Экологическое воспитание дошкольников как фактор всестороннего развития личности

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на НОД. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. В нашем детском саду создана, оснащена и пополняется “Экологическая лаборатория”, в которой дети знакомятся с объектами живой и неживой природы, проводят экспериментальную деятельность. Оформлена библиотека познавательной и художественной литературы экологического содержания. В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, макеты, схемы, модели, гербарии, коллекции и другое. Место, организация, оснащение и санитарное состояние “Экологической лаборатории” отвечают требованиям СанПиН.

Закрепление знаний, полученных на НОД в “Экологической лаборатории” осуществляется в совместной деятельности. Для этого в каждой группе имеются уголки природы. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время. Наполнение конкретными материалами соответствует возрасту детей, методическим требованиям, требованиям программы, СанПиН.

На территории детского сада оформлены альпийская горка, цветники, огород, фруктовые деревья, уголок леса, уголок нетронутой природы, разработаны маршруты по экологической тропе для детей разного возраста.

Реализация приоритетного направления осуществляется через специально организованные занятия, совместную и самостоятельную деятельность.

В работе с детьми активно используются схемы, таблицы, модели, проблемные ситуации. Через беседы, наблюдения, поисковую деятельность до понимания дошкольников доводится зависимость жизни растений, их рост, развитие от основных факторов среды (воды, тепла, света, почвы). Активное использование моделирования (схем, условных значков-символов, графических моделей) помогает лучше усвоить материал, последовательно составлять рассказы об объектах живой и неживой природы, проводить сравнение. Дети не только пользуются готовыми символами, но и придумываю свои.

Элементарные опыты являются частью системы экологического образования. В детском саду разработана экспериментально-исследовательская деятельность детей по сезонам, начиная со средней группы и до подготовительной. Перспективное планирование состоит из двух разделов: знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений и выявление индивидуальных особенностей животных и действия органов чувств у животных.

Метод проектов создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности дошкольников в достижении нового, стимулируя их природную любознательность и тягу к неопознанному. В течение 3- х лет разработаны следующие проекты: “Цветные капельки весны”, “Лес- кладезь чудес”, “На родной планете мы за все в ответе”, “Голубая капелька”, “Мусор”, “Солнце на ладошках”.

Учитывая, что игра является основным видом деятельности детей, в работе с детьми особое место занимают игровые приемы. Активизировать мыслительную деятельность детей, развивать наблюдательность помогают практические задания. На занятиях и в совместной работе проводятся продуктивные виды деятельности, которые помогают отразить впечатления детей, выразить эмоциональный отклик на красоту объектов природы. Обобщение знаний проводится в разных формах. Это викторины, брейн-ринги, конкурсы, разгадывание кроссвордов, загадок, театрализация, комплексные занятия. Все конспекты разработаны по авторским материалам. В работе с детьми активно используются настольно-печатные и дидактические игры, коллекции, наглядный материал, макеты. Воспитателями разработаны такие дидактические игры как “Экологическая тропинка леса”, “Ароматная сказка”, “Экологическое кольцо”. “Экологическое кольцо” используется для закрепления знаний по темам “Живое - неживое”, “Экологическая система” (луга, леса, водоема и т.д.), “Стадии роста и развития”, “Времена года” и т.д.

Успешная работа по экологическому развитию детей невозможна без эффективного взаимодействия всех специалистов и педагогов детского сада.

Воспитанники детского сада успешно выступают на экологических праздниках, карнавалах. Взаимодействие с музыкальным руководителем помогает формировать у детей эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру, эстетические чувства, чувство единства с природой, чувство ответственности за свои действия в окружающей среде. Формирование эстетических чувств - это развитие способности видеть, ценить, понимать, творить прекрасное. В решении данной задачи и помогает театрализованная деятельность, театрализованные игры. Широко используются авторские игры-имитации разной тематики. Опираясь на краеведческий принцип, совместно с музыкальным руководителем работа строится на доступном детям материале (“День прилёта птиц”, “День рождения Грея”, “Сказка о потерянном слове” и другие). Реализация принципа научности позволяет расширить знания детей о животных других стран (праздник “Львы, обезьяны, жирафы, слоны- животные Африки, жаркой страны”). Принцип системности и непрерывности позволяет осуществлять взаимосвязь в работе “Экологической лаборатории” и театрального кружка: прежде, чем дети начнут обучаться на музыкальных занятиях передаче образов животных и растений, в “Экологической лаборатории” даются предварительные знания о них. Также, совместно с музыкальными руководителями, проводятся экологические праздники (“День птиц”, “День воды”, “День земли”, “День защиты окружающей среды”, викторины, брейн-ринги по временам года, КВН). Согласно тематике экологических дат разрабатываются сценарии занятий, праздников, развлечений, направленные на бережное отношение к природе и природным ресурсам.

Экологическое воспитание дошкольников тесно связано с задачами по сохранению и укреплению их здоровья. Одним из факторов оздоровления воспитанников детского сада является создание здоровьесберегающей среды, в том числе использование фитомодулей. Кроме этого, в занятия по экологическому развитию включаются вопросы о правильном, здоровом питании, оказании первой помощи, профилактике желудочно-кишечных заболеваний, о лекарственных растениях. Также эти вопросы освещаются на встречах с родителями. Совместно с инструктором по физической культуре воспитатели организуют экскурсии-походы за пределы детского сада. При данной форме организации дети не только получают новые знания об окружающем мире, но и укрепляют здоровье на свежем воздухе, участвуя в соревнованиях. Этот вид деятельности способствует развитию у дошкольников организованности и дисциплинированности, формированию дружбы и взаимопомощи, смелости, выдержки, ответственности, а так же зарождению и развитию у дошкольников интереса к знаниям, мотивации учения, расширению кругозора детей, обучению рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнению их между собой, умению обобщать и делать выводы. Разработанные конспекты экскурсий – походов имеют познавательный характер, в основе их лежит краеведческий принцип и учитывается задача оздоровительного плана. Эффективность работы в данном направлении подтверждается стабильно низкой заболеваемостью воспитанников. Пропуск по болезни одним ребенком за год составляет 4 дня.

“Экологическая лаборатория” служит и местом психологической разгрузки. В период адаптации совместно с педагогом-психологом организуется посещение “Экологической лаборатории” детьми, вновь пришедшими в дошкольное учреждение. Положительные эмоции, спокойная расслабляющая атмосфера создают положительный настрой, снижают риск заболеваний, облегчают прохождение адаптационного периода. Педагог-психолог также оказывает помощь в проведении разнообразных мероприятий экологического содержания.

Работа по экологическому воспитанию детей осуществляется в тесном контакте с педагогами групп. Педагогам даются рекомендации по оформлению и наполнению уголков природы в группе, цветников на групповых участках, проводится знакомство с разными методами и приемами закрепления полученных знаний у детей.

По результатам диагностики большинство воспитанников показывают средний уровень усвоения программного материала, это определяется спецификой данного направления, так как детям даются основы научных знаний с опорой на региональный компонент. Высокий уровень освоения программы за три года в среднем показывают 16% детей, низкий уровень освоения незначителен и составляет в среднем 5%. Это достаточно высокие результаты, учитывая то, что с основами экологических знаний детей знакомят, начиная с раннего возраста.

Таким образом системное внедрение экологического сознание, несомненно, способствует экологическому образованию дошкольников, становлению у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.