Программные задачи:
- Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звуков [г], [г’].
- Совершенствовать звуко-слоговой анализ и синтез, фонематическое восприятие.
- Учить дифференцировать звуки [г]–[г'] в слогах, словах, предложениях.
- Активизировать лексический словарный запас.
- Вырабатывать орфографическую зоркость.
- Учить грамматическому оформлению предложения.
- Развивать произвольность внимания, слуховую и зрительную память, логическое мышление, зрительно-моторные координации, воображение.
- Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, листочки на каждого ребёнка.
Ход занятия
I. Оргмомент
1. Правило речи. (Слайд 4).
Каждый день, всегда, везде.
На занятиях и в игре,
Будем чётко говорить
И не будем мы спешить.
2. Знакомство со звуками занятия. (Слайд 5)
Логопед: Мы сегодня с вами отправимся в гости к гномам. Вот один из них нас встречает. Он будет нашим гидом в сказочном лесу. Кто такой гид? (объяснение учителя).
С какого звука начинается слово “Гном”? А с какого “гид”?
Кто догадался какова тема нашего урока? (ответы учеников)
Сегодня на занятии мы потренируемся слушать звуки и различать [г]- [г’] между собой.
II. Основная часть
1. Сравнительная характеристика изучаемых звуков. (Слайды 6-8).
Логопед: Расскажите про звуки нашего занятия.
Г – согласный, звонкий, твёрдый.
Г’ – согласный, звонкий, мягкий.
2. Соотнесение с буквой Г (слайд 9-10).
Логопед: Послушайте стихотворение про букву Г (Слайд 9).
Найдите эту букву в домике Гнома. (Слайд 10)
3. Дифференциация[ г] –[ г’] в слогах. (Слайд 11).
Логопед: Прочитайте слоги вместе с осликом столько раз, сколько он крутится ГА – ГО – ГУ - ГЫ – ГЕ – ГЮ - ГЁ – ГИ – АГА.
Какой звук занятия есть в каждом слоге? Назовите сначала слоги с мягким звуком [г’], затем с твердым [г].
4. Развитие слогового анализа и синтеза, зрительного восприятия. Уточнение словаря. (Слайд 12)
Логопед: Распутай слова.
РОДГО НАГЕНДИЙ ТУКГАЛС ГАРАДУ РИСТТАГИ РОДОГА БИЛУГО ГУРУКЕН
5. Физминутка. Гимнастика для глаз. (Слайд 13-14)
Логопед: Давайте отдохнём вместе с гномами. Внимательно следите глазами за предметами на экране.
6. Дифференциация[ г] – [г'] в словах. Развитие логического мышления. (Слайды 15-23)
Логопед: Разгадай загадки. Запиши отгадки, подчеркни букву Г. Если в слове звук [г] – синим карандашом, если звук [г’] – зелёным.
Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент.
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале. (гитара)
Толстокожий, неуклюжий,
У него огромный рот.
Любит воду, но не лужи,
Житель Нила .... (бегемот)
Он качели и кровать,
Хорошо на нем лежать,
Он в саду или в лесу
Покачает на весу. (гамак)
Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (гусеница)
7. Дифференциация[ г] –[ г’] в словах. (Слайд 24)
Логопед: В гости к гномам зашёл крокодил Гена, принёс слова. Распределите слова в два столбика, раздав Гному (грабли, груша, гигант) и Гене (гитара, гиря, гигант).
8. Работа по грамматическому оформлению предложений. (Слайд 25)
Логопед: Составьте предложение про крокодила Гену из данных слов. Проверьте. Запишите в тетради, подчеркните звуки занятия.
III. Итог занятия (Слайд 26)
Логопед: Что вам понравилось на занятии? Что нового узнали?
- Придумайте и нарисуйте на листочках свои подарки гномам на звуки [г’] - [г].
- Дайте характеристику звукам занятия.