"Превращение зимы в весну". Составление рассказа по картинкам (старшая группа)

Разделы: Логопедия


Цель: Развитие связной речи на подгрупповом занятии, способом рассказывания по двум сюжетным картинам.

Задачи:

  • Учить детей составлять рассказ по сюжетной картине; развитие логического мышления установление причинно – следственных связей между превращениями явлений в рассказе.
  • Активизация зрительных анализаторов; тренировка долговременной памяти; развитие дыхания, ориентировка в пространстве.
  • Прививать любовь к природе.

Ход занятия

1. Организационный момент

Обращаем внимание, что к нам пришли гости. Дети представим, что мы фотокорреспонденты. Что для этого нам дети надо? Фотоаппараты.

Но сначала отгадайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной.)

2. Итак, дети, мы сейчас отправляемся в весенний лес. Всё, что вы увидите в лесу, делайте снимки своими фотоаппаратами.

3. Логопед: Поднимаем ноги выше, мы к лесной полянке вышли. Вот нам встретился зайчик (игрушка мягкая), а почему он не в белой шубке?

Дети: зимой белый, а летом серый. (Сфотографировали зайчика)

4. Гимнастика для глаз: «Солнечный мой зайчик»

Солнечный мой заинька
Прыгни на ладошку
Солнечный мой заинька
Маленький, как крошка
Прыг на носик, на плечо
Ой, как стало горячо
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать.
Вот закрыли мы глаза,
А солнышко играет
Щёчки тёплыми лучами
Нежно согревает.

(Сфотографировали солнце.)

5. Идём дальше. Дерево с почками. (Сфотографировали дерево)

– Весной деревья встрепенулись, освобождаясь от зимнего сна, под тёплыми лучами появились почки на деревьях!

Динамическая пауза «В лесу»

(Движения выполняются по тексту)

– Руки подняли и помахали
    Это деревья в лесу.

– Локти согнули, кисти встряхнули
    Ветер сбивает снежок.

– Плавно руками помашем
    Это к нам птицы летят.

– Как они сядут – покажем
    Крылья сложили назад.

Возвращаются из дальних мест, домой первые вестники – грачи.

(Сфотографировали грачей)

А затем и много других перелётных птиц.

Фонопедическое упражнение:

Трещётка – чечётка: тр-р-р
Кукушка – горюшка: ку-ку-ку
Дружок – снегирёк: свинь-свинь
Мальчишка – воробьишка: чик-чирик
Синичка – невеличка: тень-тень
Утки – таратутки: кря-кря
Гуси – шипуси: ш-ш-ш.

6. Идём дальше. «Проталинка с подснежниками».

Хоть пригорок и оттаял,
Но в тени лежит снежок,
И на шаг не отпуская,
Рядом с ним лежит снежок.

Самые первые цветы – это подснежники.

(Сфотографировать подснежники)

Дети, понюхаем цветок – подснежник.

Дышим носом, а не ртом
Плечи не поднимаем
Животом помогаем.

(Подносим к носику делаем, вдох, задерживаем дыхание, на счёт три выдыхаем, руки отводим и в полголоса произносим ХО-РО-ШО).

7. Идём дальше «Талый снеговик».

Логопед: Почему снеговик растаял?

Дети: Солнышко стало сильнее греть, вот он и тает.

(Имитация снеговика талого)
(сфотографировать снеговика).

8. Образуются ручейки – снег таит кругом.

(Сфотографировали ручеёк).

Перешагиваем ручеёк и подходим к столам.

За столами: Дети, вы сделали много фотографий. Они уже лежат перед вами на столах. Мы с вами вспомним, что видели в нашем лесу, и составим рассказ. Превратим «Зиму в весну». Послушайте одну историю, но для этого мне понадобиться ваши фотографии.

«Жила-была девочка Маша. Маша очень любила весну и всегда спрашивала, когда же придет весна? Маша каждый день смотрела в окно. Но вот однажды она услышала и увидела, что вместо тучки ярко светит солнце и прилетели грачи. Маша надела курточку, вязаную шапочку, ботиночки и вышла на крыльцо. И увидела, что её знакомый зайчик в новой серой шубке. Снеговик почему-то стал маленьким и смешным, на деревьях появились почки. А возле дерева растаяла горка, и появились проталинки с подснежниками. Солнце светило так ярко, что снег растаял, и образовались ручейки, и Маша догадалась. Ой, да это же весна».

Дети вам понравился рассказ, который мы с вами сочинили и где пригодились ваши фотографии?

Кто желает по этой картинке рассказать свой рассказ.

Постарайтесь рассказать, не спеша, выразительно не пропустить не одну фотографию. (Дети рассказывают свои рассказы).

9. Итог занятия

Где мы с вами побывали? (Составляли рассказы по картинкам, превращали зиму в весну.)

10. Сюрпризный момент: Дети, Маша вам подарила волшебные подснежники, они не простые.