Цель: научить распознавать окончания.
Задачи урока:
- развивать наблюдательность;
- способствовать развитию интереса к творчеству, расширению кругозора;
- создать ситуацию затруднения и условия для поисковой деятельности;
- воспитывать культуру речи и поведения.
Тип урока: изучение нового материала.
Количество учеников в классе 17: слабоуспевающих – 5 человек; со средними способностями – 7 человек, высокого уровня развития - 6 человек.
Как показала практика, знакомство с окончанием в последнюю очередь, после изучения суффиксов и приставок, по программе Бунеева Р.Н., нецелесообразно. При разборе слова по составу у детей возникают затруднения в том, что к суффиксам они относят все, что после корня. А дети с высоким уровнем развития сомневаются и задают правомерный вопрос “А что это тогда такое?” Невозможно при работе над составом слова постоянно называть часть слова без объяснения. Поэтому в отступление от тематического планирования на урок взята тема “Как узнать окончание?”
Данный урок разработан с учетом всех уровней развития детей в классе по принципу обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности Л.В.Занкова с использованием технологии проблемного обучения и применением методов моделирования и комментирования по технологии С.Н.Лысенковой.
Урок выдержан в соответствии с методикой и во временных рамках.
Для того, чтобы актуализировать и обогатить субъектный опыт учащихся, урок начат с решения кроссворда, из которого вышло новое слово и возникла орфографическая задача. На данном этапе используется прием “комментированное управление” (С.Н.Лысенкова). Дети показали умение пользоваться справочниками.
На этапе подведения к проблеме идет наблюдение за частью слова, которая находится в конце слова. Дети делают вывод о новой части слова – окончании.
На этапе первичного применения нового знания дети обнаруживают затруднение, и возникает проблемный вопрос, который дети формулируют сами. (Проблемное обучение)
На этапе решения проблемы при анализе текста дети увидели, что слова меняются в зависимости от связи с другими словами, а также, если слово изменить по разным вопросам.
На этапе закрепления нового знания выполнено пробное самостоятельное упражнение, которое составлено с учетом уровневой дифференциации. Все дети справились с заданием отлично! Разноуровневая дифференциация в выполнении работы позволила учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельности школьников.
Работа в группах на этапе моделирования нового знания (С.Н.Лысенкова) помогла стимулировать проявление детьми инициативы и самостоятельности; создать ситуацию успеха, проявить творческие способности.
На этапе рефлексии дети выразили эмоции по поводу получения нового знания и удовлетворенность от решения вопросов, задаваемых ранее.
Мне удалось реализовать замысел урока, достичь поставленной мною цели и решить задачи урока. Проведённое занятие было направлено на:
а) становление и проявление индивидуальности учащихся;
б) развитие творческих способностей школьников;
в) формирование положительной Я-концепции личности учеников;
г) выработку у детей индивидуального стиля познания и поведения.
Достоинство урока в разнообразии форм и методов работы и в том, что, несмотря на разные уровни развития детей, все дети усвоили тему хорошо.
Технологическая карта урока (Приложение)