Тип урока: задачный урок по окружающему миру с использованием ИКТ.
Общедидактическая цель урока:
- создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации;
- применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, групповую (парную) и индивидуальную формы организации познавательной деятельности;
Образовательная цель урока:
- познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;
- формирование целостного образа весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения, музыки, изобразительного искусства;
- научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;
- показать связь изучаемых предметов с жизнью;
- обогащать и расширять словарный запас;
Развивающие цели урока:
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- воспитывать эстетический вкус детей;
- развивать чувство прекрасного;
- чувство радости от наблюдения за жизнью растений и животных;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- стимулировать интерес к познанию мира живой природы;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;
Воспитательные цели урока: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы.
Оборудование:
средства обучения:
- учебник;
- толковый словарь русского языка С.И.Ожегова;
- иллюстрации птиц;
- презентация по теме «В гости к весне»;
- карточки с заданием для групповой (парной) работы;
- аудиозапись «Времена года» («Март»), композитор – П.И.Чайковский;
- аудиозапись «Времена года» («Апрель»), композитор – П.И.Чайковский;
- аудиозапись «Времена года» («Май»), композитор – П.И.Чайковский;
- аудиозапись с голосами птиц (соловей);
- видеофильм по теме: «Ледоход»;
технические средства:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- MacBook.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Проверьте, всё ли у вас готово для урока (на парте: учебник, конверт, MacBook, дневник, пенал).
Формируемые УУД – подготовка детей, создание эмоционального фона восприятия.
2. Мотивация к деятельности.
Формируемые УУД – самостоятельное выделение познавательной цели. Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”).
1) – Давайте посмотрим на картину известного русского художника Исаака Левитана.
Рисунок 1
– Какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете? Что вы на ней видите?
2) Прослушайте произведение композитора П.И.Чайковского «Времена года».
– Попробуйте отгадать какое время года передал композитор при помощи музыкальных инструментов. (Весна.) Правильно, это музыкальное произведение называется «Апрель». А какие ещё весенние месяцы вы знаете? Перечислите названия весенних месяцев по порядку. Какое настроение передаёт эта музыка?
3) Послушайте внимательно стихотворение Александра Фета и скажите, какие картины увидели.
Снова птицы летят издалёка,
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
(Прилёт птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, цветение ландышей.)
4) – Что объединяет все эти 3 произведения искусства? О чём они? (Весна.) Правильно. Тема нашего урока-В гости к весне.
Рисунок 2
– Сегодня мы отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
3. Учебно-познавательная деятельность. (Работа над новым материалом.)
Формируемые УУД – ученики развивают навыки:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
1) – Какие признаки весны мы наблюдаем в природе? (Таяние снега, потепление, появляются сосульки, прилетают птицы, появляется трава, распускаются почки и т.д.)
– Ваши ответы можно разделить на 2 группы. Речь идёт о какой природе? (о живой и неживой)
Рисунок 3
2) Работа в парах.
– Возьмите конверт, достаньте из него 2 листочка и посовещавшись определите, на каком из них записаны изменения в живой природе, а на каком в неживой?
Небо голубое, высокое Набухание почек
Облака белые, лёгкие Появление листьев
Таяние снега, льда Цветение растений
Ледоход Появление насекомых
Оттаивание почвы Возвращение перелётных птиц
Половодье Изменения в жизни зверей
Первая гроза
Осадки: снег, дождь
3) – Давайте поработаем с листочком, на котором записаны изменения в неживой природе. Все ли слова вам понятны? (половодье, ледоход)
– Что такое половодье? Где можно посмотреть значение слова? Давайте посмотрим в толковом словаре, как объясняется это понятие. (Половодье – весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда.)
Рисунок 4
– Что такое ледоход? Давайте прочитаем в учебнике на странице 87, как объясняется это понятие. (Льдины, большие и маленькие, быстро плывут по течению, сталкиваются, разбиваются – это на реках начинается ледоход.)
Рисунок 5
– Теперь давайте посмотрим, как это происходит в природе (в движении). (видеофильм)
– Почему произошли эти изменения в живой и неживой природе? (солнце поднимается выше, чем зимой; увеличился световой день; становится теплее)
– Верно.
Рисунок 6
4) Вывод.
– Какие явления в неживой природе мы наблюдаем весной? ( таяние снега, ледоход, половодье и т.д.)
Физкультминутка.
Капли звонко капали, (прыжки на месте)
Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам)
Солнце светит ярко, (руки вверх, потягиваемся)
Нам, сосулькам, жарко. (обмахиваемся).
С нас течёт уже вода, (наклон вниз)
Мы растаем навсегда. (приседаем и выпрямляемся)
Рисунок 7
5) – Что можете сказать о сосульке? Можно ли сосульку назвать живым организмом?
6) – Послушайте, а это живые организмы: мать-и-мачеха, подснежники, ветреница лютичная, хохлатка, медуница, печёночница благородная. (Да.) К какому виду живых организмов они относятся? (растения) Верно. И это не просто растения, а раннецветущие растения. Что значит раннецветущие растения? (рано зацветают) Давайте на них посмотрим.
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11
Рисунок 12
Рисунок 13
– Почему эти растения могут зацветать так рано? (много света, влаги – ранней весной это всё есть)
– Давайте проверим наше предположение и ответ на этот вопрос найдём в учебнике на странице 88. (1 и 2 абзац)
7) Вывод. – Почему весной могут появляться раннецветущие растения? (много света, влаги, и т.д.)
8) – Весна – это прекрасное время года! Это пробуждение природы. Запели синицы, зачирикали воробьи, из тёплых стран вернулись перелётные птицы. Что значит перелётные птицы?
– Как утверждают учёные: март – время прилета грачей в родные края. Найдите среди представленных птиц грача, я вам дам небольшую подсказку: у грача самый мощный клюв, им он долбит замёрзшую землю. Пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Они не боятся холодов.
Рисунок 14
– Про следующую птицу я могу сказать так: она на вид невзрачная, неприметная, но.
Прилетел к нам, наконец,
Самый лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт. И как поёт.
Послушайте. (пение соловья)
Кто же это? (соловей)
Рисунок 15
– А как называется эта птичка? (ласточка)
Рисунок 16
– Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. Почему ласточки прилетают в конце весны ? (стало теплее, появился корм – насекомые) А сейчас я вам скажу секрет про ласточку. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары. Такая маленькая птичка питается как огромный кит.
– Мы поговорили про перелётных птиц, но ведь есть и зимующие птицы? Что значит зимующие? Приведите примеры. (ворона, голубь, синица, сорока, кукушка и т.д.)
– Зимующие птицы приспособлены к жизни в холодных условиях, находят себе корм, но им приходится трудно. Поэтому человек должен обязательно им помогать. Можно делать кормушки и подкармливать птиц. Мы как и другие ребята нашей школы делали кормушки.
Рисунок 17
9) Вывод.
– Почему весной к нам могут вернутся перелётные птицы? (стало теплее, много корма)
10) – Весна – красивое время года! Она разная(и ранняя, и поздняя). Она всегда прекрасна. Посмотрите на весенние пейзажи.
Рисунок 18
Рисунок 19
Рисунок 20
Рисунок 21
Рисунок 22
Рисунок 23
4. Осознание и осмысление учебной информации.
Формируемые УУД – сотрудничество, согласование усилий по достижению общей цели, организация и осуществление совместной деятельности, ориентация на партнёра по деятельности.
– Работа с ноутбуками. Выполнение работы в ПервоЛого по теме: «Красота весны». (звучит весенняя музыка П.И.Чайковского)
5. Рефлексия. Оценка результатов деятельности.
Формируемые УУД – самоопределение, осознание своих возможностей, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.
– С какими изменениями в живой и неживой природе мы сегодня знакомились? (весенними) Какие изменения происходят в природе весной? (Таяние снега, потепление, появляются сосульки, прилетают птицы, появляется трава, распускаются почки и т.д.)
– Попробуйте оценить свою работу на уроке.
Рисунок 24
6. Домашнее задание.
– Читать текст в учебнике на страницах 86-89 и выполнить 2 задания в тетради: № 4, с.37 и № 6, с.38.