Особенности гендерного воспитания в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов, врачей. В научной литературе констатируются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и оценки достижений, в поведении. Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий, которые, по мнению тех или иных авторов, являются отражением либо универсально – биологических, либо биосоциальных закономерностей.

 Воспитание и развитие мальчиков настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. К сожалению каждый из нас живет в одном мире и нам не дано попасть в мир другого пола, пожить его проблемами, переживаниями, проникнуть в мир мыслей, понятий, отношений и негласных правил. И поэтому нам иногда кажется, что второго мира нет, нет другого образца поведения, кроме нашего собственного. Но если нам не дано пожить в другом мире, то попробовать понять его мы обязаны, если хотим помочь маленькому человеку раскрыть свои уникальные возможности, данные ему своим полом, если хотим воспитать мужчину и женщину, а не бесполых существ.

Для обозначения социального взаимодействия мужчин и женщин и было заимствовано английское слово “гендер”.

Гендер (от английского gender, от лат. gens – род) – обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Половая принадлежность ребенка – важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.

Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.

Мальчики и девочки разные. Разные с социальной, биологической и психологической точек зрения.

В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:

  • в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
  • организации внимания;
  • в формах активации эмоций;
  • в мотивации деятельности и оценки достижений;
  • в поведении.

У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки.

У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.

У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Девочки:

  • быстрее схватывают новый материал;
  • легче усваивают алгоритмы и правила;
  • любят задания на повторение;
  • чаще используют ближнее зрение;
  • воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее;
  • лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
  • новую информацию анализируют с помощью левого полушария.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства — куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка .

Мальчики:

  • труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
  • им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;
  • лучше выполняют задания на сообразительность;
  • не терпят однообразия;
  • лучше выполняют задания при ярком свете;
  • новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную плоскость: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки.

А каковы особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек?

Опрос родителей относительно индивидуальных особенностей поведенческих характеристик детей дает возможность считать, что обычно мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, не сдержаны, нетерпимы, не уверены в себе и даже более агрессивны, чем девочки. По-видимому, в большинстве случаев это действительно так. Однако надо иметь в виду, что наше видение ребенка не всегда объективно отражает то, что есть на самом деле.

Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Видимо, этим и достигается максимальная ориентированность женского организма на выживаемость. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.

Учителя начальных классов должны учитывать особенности эмоциональной сферы мальчиков, но им трудно понять эту сторону жизни мальчика — они-то сами другие. Вот и получается, что педагог долго ругает мальчика, нагнетая эмоции, и сердится оттого, что он не переживает вместе с ней, а как бы остается равнодушным к ее словам. Нет, он не равнодушен. Просто он уже дал пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, но он, в отличие от нее, не может долго удерживать эмоциональное напряжение, он к этому не приспособлен и, чтобы не сломаться, просто отключил слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Он вас уже не слышит. Ваши воспитательные усилия пропадают впустую. Остановитесь. Ограничьте длину нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу, т. к. мозг мальчика очень избирательно реагирует на эмоциональные воздействия. Если вся ваша речь сводится к двум словам: “ты плохой”, — то чего вы ждете от мальчика? Он дезориентирован. Объясните ему ситуацию очень коротко и очень конкретно — чем же вы недовольны.

Мальчик и девочка — это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать — зависит только от нас с вами.

Общей целью воспитания является создание условий для само актуализации в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественной, художественной, физкультурно-спортивной, в свободном общении. Жизнь классного коллектива должна быть насыщенной и разнообразной: тематические классные часы, интеллектуальные игры и недели школьной науки, походы и экскурсии, вечера встречи и акции милосердия, спортивные состязания и эстафеты, посещение театров и музеев, выставки собственных работ и творческие вечера, лагеря отдыха, прогулки на природу и чаепития. Да много ещё чего есть увлекательного для школьников-малышей.

Особого внимания и такта требуют девочки и мальчики, перенесшие травмы детства": ссоры в семье, распад семьи, уход одного из родителей, жизнь в неблагополучной семье, с родителями алкоголиками и наркоманами, половая распущенность родителей, различного рода посягательства на половую неприкосновенность детей. Эти дети нуждаются в специальной педагогической поддержке – в решение проблем, связанных с душевным здоровьем, с психологической реабилитацией, социальной адаптацией в мире взрослых и детей.

Другой аспект деятельности педагога начальных классов в решение задач поло ролевого воспитания – это формирование адекватного отношения девочек и мальчиков к противоположному полу.

Истинные мужественность и женственность воспитываются. Более того, их формирование не побочная, а важнейшая задача воспитания. Ее решение – необходимое условие счастья детей в будущем. Педагогическая грамотность родителей проявляется в том, насколько им удается воплотить в дочери идеал женственности, а в сыне мужественности. Порой они делают это неосознанно или в силу традиций. Пример родителей, их поведение, внешние и внутренние качества, нравственные взаимоотношения между членами семьи являются самым действенным средством поло ролевого воспитания.

Умелая подборка художественных произведений на данную тему (литературы, живописи, музыке), умение с их помощью решать педагогические задачи, умело проведенные этические беседы – вот в чем задача учителя. Вот некоторые темы для обсуждения с детьми:

  • Что такое семья? Что такое общество? Место семьи в обществе. Разные поколения в семье.
  • Взаимопомощь в семье. Обязанности родителей (продолжение рода, воспитание детей).
  • Периоды в жизни человека (до рождения, грудной период, детство, отрочество, юность, зрелость, старость), их основные особенности.
  • Мужские и женские роли в семье и в обществе, основные различия между мужчиной и женщинами, лежащие в основе разделения ролей. Как лучше организовать взаимодействие членов семьи в домашних делах.
  • Мальчики и девочки должны лучше знать друг друга. Значение дружбы между ними.
  • Особенности мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Различия и сходство между ними. Их положительные качества. Необходимость ценить и учитывать эти качества.
  • В чем состоит истинная сила и слабость человека. Значение духовной и физической силы. Проявления жестокости – признак внутренней слабости человека.
  • Продолжение рода в животном мире. Понятие о наследственности.

ЦЕЛИ:

– познакомить детей с мужскими и женскими половыми ролями;
– объяснить младшим школьникам, что не всем можно подражать, что у кумиров тоже есть качества, которые не стоит перенимать;
– научить мальчиков и девочек сотрудничать;
– объяснить, что не стыдно дружить с детьми другого пола;
– формировать взаимное уважение мальчиков и девочек;
– учить мальчиков защищать девочек, не обижать их;
– объяснить, что значит мужественность и женственность;
– объяснить значение мужчины и женщины в семье.

На уроках окружающего мира проводятся уроки на темы: "Строение мальчика и девочки"; "Рождение ребенка" и т.д.

Цель: знакомство со строением мужчины и женщины и их физиологическим развитием.

На уроках литературного чтения можно прочитать такие рассказы:

  • К.Д. Ушинский “Сила не право”, Сказка “Два брата”, Е. Пермяк “Для чего нужны руки”,
  • В.Осеева “Сыновья”, В.Бороздин “Тренировки”, Н.Найдёнова “Мама”, С.Маршак “Усатый — полосатый”, С. Михалков “Важные дела”.

Также можно включать мальчиков и девочек в совместную работу на уроках, внеклассных мероприятиях.

  • Цели: сплочение класса. Формирование положительного отношения к противоположному полу.
  • Поздравление мальчиков. Подготовка к празднику 23 февраля.
  • Поздравление девочек. Подготовка к празднику 8 Марта.
  • Праздник "Иван да Марья".

Большую помощь в гендерном воспитании детей оказывает работа с родителями. Можно приглашать на собрании школьного врача и психолога.

Примерные лекции для родителей

  • Психосексуальное развитие ребенка от 0 до 7 лет. Возрастные особенности младшего школьника.
  • Основные этапы психосексуального развития. Пол ребенка: родительские ожидания и предпочтения. Родительское поведение. Половые различия в поведении, сексуальное поведение. ?Развитие половой сферы младшего школьника, пол и характер. Дружба и любовь. Психогигиена пола.
  • Роль семьи в психосексуальном развитии детей. Ребенок и окружающие его люди: взаимоотношения со сверстниками вне семьи; взаимоотношение братьев и сестер; взаимоотношения с взрослыми в семье.
  • Усвоение ребенком образцов супружеского поведения в своей семье.

Анкета для родителей

В анкете вопросы, с помощью которых выясняется осведомлённость и просвещённость родителей о проблемах психосексуального воспитания и поло ролевого развития ребёнка в семье.

  • Стимулируете ли вы в процессе воспитания соответствие ребёнка к его половой роли?
  • Кто больше занимается в вашей семье воспитанием ребёнка?
  • К кому больше привязан ребёнок?
  • Важно ли уделять внимание психосексуальному воспитанию детей?
  • Способны ли вы ответить на вопросы почему, как, откуда, какая должна быть девочка, каким должен быть мальчик?
  • Читаете ли вы с ребёнком литературу, касающуюся вопросов психосексуального воспитания?
  • Рассказываете ли вы своему ребёнку, как он появился на свет?
  • Читаете ли вы литературу о том, как именно воспитывать девочку и как мальчика?
  • Как вы реагируете на вопрос ребёнка о телесном различии полов?

Памятка для родителей при общении с мальчиками и девочками.

  • Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
  • Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
  • Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.
  • Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
  • Старайтесь, давая задание мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
  • С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Таким образом в школе гендерное образование в первую очередь должно быть направлено на преодоление гендерных стереотипов. Мужчина и женщина – это не две противоположности. Это всего лишь два разных пола, но одного рода – люди. И поэтому это должно не мешать, а наоборот способствовать развитию каждого мальчика и девочки. Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.

Список литературы:

  1. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
  2. Бужигеева. М.Ю. "Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения" Педагогика. №8. 2002
  3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 1998.
  4. Н. Ерофеева. "В классе мальчики и девочки…Как их учить?" Народное образование.№2 2001
  5. Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек./ Педагогика, № 10, 2001г.
  6. Клецина И.С. Гендерная социализация. – СПб, 1997.
  7. Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. / “Дошкольное воспитание”. -№12.– 2003. – с.44–52.
  8. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.
  9. Эльконин Б.Д. Детская психология. – М, 2004 г.