Цели:
Образовательные:
- познакомить учащихся с новыми понятиями: умственный труд, физический труд;
- расширить представления учащихся о профессиях, продуктах труда;
- учить ориентироваться в мире профессий;
- способствовать формированию у учащихся представления о том, что любая профессия важна и нужна.
Развивающие:
- развивать умение объективно оценивать свои знания;
- способствовать развитию коммуникативной культуры младших школьников;
- развивать кругозор, мышление, внимание, наблюдательность;
- создавать условия для развития речи учащихся, её эмоциональной окраски.
Воспитывющие:
- воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии;
- способствовать сплочению классного коллектива;
- развивать способность осознавать ценность совместной деятельности.
Задачи:
- Выяснить уровень знаний учащихся о профессиях.
- Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
- Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Оборудование:
- карточки с загадками;
- таблички со словами – названиями профессий;
- таблички с обозначением предметов категории труда;
- толковый словарь
- мультимедийная система;
- следующие предметы: указка, лак для ногтей, погоны, нитки с иголкой, калькулятор, микрофон, кисть, половник, словарь иностранных слов.
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и артисты, космонавты и мореплаватели, строители и защитники Отечества. Не удивляйтесь, что я вас так называю.
Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте удобную и красивую одежду, испечёте самый вкусный в мире торт, или откроете новые звёзды.
Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. Поэтому сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране профессий. Во время него каждый сможет подумать, какая профессия ему больше нравится.
2. Слайд 1.
Эпиграф
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии слава и честь!
3. Так что же такое профессия?
Слайд 2. Толкование термина «профессия»
Читаем в толковом словаре: «Профессия – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений».
4. Игра «Отгадай профессии» (учитель фиксирует карточки со словами – отгадками в 2 столбика: умственный труд и физический труд)
а). Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать.
(учитель)
б). Старый дом пошёл под слом,
Вырастет здесь новый дом.
Кирпичи уже везут,
Материалы подают.
Маляры, водители-
Все они – …
(строители)
в). В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он ….
(артист)
г). Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам раскрашен он пестро.
(маляр)
д). Станет палочкой махать
Оркестр будет нам играть
(дирижёр)
На доске появилась запись:
СТРОИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ
МАЛЯР АРТИСТ
ДИРИЖЁР
– Как вы думаете, почему слова – отгадки я разместила в два разных столбика? (предположения учащихся)
Действительно, профессиональную деятельность людей можно разделить условно на две части: умственную и физическую.
– Каким трудом занимаются люди, чьи профессии обозначены во втором столбике?
– А как назвать труд людей, чьи профессии мы видим в 1 столбике?
Сейчас вы будете работать в парах. На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. Сгруппируйте их так, чтобы можно было продолжить оба столбика (токарь, писатель, бухгалтер, экскурсовод, фермер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач.)
5. Викторина загадок «Чьи мы помощники?»
Называя отгадку, уточните, в какой профессии необходимы эти предметы.
- Всё мету, мету, мету – двор в порядок приведу.
Чистоту как наведу – отдыхать потом пойду.
(метла – дворник) - По гвоздям я крепко бью, в деревяшку их вобью.
Сам я тоненький, худой, но с большой головой.
(молоток – плотник) - Два острия и два кольца –
Могу я резать без конца.
(ножницы – швея, портной) - Она пела и гудела, пока всё бревно не съела.
Съела, успокоилась, ничуть не расстроилась.
(пила – лесоруб) - Не машет крылом, а летает.
Не птица, а птиц обгоняет.
(самолёт – лётчик)
6. Задания для групп.
1-я группа
Угадать профессии по предоставленным инструментам и предметам (указка, лак для ногтей, погоны, нитки с иголкой, калькулятор, микрофон, кисть, половник, словарь иностранных слов)
2-я группа
Составить описание и написать характеристику загаданных профессий, чтобы ребята из других групп смогли понять, о какой профессии идёт речь (стюардесса, портниха, спортивный тренер).
3-я группа
Угадать, о каких профессиях идёт речь в пословицах и поговорках.
- Чтоб рыбку съесть, надо в воду лезть. (Рыбак)
- Не взявшись за топор, избы не срубишь. (Плотник)
- Не игла шьёт, а руки. (Швея, портной)
- Куй железо, пока горячо. (Кузнец)
- Кто пахать не ленится, у того хлеб уродится. (Пахарь, хлебороб)
7. Подведение итогов.
– Чему был посвящён наш классный час?
– Что нового вы узнали?
– Как вы думаете, а есть ли на свете ненужная профессия?
– А какая профессия самая главная?
Послушайте стихотворение, которое поможет вам ответить на этот вопрос.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
– Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофёр:
Возить людей не хочется!-
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники валялись бы в пыли,
А вы бы неучёными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда,
Но только так не сделает
Никто и никогда,
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придёт наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шофёры и врачи.
Мы все семьёю дружною
В одной стране живём,
И каждый честно трудится
На месте на своём.