Цель: повторить с детьми знания и умения, данные на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий.
Задачи:
- Закрепить: понятия «предмет», «действие», «признак»; правильное употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; составление предложений с предлогами «в», «на», «под», «к», «от» (по сюжетным и предметным картинкам); умение правильно произносить звуки, поставленные логопедом.
- Развивать: артикуляционную моторику, мелкую моторику, координацию речи с движением, дыхание, эмоциональную сферу.
- Воспитывать: умение ухаживать за комнатными растениями, интерес к собственной правильной речи; умение следить за своей речью и исправлять ошибки самостоятельно; чувство коллективизма, дружелюбность друг к другу.
- Активизировать словарь по лексической теме.
Оборудование: письмо в конверте, схема, комнатные растения, предметы ухода (лейка, кисть, рыхлитель-палочка), персонаж Дюймовочка, цветок со схемами предлогов «в», «на», «под», «к», «от», сюжетные и предметные картинки, набор схем предлогов на каждого ребенка, мяч, иллюстрации с видом местности, где живет Дюймовочка, раскраски.
Предварительная работа: чтение сказки «Дюймовочка», постановка звуков, знакомство со словами-предметами, словами-действиями, словами-признаками, их схемами, знакомство с предлогами «в», «на», «под», «к», «от», их схемами, проведение подобных дидактических игр.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(Дети заходят, садятся на стульчики в ряд).
Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в гости к одной сказочной героине. А к какой: отгадайте, пожалуйста, загадку:
Маленькая девочка
Ростом с ноготок
Рождена из зернышка
Родной дом ее – цветок.
Кто это? (Дюймовочка).
II. Основная часть
Логопед: Вы знаете, Дюймовочка прислала нам письмо. Послушайте:
«Здравствуйте, дети!
Я очень жду вас к себе в гости. У меня есть
прекрасная коллекция комнатных растений.
Не хватает лишь одного. Я буду очень рада, если вы
мне принесете его.
Вы его узнаете по этой схеме. Дюймовочка.»
(Ррассматривание схемы, проговаривание).
Знак вопроса. (Название растения неизвестно.)
Цветочный горшок (Это растение растет в горшке.)
Круги (Оно маленького размера.)
Цветовые пятна. (Оно темно-зеленого цвета.)
Листья. (Листья округлые, покрыты ворсинками.)
Цветки. (Это растение цветущее: цветет оно
голубыми, розовыми и фиолетовыми цветками.)
Логопед: Ну что, дети, поможем
Дюймовочке найти нужный цветок? (Ответы детей).
Тогда отправляемся в путь!Мы не пойдем, а
поскачем на лошадках: приготовили язычки. (Выполнение
артикуляционного упражнения «Лошадка»).
Прискакали на полянку, где на маленьком столике стоит какое-то комнатное растение и лежат схемы: «предмет», «действие», «признак».
Проводятся игры с мячом:
«Подбор слов-предметов» (Логопед: «Что это
все мы сейчас называли?»);
«Подбор слов-действий к предмету «Дюймовочка»
(Логопед: «Что это все мы сейчас
называли?»);
«Подбор слов-признаков к предмету
«Дюймовочка» (Логопед: «Что это все
мы сейчас называли?»)
– Молодцы, много слов разных знаете!
Затем обращается внимание на растение. Достаем
схему, сравниваем, не подходит.
Логопед: Отправляемся дальше на
автобусе.
(Дыхательное упражнение «Двери
открываются…»).
Приехали на полянку, где растет необычный
цветок со схемами предлогов.
– Дети, а что это за странный цветок вырос? Знакомы вам эти схемы?
(Вспоминают, проговаривают «маленькие
слова»).
Затем садятся за столы. На столах – схемы
предлогов, сюжетные и предметные картинки. Дети
составляют предложения по ним (игры «Подбери
маленькое слово», «Составь предложение»).
После этого обращается внимание на цветок. Достаем схему, сравниваем, не подходит.
III. Физминутка
Игра на координацию речи с движением «Комнатные растения».
На солнечном окошке Фиалка расцвела – Лиловые цветочки Тихонько подняла. Средь листьев она прячется, Не любит лезть вперед, Но всякий к ней наклонится И бережно возьмет. |
«Солнце» над головой. «Цветочек». Взмахи рук снизу вверх. |
В это время выносится столик с фиалкой, предметами ухода. Затем обращается внимание на растение. Достаем схему, сравниваем, подходит.
Логопед:
– Ой, ребята, что-то запылилась фиалка. Что нужно
сделать? (Ответы детей. Выполняют).
– Ой, что-то земля сухая. Что нужно сделать? (Ответы
детей. Выполняют).
– Ой, что-то земля твердовата. Что нужно сделать? (Ответы
детей. Выполняют).
С ухоженным цветком подходят к мольберту, где висят иллюстрации домика Дюймовочки.
– Это домик, в котором живет Дюймовочка. Расскажите, какие предметы есть у нее во дворе и в домике. Помните, что Дюймовочка очень маленькая и все предметы тоже очень маленького размера, поэтому и называть их нужно, превращая их в маленькие.
(Проводится игра «Назови ласково».)
Затем выходит сама Дюймовочка. Дети здороваются, отдают ей фиалку. Она их благодарит, дарит на память раскраски с изображением комнатных растений из ее коллекции.
IV. Итог
Дети садятся на стульчики.
Логопед: Ну вот, ребята, помогли мы Дюймовочке пополнить ее коллекцию комнатных растений? Понравилось вам путешествие? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).