Урок по теме "В гости к весне"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: задачный урок по окружающему миру  с использованием ИКТ.

Общедидактическая цель урока:

  • создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации;
  • применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, групповую (парную) и индивидуальную формы организации познавательной деятельности;

Образовательная цель урока:

  • познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;
  • формирование целостного образа весны средствами предметов окружающего мира, литературного чтения, музыки, изобразительного искусства;
  • научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;
  • показать связь изучаемых предметов с жизнью;
  • обогащать и расширять словарный запас;

Развивающие цели урока:

  • развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
  • воспитывать эстетический вкус детей;
  • развивать чувство прекрасного;
  • чувство радости от наблюдения за жизнью растений и животных;
  • развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • стимулировать интерес к познанию мира живой природы;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к предмету;

Воспитательные цели урока: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы.

Оборудование:

средства обучения:

  • учебник;
  • толковый словарь русского языка С.И.Ожегова;
  • иллюстрации птиц;
  • презентация по теме «В гости к весне»;
  • карточки с заданием для групповой (парной) работы;
  • аудиозапись «Времена года» («Март»), композитор – П.И.Чайковский;
  • аудиозапись «Времена года» («Апрель»), композитор – П.И.Чайковский; 
  • аудиозапись «Времена года» («Май»), композитор – П.И.Чайковский; 
  • аудиозапись с голосами птиц (соловей);
  • видеофильм по теме: «Ледоход»;

технические средства:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • MacBook.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Проверьте, всё ли у вас готово для урока (на парте: учебник, конверт, MacBook, дневник, пенал).

Формируемые УУД – подготовка детей, создание эмоционального фона восприятия.

2. Мотивация к деятельности.

Формируемые УУД – самостоятельное выделение познавательной цели. Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”).

1) – Давайте посмотрим на картину известного русского художника Исаака Левитана.

рис.1

Рисунок 1

– Какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете? Что вы на ней видите?

2) Прослушайте произведение композитора П.И.Чайковского «Времена года».

– Попробуйте отгадать какое время года передал композитор при помощи музыкальных инструментов. (Весна.) Правильно, это музыкальное произведение называется «Апрель». А какие ещё весенние месяцы вы знаете? Перечислите названия весенних месяцев по порядку. Какое настроение передаёт эта музыка?

3) Послушайте внимательно стихотворение Александра Фета и скажите, какие картины увидели.

Снова птицы летят издалёка,
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.

 (Прилёт птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, цветение ландышей.)

4)  – Что объединяет все эти 3 произведения искусства? О чём они? (Весна.) Правильно. Тема нашего урока-В гости к весне.

рис.2

Рисунок 2

– Сегодня мы отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

3. Учебно-познавательная деятельность. (Работа над новым материалом.)

Формируемые УУД – ученики развивают навыки:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

1) – Какие признаки весны мы наблюдаем в природе? (Таяние снега, потепление, появляются сосульки, прилетают птицы, появляется трава, распускаются почки и т.д.)

– Ваши ответы можно разделить на 2 группы. Речь идёт о какой природе? (о живой и неживой)

рис.3

Рисунок 3

2) Работа в парах.

– Возьмите конверт, достаньте из него 2 листочка и посовещавшись определите, на каком из них записаны изменения в живой природе, а на каком в неживой?

Небо голубое, высокое                                  Набухание почек  
Облака белые, лёгкие                                    Появление листьев
Таяние снега, льда                                         Цветение растений
Ледоход                                                          Появление насекомых
Оттаивание почвы                                        Возвращение перелётных птиц
Половодье                                                      Изменения в жизни зверей
Первая гроза
Осадки: снег, дождь

3) – Давайте поработаем с листочком, на котором записаны изменения в неживой природе. Все ли слова вам понятны? (половодье, ледоход)

– Что такое половодье?  Где можно посмотреть значение слова? Давайте посмотрим в толковом словаре, как объясняется это понятие. (Половодье – весенний разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда.)

рис.4

Рисунок 4

– Что такое ледоход? Давайте прочитаем в учебнике на странице 87, как объясняется это понятие. (Льдины, большие и маленькие, быстро плывут по течению, сталкиваются, разбиваются – это на реках начинается ледоход.)

рис.5

Рисунок 5

– Теперь давайте посмотрим, как это происходит в природе (в движении). (видеофильм)

– Почему произошли эти изменения в живой и неживой природе? (солнце поднимается выше, чем зимой; увеличился световой день; становится теплее)

– Верно.

рис.6

Рисунок 6

4) Вывод.

– Какие явления в неживой природе мы  наблюдаем весной? ( таяние снега, ледоход, половодье и т.д.)

Физкультминутка.

Капли звонко капали, (прыжки на месте)
Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам)
Солнце светит ярко, (руки вверх, потягиваемся)
Нам, сосулькам, жарко. (обмахиваемся).
С нас течёт уже вода, (наклон вниз)
Мы растаем навсегда. (приседаем и выпрямляемся)

рис.7

Рисунок 7

5) – Что можете сказать о сосульке? Можно ли сосульку назвать живым организмом?

6) – Послушайте, а это живые организмы: мать-и-мачеха, подснежники, ветреница лютичная, хохлатка, медуница, печёночница благородная. (Да.) К какому виду живых организмов они относятся? (растения) Верно. И это не просто растения, а раннецветущие растения. Что значит раннецветущие растения? (рано зацветают) Давайте на них посмотрим.  

рис.8

Рисунок 8

рис.9

Рисунок 9

рис.10

Рисунок 10

рис.11

Рисунок 11

рис.12

Рисунок 12

рис.13

Рисунок 13

– Почему эти растения могут зацветать так рано? (много света, влаги – ранней весной это всё есть)

– Давайте проверим наше предположение и ответ на этот вопрос найдём в учебнике на странице 88. (1 и 2 абзац)

7) Вывод. – Почему весной могут появляться раннецветущие растения? (много света, влаги, и т.д.)

8) – Весна – это прекрасное время года! Это пробуждение природы. Запели синицы, зачирикали воробьи, из тёплых стран вернулись перелётные птицы. Что значит перелётные птицы?

– Как утверждают учёные: март – время прилета грачей в родные края. Найдите среди представленных птиц грача, я вам дам небольшую подсказку: у грача самый мощный клюв, им он долбит замёрзшую землю. Пока поля не освободились от снега, грачи ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Они не боятся холодов.

рис.14

Рисунок 14

– Про следующую птицу я могу сказать так: она на вид невзрачная, неприметная, но.

Прилетел к нам, наконец,
Самый лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт. И как поёт.

Послушайте. (пение соловья)

Кто же это? (соловей)

рис.15

Рисунок 15

– А как называется эта птичка? (ласточка)

рис.16

Рисунок 16

– Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по чёрному оперению и белой грудке.  Почему ласточки прилетают в конце весны ? (стало теплее, появился корм – насекомые) А сейчас я вам скажу секрет про ласточку. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары. Такая маленькая птичка питается как огромный кит.

– Мы поговорили про перелётных птиц, но ведь есть и зимующие птицы? Что значит зимующие? Приведите примеры. (ворона, голубь, синица, сорока, кукушка и т.д.)

– Зимующие птицы приспособлены к жизни в холодных условиях, находят себе корм, но им приходится трудно. Поэтому человек должен обязательно им помогать. Можно делать кормушки и подкармливать птиц. Мы как и другие ребята нашей школы делали кормушки.

рис.17

Рисунок 17

9) Вывод.

– Почему весной к нам могут вернутся перелётные птицы? (стало теплее, много корма)

10) – Весна – красивое время года! Она разная(и ранняя, и поздняя). Она всегда прекрасна. Посмотрите на весенние пейзажи.

рис.18

Рисунок 18

рис.19

Рисунок 19

рис.20

Рисунок 20

рис.21

Рисунок 21

рис.22

Рисунок 22

рис.23

Рисунок 23

4. Осознание и осмысление учебной информации.

Формируемые УУД – сотрудничество, согласование усилий по достижению общей цели, организация и осуществление совместной деятельности, ориентация на партнёра по деятельности.

– Работа с ноутбуками. Выполнение работы в ПервоЛого по теме: «Красота весны». (звучит весенняя музыка П.И.Чайковского)

5. Рефлексия. Оценка результатов деятельности.     

Формируемые   УУД –  самоопределение, осознание своих возможностей, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

– С какими изменениями в живой и неживой природе мы сегодня знакомились? (весенними) Какие изменения происходят в природе весной? (Таяние снега, потепление, появляются сосульки, прилетают птицы, появляется трава, распускаются почки и т.д.)

– Попробуйте оценить свою работу на уроке.

рис.24

Рисунок 24

6. Домашнее задание.

– Читать текст в учебнике на страницах 86-89 и выполнить 2 задания в тетради: № 4, с.37 и № 6, с.38.