения Синквейна, составив небольшое стихотворение из пяти строк. |
Дети читают характеристику приема на
слайде.
Защита группы Дымка Спокойная, гордая Грызла, гонялась, потеряла, нашла Готова простить любимого друга Воспитанная |
|
3 группа. Восстановите цепочку
событий прочитанного произведения. И они начали играть и возиться. Тут пришла Дымка и увидела,что кости нет. Прошлым летом я был на даче у дяди Володи. Мама вынесла Дымке большую кость. Дымка совсем перестала с ним разговаривать. Антон ловко цапнул кость и удрал. Он ужасно покраснел. Улыбнулась-простила значит! Вернулся и в зубах несёт кость. |
Задание на слайде Защита группы 1. Прошлым летом я был на даче у дяди Володи. 2. Мама вынесла Дымке большую кость. 3. Антон ловко цапнул кость и удрал. 4. Тут пришла Дымка и увидела,что кости нет 5. Дымка совсем перестала с ним разговаривать 6. Он ужасно покраснел. 7. Вернулся и в зубах несёт кость. 8. Улыбнулась-простила значит! 9. И они начали играть и возиться. |
|
г) Рефлексия | Что узнали из этого текста? Какова тема текста? Его основная мысль? К какому жанру относится текст? |
(У каждой собаки есть свой характер.
Только любящий животных человек понимает их,
воспитывает и заботится о них. Мы в ответе за тех, кого приручили) на слайде (жанр-рассказ) 1. Литературное произведение в прозе. 2. Описан один эпизод, событие из жизни героев. 3. Немного героев (3) 4. Небольшой по объёму. |
3. Формирование умений и навыков а) Вывод по уроку |
Чем замечательны собаки, о которых
рассказал В.Драгунский? А вам приходилось наблюдать что-то подобное? |
В них нет злости и ненависти... каждому
хотелось бы иметь таких друзей. (Примеры из своей жизни) |
б) Оценивание | Сейчас каждый из вас оценит свою работу на оценочном листе по пятибальной шкале. | Отгадывание загадки Работа с текстом Работа в группе |
в) Домашнее задание | Дома я предлагаю вам написать мини – сочинение на тему “Мой лучший друг” или “Собака – лучший друг человека” | Дети записывают домашнее задание |
г) Рефлексия | - А теперь возьмите кружочки, лежащие на
парте, и нарисуйте смайлики. Улыбку, если вам
понравилось на уроке, грусть, если нет. - А я на память о нашем уроке хочу подарить вам закладки в виде косточки со словами Антуана-де-Сент Экзюпери "Мы в ответе за тех, кого приручили". Ребята, любите животных, и они ответят вам тем же! |
Дети рисуют смайлики |