Цели:
- изучить орфографическое правило о написании мягкого знака на конце наречий после шипящих,
- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Задачи урока:
- Научить находить в словах изучаемую орфограмму и применять правило при написании наречий.
- Повторить правило написания мягкого знака на конце слов после шипящих в других частях речи.
- Развитие внимания, восприятия, навыков связанной речи, творческих способностей.
- Формирование коммуникативных навыков.
Фрмы работы: групповая, работа в парах.
Оборудование: презентация «Наречие», разноуровневые карточки, учебник «Русский язык» М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская 7 класс.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Чтение скороговорки.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
– Какой звук чаще других слышится в скороговорке?
– Какие ещё звуки относятся к шипящим? ([ж], [ш], [ч], [щ])
б) Ветер сильно раскачивает деревья.
– Разобрать предложение по членам.
– Обозначить части речи.
II. Актуализация знаний.
– Какие части речи знаете?
– Наречие – что за часть речи? Что обозначает? (Слайд 1)
– На какие вопросы отвечает? (Слайд 2)
– Примеры наречий.
– Наречие неизменяемая часть речи. Что это значит? (Не имеет окончания)
– Какой частью слова является буква на которую оканчивается наречие? (Суффикс)
– Какие суффиксы бывают у наречия?
– Когда пишется суффикс о, а когда а? (Слайд 3)
III. Постановка проблемы, целеполагание.
(Слайд 4)
– Прочитайте слова.
– Определите, какой частью речи являются эти слова.
– Что общего во всех этих наречиях?
– В чём разница?
– Чему же мы должны сегодня научиться на уроке?
– Что мы должны ещё узнать о наречии?
IV. Работа над новым материалом. Работа в группах. Наблюдаем, делаем вывод.
(Приложение 1)
– Прочитать наречия с шипящим звуком на конце.
– Назвать наречия , которые пишутся без ь. (Уж, замуж, невтерпёж)
– Выписать эти наречия на доску и в тетрадь.
– Учащиеся самостоятельно делают вывод. (Слайд 5)
V. Первичное закрепление с проговариванием вслух нового материала.
- Чтение правила в учебнике с.120.
- Выполнение упражнения №263.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Упражнение №264 в учебнике.
VII. Физминутка.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
– Составление кластера «Слова с ь после шипящих на конце».
(Приложение 2)
Выполнение задания (Слайд 6)
Спиши, вставь, где нужно, ь.
– Творческая работа в группах по карточкам.
(Приложение 3)
– Определение наречий.(Устно)Услышите наречие – хлопок. И говорите есть ь или нет.
Одна дверь на замок, другая настежь. Будь другом, отойди прочь! Теленок еще не родился, а они уж с обухом стоят. Замуж выходи – в оба гляди. Пшеничка по выбору кормит, а матушка – рожь всех сплошь. Хоть на час, да вскачь. Врет сплошь, а переврать не умеет. Прочь поди, в грех не вводи.
– Что вы узнали нового о правописании наречия? (Вывод)
IX. Рефлексия.
– Каждый подумает, как для него прошёл этот урок. Достиг ли он цели, которую ставил в начале урока.
(Слайд 7) Продолжите предложения, используя данные наречия.
X. Домашнее задание
1 вариант №265, 2 вариант №266.
Литература:
- Баранова. Русский язык 7 класс, М.: «Просвещение», 2008.
- Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др. 7 класс, Москва: «ВАКО», 2009.
- Макаренкова М.И. Презентация «Урок русского языка».
- http://vahnenko.ukoz.net/ презентация «Наречие».