Урок русского языка по теме "Как опадают листья?" 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: научить составлять текст.

Задачи урока: повторить знания учащихся о тексте и его основных признаках, проводить наблюдения; использовать средства выразительности речи для описания своих наблюдений; способствовать развитию интереса к творчеству расширению кругозора; развивать устную и письменную речь учащихся, творческое воображение детей; воспитывать любовь к природе родного края и окружающему миру.

Оборудование: опавшие листья разных деревьев, предметные картинки, таблица цвета, мультимедийный проектор.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Демонстрационный материал

Деятельность ученика

Организационный момент   Слайд – осенний пейзаж и слова  

Актуализация знаний

– Прочитайте отрывок из стихотворения Виталия Бакалдина, которое станет предисловием к сегодняшнему учебному занятию.

– Как вы думаете, с чем будет связана наша деятельность?

– Действительно, и мы сегодня попробуем стать писателями, и мы, как настоящие писатели, напишем свое произведение об осени.

– Как можно назвать то, что придумал и написал писатель?

– Придумывать – значит, что делать?

– И наша работа будет называться СОЧИНЕНИЕ.

– “Сочинять рассказ” значит составить текст. Что такое текст?

Приложение 1

…Проплывает неслышно осень

В хороводном своём наряде.

Открыть доску (на доске дата, сочинение, тема закрыта)

Будем говорить об осени.

Если такое красивое стихотворение используется, значит, и мы будем что-то красивое создавать.

– Рассказ.

– Сочинять!

Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

Целеполагание

– Мы пробовали уже составлять тексты?

– Мы будем составлять текст на осеннюю тему, а для того, чтобы у нас получился красивый и грамотный рассказ, к чему нам нужно стремиться?

– Как думаете, получится?

– Нам помогут наши знания, которые мы сейчас восстановим в памяти!

Приложение 2

  1. Составлять полные красивые предложения.
  2. Стараться писать без ошибок
  3. Стараться не повторять одни и те же слова в тексте.
  4. Быть внимательным.
Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения творческого задания.

– Как красиво осенью! Меняется все. И живая природа, и неживая. Что именно происходит в природе осенью, вы напомните нам, поработав в группах за этими столами.

– Мы вспомнили, какие изменения происходят в природе осенью. Для чего? Эти и другие знания нам помогут в нашей сегодняшней работе. А работа будет очень интересная!!!

Карточки с изменениями в природе

Приложение 3

Демонстрационная доска

Работа в парах

1 группа – осенние изменения в живой природе

2 группа – осенние изменения в неживой природе

3 группа – осенние изменения в жизни людей

– Вернемся к отрывку стихотворения. Что имеет ввиду автор, говоря о хороводном наряде?

– Как называется такой прием в литературе?

– Правильно! Деревья в хороводе!

На доску понятие

Образное сравнение

Приложение 4

Хоровод-это коллективный танец, его танцуют на народных праздниках празднично одетые, нарядные люди.

В данном стихотворении в хороводе деревья, потому что именно они такие нарядные осенью.

– Образное сравнение! Автор сравнивает деревья с танцующими людьми!

– Угадайте деревья в нашем хороводе по их листьям! Вывешиваю картинку с изображением деревьев по кругу на доске-“ хороводом” Дидактическая игра “Назови дерево”

Рисунок 1

Называем деревья

Береза, клен, дуб, липа, ива, тополь, каштан.

Система подводящих творческих задач Какого цвета листья березы осенью? Желтые. У каких деревьев листья тоже желтые? Тополь, клен…

– Красиво ли будет называть этот цвет одним и тем же словом?

– Пригодятся ли в нашем тексте слова из этой таблицы?

Таблица цвета. Прикрепляем палитру к деревьям в хороводе.

Приложение 5

Приложение 5а

Рассматривание таблицы цветов.

Подбор синонимов для обозначения цвета листьев.

– К сожалению, хоровод не бесконечен. Какое явление природы, связанное с деревьями, происходит осенью?

– Кто-нибудь знает, почему листья осенью опадают? (Ответы детей)

– Круглый год листья заботятся о дереве! И сочинение мы напишем об этих замечательных помощниках!

На доску – слово ЛИСТОПАД

Открываю тему сочинения “Как опадают листья”

– Листопад!

– Листья опадают, чтобы освободить дерево от тяжести, иначе сломаются ветки под тяжестью снега.

Все лето дерево получало через листья энергию, дышало. За лето лист накапливает вещества, которые нужны будут дереву на следующее лето. Опавшие листья питают почву, следовательно, и растения веществами, накопленными за лето.

Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной.

Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега.

Исследовательская деятельность

– Одинаково ли опадают листья с деревьев. Сравним!

– Почему?

– На что они похожи?

– Попробуйте составить предложения о листьях клена.

– Что можно сказать о листьях березы, какие они по форме?

– Можно ли о легких листьях березы сказать, что они опускаются?

– И так ваши варианты предложений о березе. Используя таблицу цветов.

–Можно ли вместо слова “листья” использовать другие слова, например, их образы? В этом вам поможет ваше собственное воображение. И мы опять обращаемся к образным сравнениям!

– А на что, по вашему мнению, похожи листочки липы?

– Используя это сравнение, составим и запишем предложение о липе.

– Какие краски подойдут для листьев дуба?

– Какой по форме лист у этого дерева и на что похожи листья этого дерева?

–Составим предложения о листьях ивы и самом дереве.

– В заключении – последней части своего сочинения – вы можете выразить свое личное отношение к осени.

– О чем еще можно сказать в заключительной части? (О настроении, о чувствах, которые вызывает это время года).

Приведите примеры вашего заключения к сочинению.

Опыт: сбрасываем листья с высоты и наблюдаем за их полетом.

Записываем на доске выводы

– Медленно и плавно. Клен.

– Они крупные.

– Большие, тяжелые, огромные.

– На звезды, на ладошки…

Медленно опускаются на землю тяжелые листья клена.

Плавно и не торопясь, летят к земле огромные кленовые листья.

Оранжевые звезды кленовых листьев плавно опускаются на землю.

– Края у листьев березы резные, а лист похож на сердечко.

– Кружатся, летят, сыплются, вьются, парят в воздухе…

Сыплются, словно золотой дождик, резные листочки кудрявой березы.

Ярко-желтые с резным краем листья белоствольной березы парят в воздухе.

– Листья липы похожи на маленькие сердечки, монетки, пятачки.

Кружатся на ветру разноцветные сердечки липы.

Словно монетки осыпаются под ноги желтые листочки липы.

– Медные, кирпичные, бурые, коричневые…

Могучий старый дуб расстается со своей листвой без жалости.

Он отпускает их как корабли в свободное плавание.

– Узкие листочки похожи на перо птицы и лодочки.

Плавают в воздухе золотые рыбки ивы. Лист ивы похож на перо птицы, которое легко парит в воздухе.

Листопад превратил землю в красочную мозаику.

Как красив листопад!

Он украсил землю нарядным ковром.

Мне нравится, когда под ногами шуршат опавшие листья.

Я очень люблю осень и всегда наслаждаюсь осенним листопадом.

Целеполагание

– Какую цель вы поставите себе перед написанием сочинения?   Несколько человек говорят о сосредоточении на своих частых ошибках…

Самостоятельная работа по написанию черновика сочинения.

– Посмотрите на доску, сколько мы вспомнили, раздобыли! Для чего мы все это собрали?

– Помогут эти знания и фразы написать красивое сочинение? Избежать повторов?

– Ну, удачи вам!

– Может кто-нибудь прочитать начало своего сочинения?

Во время написания работы в записи звучит музыка П.И.Чайковского. (Ноябрь, из фортепианного цикла “Времена года”). Работаем в тетрадях для творческих работ.

Разноуровневое обучение

Слабые ученики работают на карточках – вставляют в текст слова с доски, затем переписывают текст в тетрадь.

Приложение 6

Итог урока.

– У многих из вас получились замечательные тексты.

– В чем заключалась трудность написания сочинения?

– Какие выводы вы сделали для себя во время написания сочинения?

Несколько сочинений прослушать.  

Вот такие получились сочинения второклассников:

Как опадают листья.

Осенью деревья сбрасывают листья. Каждые листья опадают по-разному.
Перышки ивы летят стремительно и волнисто. А вот сердечки березы парят весело и быстро, да к тому же вертятся, будто опаздывают на работу. Песочного цвета вертолетики каштана плывут, плавно кружась. А медно-соломенные кленовые звезды падают медленно и плавно. Старый мудрый дуб скидывает бордово-кофейные листья безжалостно. Он знает, что весной у него будут новые листья.
Осень – это прекрасная пора!

Аня Костина 2 А

Осенью опадают листья. Они очень красиво падают.
Сердечки березы летят весело и быстро. Дуб безжалостно сбрасывает свои листья. Стремительно вертятся бурые копья ивы. Рыжие звездочки клена плавно парят. Вертолетики каштана медленно планируют над землей.
Листопад – самое красивое осеннее явление природы.

Степан Остарков 2 А

Самоанализ