1. Сообщение темы урока
Здравствуйте.
Сегодня на уроке здоровья мы продолжаем учиться тому, как вести здоровый образ жизни и что для этого нужно делать.
Наш урок будет сегодня сладким, а почему, вы узнаете, выполнив следующее задание.
Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и неизвестным словом существуют такие же отношения. Найдите четвертое слово. Мед
ЦВЕТОК - ПЧЕЛА - …… (МЕД)
Сегодня наш урок посвящен удивительному творению природы – меду. С глубокой древности известна его способность, сохранять людям молодость, здоровье, существенно продлевать жизнь. Знаменитый математик Пифагор утверждал, что он дожил до глубокой старости лишь потому, что постоянно употреблял мед.
В чем причина такого воздействия меда на организм человека? Она сравнительно проста. Мед – главный продукт жизнедеятельности пчел, которые существуют на Земле примерно 55 млн. лет. В их организмах вырабатываются вещества, которые надежно защищают их от множества вредителей и болезней. Именно этими веществами богат мед. Люди тоже употребляют мед в немалых количествах как ценный продукт питании и природное лекарство, поэтому наиболее важные сведения о меде полезны каждому человеку.
С ними вы и познакомитесь на этом уроке.
Тема урока “Медовый разговор”.
Мы узнаем: как получается мед, какие растения являются медоносными, состав меда, научимся определять качество меда.
Всякая муха жужжит, да не пчеле чета.
Пожалуй, ни одно насекомое не пользуется таким уважением у человека, как медоносная пчела. О жизни пчел и их трудолюбии слагали легенды.
В пчелином домике – улье – для всех работы хватает. Как только родится молодая пчела, ей поручают чистить улей: проветривать его, подметать. Делает это пчёлка, махая крылышками. Потом она становится нянькой и кормилицей личинок.
Ещё несколько дней доверяют строить соты и принимать нектар, который приносят старшие пчёлы. И только после этого ей разрешают самую почётную работу – сбор мёда.
Ранним летним утром из улья вылетают несколько самых смелых и предприимчивых пчёлок. Это пчёлы разведчицы. Они отправляются на поиски медовых трав, полян.
Пчела приносит в улей нектар, из которого она делает мед. А в качестве строительного материала используется воск, выделяемый железами на брюшке, и прополис (пчелиный клей), который насекомые добывают из почек растений. Воск идет на постройку сот, а прополисом пчелы замазывают каждую щелоку в улье, особенно перед наступлением холодов.
Пчела артелью сильна.
Самым необычным открытием оказалось, что пчёлы-“математики”. Соты, построенные ими, имеют самую прочную конструкцию, и размеры соблюдаются с небывалой точностью: угол ячейки всегда равен 109 градусов 28 минут.
Я предлагаю вам заполнить наши “соты”. Некоторые ячейки – пустые. нужно заполнить их цифрами от1 до 9 так, чтобы в любой строке и любом блоке 3x3 не было одинаковых цифр.
С осоки пчела мед не носит.
Какие растения являются медоносными?
У вас на столах тексты, в которых рассказывается о растениях, которые используют пчелы для сбора нектара.
Прочитайте и скажите, о каких растениях идет речь.
2. Работа с текстами.
Текст 1.
Принятое в наши дни русское название цветка имеет старинное происхождение. Не исключено, что название связано со временем массового цветения, которое приходится на 6 июля. Этот день называли Аграфена-купальница и с этого дня было принято начинать купание в реках и озерах. Примерно в это время в старину отмечали другой языческий праздник – “день Ивана Купалы” (Иванов день), (Иван-чай).
Текст 2.
На Руси издавна вырезали из древесины этого дерева наличники для окон, кухонную посуду, игрушки, музыкальные инструменты, бочки. А из коры молодых деревьев драли лыко, которое шло на лапти. Это дерево считается лучшим медоносом, его мед ценится выше всех других сортов.
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают,
Шкуру тонкую сдирают (липа).
Текст 3.
Это одна из самых вкусных и любимых в народе ягод. Кроме этого она обладает многими полезными и лечебными (целебными) свойствами и широко применяется в народной медицине для профилактики и лечения многих заболеваний.
Загадка.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи (малина).
Текст 4.
Посевное травянистое растение, из семян которого изготовляют крупу и муку.
Плоды напоминают по форме трёхгранный орешек. Кашу из плодов этого растения пробовал каждый.
Чем еще угостит это растение? Конечно, медом. У него темно-коричневый цвет и специфический вкус (гречиха)
Текст 5.
К этому цветку мы так привыкли, что и не замечаем его. Он привычен нам и на лужайках, и на опушках, и на обочинах дорог. А ведь его тройчатые листья и красная головка – маленькое сокровище. Это ценнейшее кормовое растение (клевер).
Текст 6.
Это самое главное плодовое дерево. Самым знаменитым и любимым сортом плодов этого дерева является – янтарно-желтая, душистая и хрустящая антоновка (яблоня).
Текст 7.
Русское название связано с медоносными свойствами: в цветках растения содержится много нектара, к тому же это один из самых ранних медоносов. Иногда встречаются и другие русские названия “медуника”, “медунка” (медуница).
3. Физкультминутка.
Утром пчелка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
В меду и подметку съешь.
Мед - один из самых безопасных продуктов - большинство вредных бактерий не могут существовать в нем.
Основная составляющая часть меда – это углеводы: 35% глюкоза, 40% фруктоза. Именно эти углеводы определяют диетические свойства меда, т.к. они не требуют дальнейшей переработки в желудочно-кишечном тракте, на 100% усваиваются организмом. Они придают вкус сладости меду.
По некоторым свойствам мед напоминает плазму крови человека.
В нем найдено 37 важных для организма человека элементов – больше, чем в самых популярных витаминно-минеральных комплексах.
Мёд с древних времён применяли с лечебной целью многие народы.
Но чтобы все это пошло на пользу мед нужно уметь выбирать, хранить и правильно употреблять.
Ложка дегтя портит бочку меда.
Как всякий продукт, пользующийся стабильным спросом, мед нещадно подделывают. Например, скармливая пчелам сахар. А чего только не примешивают к меду: крахмал, мел, патоку, сахарин…
Фальшивый мед беден активным веществами, не проявляет лечебного эффекта. Как выяснить, не подделка ли то, что вы уже купили?
Для решения этой проблемы проделаем небольшую практическую работу.
Практическая работа “Определение качества меда”.
Цель: проверить качество меда простыми и доступными способами, которые можно использовать в домашних условиях.
Для определения примесей существуют различные способы, и сейчас я предлагаю провести по группам еще один эксперимент с предложенными образцами меда.
Выполнять работу будем по инструктивным карточкам, которые находятся у вас на столах. Там же вы найдете все необходимое для работы. Вам на работу в группах дается 7 минут.
Приступайте к выполнению. Если по ходу работы возникнут вопросы, поднимите руку, я подойду.
4. Практическая работа.
Не забудьте, что, кроме решения проблемы, вам необходимо проанализировать то, каким образом вы решили эту проблему, и сообщить результаты своего анализа…
Выполнение практической работы.
Итак. Время работы в группах истекло. Готовы?
Давайте проанализируем полученные результаты. Каждая группа расскажет о результатах исследования качества меда.
Что делали? Что получилось?
Ваш мед натуральный или фальшивый?
Заполнение сводной таблицы на доске.
Подведем итог совместной работы.
Представители группы рассказывают, что наблюдали и делают вывод о качестве исследуемого меда.
В ходе исследования меда доступными средствами мы научились определять его качество. Подобные знания понадобятся вам в повседневной жизни. В заключение мне хотелось бы дать вам несколько полезных советов.
1. При температуре 40 градусов мед теряет свои лечебные свойства. Кроме того, некоторые травники вообще не рекомендуют смешивать мед с “окрашенной жидкостью” вроде чая или травянистого настоя, а советуют разводить мед в теплой (не горячей!) кипяченой воде. Или, как леденец, рассосать во рту столовую ложку меда, а уж потом, через 15-20 минут выпить чай. Причем делать это желательно за 1,5-2 часа до еды или через 3 часа после еды.
2. Мед хранят в стеклянной, глиняной, фарфоровой и деревянной посуде.
3. Никогда не берите мед с рук у незнакомых людей.
4. Покупайте у пчеловодов, в чьей профессиональной честности не сомневаетесь, либо в специализированных магазинах.
5. Иногда при хранении меда обнаруживаются два слоя – снизу закристаллизовавшийся, а сверху – сиропоподобный. Значит, мед незрелый, с повышенной влажностью. Такой мед непригоден для хранения.
6. Если зимой торгуют жидким и темным медом – его сильно грели или просто кормили пчел сахаром (исключение – майский мед с белой акации).
Представители группы рассказывают, что наблюдали и делают вывод о качестве исследуемого меда.
Молодцы. Сегодня на уроке мы с вами познакомились с наиболее важной информацией о ценнейшем даре природы – пчелином меде. В ходе исследования меда доступными средствами мы научились определять его качество. Подобные знания понадобятся вам в повседневной жизни.
А, чтобы проверить все ли хорошо вы усвоили, я предлагаю вам найти слова, которые здесь спрятались.
Карточка.
л | н | е | к | т | а | р | ||
и | п | |||||||
п | ч | в | о | с | к | |||
а | у | л | е | й | ||||
л | ||||||||
л | е | к | а | р | с | т | в | о |
л | н | е | к | т | а | р | о | к |
и | а | с | п | е | ю | л | м | ж |
п | м | о | ч | м | в | о | с | к |
а | у | л | е | й | н | в | н | а |
б | ы | ф | л | щ | г | д | ч | и |
л | е | к | а | р | с | т | в | о |
5. Подведение итогов
Испокон веку пчелы изумляют нас своей “мудростью” в выборе ценнейших веществ, которые они собирают. Мед может восполнить пробел в ежедневном питании. Люди, которые знают о пищевой ценности меда, чаще его употребляют. О пользе меда знали еще с тех времен, когда землю населяли первобытные люди. Мед легко и быстро усваивается организмом. Мед рекомендуют спортсменам, а учащимся тем более.
Пусть эта неделя будет у нас “медовой”, и вы постараетесь узнать как можно больше о меде из книг, из рассказов мамы, бабушки и друзей. Те, кто всерьез заинтересуется медом, может найти дополнительные сведения о нем в буклете.
Спасибо за работу.