Цели:
- Расширять знания детей о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка
- Формировать навык осознанного и выразительного чтения.
- Показать необходимость внимательного чтения.
- Развивать любознательность, наблюдательность, устную речь.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку, выставка книг Д.Н. Мамина-Сибиряка, барабан с числами.
Ход урока
I. Организационный момент.
К какому уроку вы сегодня готовились и что вы для этого делали?
(Готовились к уроку «Поле чудес» и читали рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел».)
Сейчас мы с вами послушаем рассказ о Д.Н. Мамине-Сибиряке. (рассказывает подготовленный ученик) Слайд 2 – портрет Мамина-Сибиряка.
Д.Н. Мамин-Сибиряк родился 6ноября 1852 года в Пермской губернии (сейчас это Свердловская область). Настоящая фамилия Мамин.
С детских лет полюбил уральскую природу и всегда вспоминал её с любовью.
Тогда же, в ранние детские годы зародилась и окрепла у Мамина-Сибиряка любовь к русской литературе. В семье была небольшая домашняя библиотека.
Закончил духовную семинарию. Первые свои рассказы он написал, учась в семинарии. Окончив семинарию, отправляется в Санкт-Петербург, но уже понимает, что священником он не будет и поступает в Медико-хирургическую академию.
В 1874 году Мамина принимают в Петербургский университет, где он учится на факультете естествознания. Спустя два года переводится на юридический факультет.
Но ухудшение здоровья и материальные трудности заставили его оставить учёбу. У него начинает развиваться туберкулёз.
К детской литературе Мамин-Сибиряк относился очень серьёзно. Он называл детскую книжку «живой нитью», которая выводит ребёнка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни.
Писатель писал для детей разного возраста. Для младших ребят, например, «Алёнушкины сказки», а для детей постарше «Емеля охотник», «Постойко» и другие.
Широкий и разнообразный мир, жизнь человека и природы раскрываются юным читателям в этих произведениях. В своих рассказах он много рассказывает о жизни и труде рабочих и крестьян, о судьбе детей.
Умер 15 ноября 1912 года и похоронен в Санкт-Петербурге.
II. Рассматриваем книги Д.Н. Мамина-Сибиряка.
(выставка книг) принесённые детьми в класс и как итог книги на слайде 3. (на слайде обложки книг, которые читали ранее на уроках)
III. Беседа о прочитанном дома произведении Д.Н. Мамина-Сибиряка «Вертел».
– Кто главный герой рассказа? (Прошка)
– Что мы о нём узнали? (Был круглый сирота и его тётка отдала в мастерскую, чтобы он мог сам себя прокормить, хотя ему было 12 лет)
– Прочитайте, в каких условиях работал Прошка.
– Что больше всего любил Прошка? (Лес, природу)
– Что случилось с Прошкой? (Заболел и умер)
– От чего это произошло? (От наждачной пыли, от плохого питания и непосильной работы.
– Какие чувства вызвала у вас жизнь Прошки? (Сожаления, жалости и т. д.)
IV. А теперь я проверю, как внимательно вы читали этот рассказ и для этого мы поиграем в «Поле чудес».
(Слайд 4 – с титрами «Поле чудес», когда прошли эти титры, по щелчку мыши появляется название рассказа «Вертел».
Напоминаются правила игры.
За наш барабан будут выходить те, кто точно и правильно ответит на вопрос.
Выбираем первую тройку игроков. (Слайд 5 – 1 тур)
Слайд 6. (По щелчку мыши открывается вопрос. Дети отвечают на него. Выслушиваются ответы нескольких учеников и за барабан выходит тот, кто ответил правильно и точнее других. На слайде три вопроса. После ответа, по щелчку мыши, открывается ответ.)
Посла выбора первой тройки слайд 7 с заданием. Читается задание и по букве отгадывается слово. Названная буква, которая есть в слове, открывается, путём наведения на это место курсора и щелчка мыши. Отгадывают по очереди. Отгадавший правильно букву, имеет право крутить барабан, набирать очки и отгадывать следующую букву.
Ответ: Теребиловка. (Смена слайда после тура по щелчку на стрелке)
Победитель первой тройки выходит в финальную игру.
Выбираем вторую тройку. (Слайд 8 – 2 тур. Слайд 9, на нём тоже три вопроса с ответами, открываются после полученного ответа по щелчку мыши.)
Победитель выходит в финальную игру.
Слайд 10, для второй тройки.
Ответ: околтать.
(Спросить, как понимают это слово.) Победитель тура выходит в финальную игру.
Выбирается третья тройка.
Слайд 11 – 3 тур и слайд 12 с вопросами и ответами третьего тура.
Слайд 13, с заданием для третьей тройки.
Ответ: зубастыми.
Присутствующим уместно задать вопрос, почему он их так называл. (Были крепкими, и точить их было труднее.)
Проводится игра со зрителями. Слайд 14, со словами: игр со зрителями.
Слаид 14 с заданием для зрителей. Отгадывают целым словом.
Ответ: александрит
Проводится финальная игра. Слайд 16 со словами – финальная игра.
К барабану выходят победители троек. Слайд 17 с заданием для финалистов.
Ответ: околпачил.
– Как понять это слово? (обманул)
Проводится суперигра с победителем. Слайд 18 со словом суперигра.
Слайд 19 с заданием.
Ответ: альмандины.
Подводятся итоги урока.
Чествуется победитель. Можно приготовить какой-нибудь сувенир.
Слайд 20 с титрами: Спасибо за игру.