Урок-путешествие. 7 класс. (Слайд 1, приложение 1.)
Цель: Способствовать закреплению изученного материала по теме «Наречие».
Задачи:
- Повторить тему «Наречие»;
- Закрепить изученный материал;
- Учить ребят работать в коллективе, нести ответственность перед всеми членами коллектива.
Метод и приёмы:
- исследовательский;
- нетрадиционная форма опроса;
- задачи исследовательского характера.
Оборудование:
- план города «Наречие», (Слайд 2, приложение 1.)
- листы-маршруты,
- карточки с заданиями, жетоны.
- Презентация (приложение 1).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Объявление целей и задач урока.
III. Путешествие по городу Наречие. (Повторение пройденного материала по теме «Наречие»).
Учитель. Ребята! Сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-путешествие по городу Наречие. На прошлой неделе мы с вами изучили эту часть речи.
А теперь представьте, что где-то на карте есть такой город.
План его вы видите на экране. (Слайд 2, приложение 1.).
Но прежде, чем приступить к работе, нужно открыть путевой лист, который вы оформили накануне, записать число и тему урока.
И вот вы перед городскими воротами, необходимо найти подходящий пароль. А паролем послужит ответ на вопрос:
1. Что обозначает наречие?
Наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (сидеть спокойно), признак другого признака (удивительно яркий).
Пароль вы нашли. Теперь нужно подобрать ключ. Ключом является ответ на вопрос:
2. На какие вопросы отвечает наречие?
Наречие отвечает на вопросы: где? куда? откуда? когда? почему? как? каким образом? в какой степени? в какой мере?
3. Прежде, чем мы продолжим своё путешествие по городу Наречие, вам необходимо письменно доказать, что знаете наречия в лицо, чтобы не перепутать с другими его жителями.
(Письменно.)
К №1. Задание: из предложенного списка выпишите наречия.
Бодрящий, невольно, по-товарищески, иней, прекрасное, не глядя, никуда, заходящее, рьяно.
Пока консультанты проверяют и оценивают.
4. Мы с вами переходим на центральную площадь. Здесь собралось большое количество народа.
А для того, чтобы пройти к замку, вам необходимо как бы расселить жителей по домам.
Вы знаете, что наречия бывают разные. Каждое относится к определённому разряду. Их 6.
Задание: перечислите их, пожалуйста, (т.е. назовите разряды наречий).
Каждая группа называет 3 разряда наречий.
Образец ответа
№ |
Разряды |
Вопросы |
Примеры |
1. |
Образа и способа действия |
Как? Каким образом? |
Быстро, весело, по-новому, ошеломляюще, частенько, по-дружески. |
2. |
Меры и степени |
Сколько? Сколько раз? В какой степени? Насколько? В какой мере? |
Чуть-чуть, слегка, немного, очень, слишком, вдвое, весьма, совершенно |
3. |
Места |
Где? куда? откуда? |
Далеко, поблизости, вокруг, изнутри, здесь, всюду |
4. |
Времени |
Когда? Как долго? До каких пор? С каких пор? |
Теперь, скоро, издавна, сначала, уже, дотемна |
5. |
Причины |
Почем? Отчего? По какой причине? |
Сгоряча, сослепу, поневоле |
6 |
Цели |
Зачем? Для чего? С какой целью? |
Нарочно, намеренно |
А теперь заполните таблицу, которая находится перед каждым из вас.
Назло, поневоле, вчера, здесь, дважды, весело, очень, далеко, сегодня, сгоряча, нарочно, быстро, намеренно, сослепу, зимой, всюду, вдвое, по-новому.
(Слайд 3, приложение 1.)
Образа действия |
Времени |
Причины |
Места |
Цели |
Меры и степени |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ
Образа действия |
Времени |
Причины |
Места |
Цели |
Меры и степени |
Весело |
Вчера |
Поневоле |
Здесь |
Назло |
Дважды |
Быстро |
Сегодня |
Сгоряча |
Далеко |
Нарочно |
Очень |
По-новому |
Зимой |
сослепу |
|
намеренно |
Вдвое |
|
всюду |
|
|
|
|
5. Вы распределили жителей по домам. Но на площади остались ещё жители.
А что это за особые наречия?
Особую группу составляют местоименные наречия.
В отличие от местоимений они отвечают на вопросы наречий и не изменяются.
Местоименные наречия делятся на 4 группы.
- Указательные: здесь, там, тут, туда.
- Неопределённые: где-то, куда-то, где-нибудь.
- Отрицательные: нигде, никогда, никуда.
- Вопросительно-относительные: где. куда, когда, зачем.
6. Наконец-то мы подошли к замку. Но он со всех сторон окружён рвом с водой. А мост через ров частично разобран. (Слайд 4, приложение 1.)
Вы должны доложить недостающие брёвна, т.е. назвать степени сравнения наречий и вспомнить, как они образуются. (Если мы правильно ответим на этот вопрос, то восстановим недостающие брёвна).
При неправильном ответе мы не попадём в замок.
Наречия на –о и –е могут иметь степени сравнения.
У наречий имеются две степени сравнения: сравнительная и превосходная.
*Сравнительная степень наречий имеет две формы- простую и составную.
- Простая форма сравнительной степени образуется от исходной основы наречия при помощи суффиксов –ее (ей), -е, - ше.
Высоко-выше, больно- больней, легко-легче.
- Составная форма сравнительной степени наречий –это сочетание слов более, менее и исходной формы наречия.
Относился более строго, выглядел более сильно.
*Превосходная степень наречий имеет две формы: простую и составную.
- Простая превосходная степень наречий образуется от исходной основы наречия при помощи суффиксов –айше (-ейше).
Прошу покорнейше, предупреждаю строжайше.
- Составная форма превосходной степени представляет собой сочетание двух слов- простой сравнительной степени наречия и местоимения всех (всего), наиболее и наименее. (устно)
К №2.Задание
Выполните по схеме: высоко-выше-выше всех.
Далеко - …- … .
Глубоко- …- … .
Красиво - …- … .
* Перепишите, дописывая недостающие наречия.
Ярко-ярче-…
Сильно - … - сильнее всех
…- смелее – смелее всех.
(Ответ)
- Далеко-дальше-дальше всех
Глубоко-глубже-глубже всех
Красиво-краше-краше всех - Ярко-ярче-ярче всех
Сильно-сильнее-сильнее всех
Смело-смелее-смелее всех
7. Как видите, не так-то просто попасть в замок.
(Письменно.) Стражник мужественно стоит в воротах замка.
Задание:
- синтаксический разбор простого предложения.(1гр.)
- морфологический разбор наречия. (2 гр.)
(Ответ.)
Синтаксический разбор простого предложения.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неосложнённое.)
Морфологический разбор наречия мужественно.
I. Нареч.; общ. грамм. знач.- признак действия. Разряд образа и способа действия.
II. 1. Неизм.
2. -
III. Стоит (как?) мужественно.
IV. Рыцарский турнир. И вот замок. Добро пожаловать в замок!
(Слайд 2, приложение 1.)
Учитель. В далёкие времена в замках проводились рыцарские турниры. А мы с вами проведём турнир по теме «Наречие». На некоторые вопросы вы уже ответили. Перед вами 8 вопросов.. Консультант выбирает вопрос, и команда обсуждает ответ.
После ответа следует практическая часть, которую выполняют обе группы.
1. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями.
- Не с наречиями на –о и –е пишется слитно:
- если слово не употребляется без не-; / нелепо/
- если наречие с не- может быть заменено синонимом без не- или близким по значению выражением. / находился недалеко-близко
- Не с наречиями на –о и –е пишется раздельно:
- если в предложении есть противопоставление с союзом а;
- если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не.
Не хорошо, а плохо. Вовсе не интересно.
(Письменно) К №3. Задание: Перепишите, раскрывая скобки.
(Не) высоко, а низко; (не) ряшливо; (не)а(к,кк) уратно; (не)далеко; (не) редко; далеко (не) просто; (не) (по) русски.
(Ответ.) Не высоко, а низко; неряшливо; неаккуратно; недалеко; нередко; далеко не просто; не по-русски.
2. Буквы Е и И в приставках Не- и Ни- отрицательных наречий.
В отрицательных наречиях под ударением пишется приставка не-, а без ударения- ни.
Некогда, Никогда.
(Письменно.) К №4.Задание: Вставьте пропущенные буквы.
Н..сколько смущённый, н..чего бояться, н..кто не виноват, н..что удивительное, н..сколько не встревоженный, н..откуда взять.
(Ответ.) Несколько смущённый, нечего бояться, никто не виноват, нечто удивительное, нисколько не встревоженный, неоткуда взять.
3. Одна и две буквы Н в наречиях на –о и -е.
В наречии на –о и –е пишется столько букв н, сколько и в том прилагательном или причастии, от которого образовано это слово.
Временный- временно.
Ветреный- ветрено.
(Устно.) К №5. Задание. Образовать от данных прилагательных наречия.
Мужественный –
Дружественный –
Пламенный –
Аккуратный –
Ветреный –
Буйный –
(Ответ.)
Мужественный – мужественно
Дружественный – дружественно
Пламенный – пламенно
Аккуратный – аккуратно
Ветреный – ветрено
Буйный – буйно
4. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
На конце наречий после шипящих под ударением пишется о, в безударном положении-е:
Хорошо, певуче.
Исключение: ещё.
(Письменно.) К № 6.Задание: Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
С моря свеж.. подул ветер. Перед грозой природа замерла выжидающ.. .
Свирепый ветер дул негодующ.., угрожающ.. .
(Ответ.) С моря свежо подул ветер. Перед грозой природа замерла выжидающе. Свирепый ветер дул негодующе, угрожающе.
5.Правописание наречий с приставками ИЗ-,ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. (Слайд 5, приложение 1.)
Суффикс –о пишется в наречиях с приставками в-, на-, за-:
Влево.
Суффикс –а пишется в наречиях с приставками с-, из-, до-:
Слева.
Используем приём подстановки на место наречия слова окно с соответствующим предлогом.
Вправ_ - как в окно, следовательно, вправо.
(Устно.) К № 7. Задание. Образуйте от данных слов наречия с приставками В-, НА-, ЗА-, ИЗ-, ДО-, С-.
Далёкий –
Светлый –
Чистый –
Правый –
Тёмный –
Редкий –
Сытый –
Новый –
(Ответ.)
Далёкий – издалека (из окна)
Светлый – засветло (за окно)
Чистый – начисто (на окно)
Правый – вправо (в окно)
Тёмный – дотемна (до окна)
Редкий – изредка (из окна)
Сытый – досыта (до окна)
Новый – снова (с окна)
6. Дефис между частями слова.
Дефис употребляется в наречиях, которые образованы:
- повторением основ, однокоренных слов или синонимов: давным-давно, еле-еле.
- с помощью суффиксов –то, -либо, -нибудь: где-то, где-нибудь.
- по морфемным моделям:
- по-ему, по-ому по-прежнему;
- по-ск.и по-русски
- по-к.и по-немецки
- по-и по-волчьи.
(Письменно) К № 8. Задание. Спишите, раскрывая скобки.
Работать (по) ударному, тепло (по) летнему, (по) осеннему лесу, плакать (по)ребячьи, (по) зимнему пути, испугаться (по)настоящему.
(Ответ.) Работать по-ударному, тепло по-летнему, по осеннему лесу, плакать по-ребячьи, по зимнему пути, испугаться по-настоящему.
7.Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.
Наречия с приставками необходимо отличать от сходных по звучанию сочетаний: существительных, прилагательных и местоимений с предлогами.
Сначала (когда?) было трудно.
С начала года. (Сущ. С предлогом)
Наречия вниз, вверх, вдаль, ввысь, вширь, вглубь, вначале нужно отличать от сходных по звучанию сочетаний предлогов с существительными.
В дали (какой?) голубой.
Вдали играл (где?) пастух.
(Устно.) К №9. Задание. Раскройте скобки.
(По)пусту, (на) редкость, (на) оборот, (на)перекор, (с)ходу, (в)тупик, (в)упор, (на)авось, (на)тощак, (на)днях, (в)одиночку, (на)всегда.
(Ответ.) Попусту, на редкость, наоборот, наперекор, с ходу, в тупик, в упор, на авось, натощак, на днях, в одиночку, навсегда.
8. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак.
Вскачь, настежь.
В словах-исключениях :уж, замуж, невтерпёж мягкий знак не пишется.
К № 10. Задание. Вставить пропущенные буквы.
Упасть навзнич.., ударить наотмаш.., ждать невтерпёж.., мчаться вскач.., выйдешь замуж.., отворяешь настеж.., уж.. смеркается.
(Ответ). Упасть навзничь, ударить наотмашь, ждать невтерпёж, мчаться вскачь, выйдешь замуж, отворяешь настежь, уж смеркается.
V. Итог урока.
Подсчёт баллов, набранных каждой командой. Определение победителя.
Остальным ученикам оценка будет выставлена в журнал после проверки путевых листов.
VI. Домашнее задание. Сочинение – миниатюра «Моя любимая мама». (Употребить наречия в сравнительной и превосходной степени).
Использованная литература
- Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя. М., Просвещение, 2001, стр. 46-94.
- Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В трёх частях . Ч 2. М, 2006, «Мнемозина», стр. 3-73.
- Львова С.И. Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В трёх частях. Ч.3. Справочные материалы (Приложение к учебнику) , М. 2006, «Мнемозина», стр. 11.
- Мордес Е.М. «Искать, пробовать, обучать…»2(нестандартные уроки по русскому языку и литературе. 5-11 классы), Волгоград, 2002, стр. 38-46, 85-91.