Итоговая образовательная деятельность "Цветок для Дюймовочки"

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Цель: повторить с детьми знания и умения, данные на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий.

Задачи:

  • Закрепить: понятия «предмет», «действие», «признак»; правильное употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; составление предложений с предлогами «в», «на», «под», «к», «от» (по сюжетным и предметным картинкам); умение правильно произносить звуки, поставленные логопедом.
  • Развивать: артикуляционную моторику, мелкую моторику, координацию речи с движением, дыхание, эмоциональную сферу.
  • Воспитывать: умение ухаживать за комнатными растениями, интерес к собственной правильной речи; умение следить за своей речью и исправлять ошибки самостоятельно; чувство коллективизма, дружелюбность друг к другу.
  • Активизировать словарь по лексической теме.

Оборудование: письмо в конверте, схема, комнатные растения, предметы ухода (лейка, кисть, рыхлитель-палочка), персонаж Дюймовочка, цветок со схемами предлогов «в», «на», «под», «к», «от», сюжетные и предметные картинки, набор схем предлогов на каждого ребенка, мяч, иллюстрации с видом местности, где живет Дюймовочка, раскраски.

Предварительная работа: чтение сказки «Дюймовочка», постановка звуков, знакомство со словами-предметами, словами-действиями, словами-признаками, их схемами, знакомство с  предлогами «в», «на», «под», «к», «от», их схемами, проведение подобных дидактических игр.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Дети заходят, садятся на стульчики в ряд).

Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в гости к одной сказочной героине. А к какой: отгадайте, пожалуйста, загадку:

Маленькая девочка
Ростом с ноготок
Рождена из зернышка
Родной дом ее – цветок.
Кто это?  (Дюймовочка).

II. Основная часть

Логопед: Вы знаете, Дюймовочка прислала нам письмо. Послушайте:

«Здравствуйте, дети!
Я очень жду вас к себе в гости. У меня есть прекрасная коллекция комнатных растений.
Не хватает лишь одного. Я буду очень рада, если вы мне принесете его.
Вы его узнаете по этой схеме. Дюймовочка.»

(Ррассматривание схемы, проговаривание).

Знак вопроса. (Название растения неизвестно.)
Цветочный горшок (Это растение растет в горшке.)
Круги (Оно маленького размера.)
Цветовые пятна. (Оно темно-зеленого цвета.)
Листья. (Листья округлые, покрыты ворсинками.)
Цветки. (Это растение цветущее: цветет оно голубыми, розовыми и фиолетовыми цветками.)

Логопед:  Ну что, дети, поможем Дюймовочке найти нужный цветок? (Ответы детей).
Тогда отправляемся в путь!Мы не пойдем, а поскачем на лошадках: приготовили язычки. (Выполнение артикуляционного упражнения «Лошадка»).

Прискакали на полянку, где на маленьком столике стоит какое-то комнатное растение и  лежат схемы: «предмет», «действие», «признак».

Проводятся игры с мячом:
«Подбор слов-предметов» (Логопед: «Что это все мы сейчас называли?»);
«Подбор слов-действий к предмету «Дюймовочка» (Логопед: «Что это все мы сейчас называли?»);
«Подбор слов-признаков к предмету «Дюймовочка» (Логопед: «Что это все мы сейчас называли?»)
– Молодцы, много слов разных знаете!
Затем обращается внимание на растение. Достаем схему, сравниваем, не подходит.

Логопед: Отправляемся дальше на автобусе.
(Дыхательное упражнение «Двери открываются…»).
Приехали на полянку, где растет необычный цветок со схемами предлогов.

– Дети, а что это за странный цветок вырос? Знакомы вам эти схемы?

(Вспоминают, проговаривают «маленькие слова»).
Затем садятся за столы. На столах – схемы предлогов, сюжетные и предметные картинки. Дети составляют предложения по ним (игры «Подбери маленькое слово», «Составь предложение»).

После этого обращается внимание на цветок. Достаем схему, сравниваем, не подходит.

III. Физминутка

Игра на координацию речи с движением «Комнатные растения».

На солнечном окошке
Фиалка расцвела –
Лиловые цветочки
Тихонько подняла.
Средь листьев она прячется,
Не любит лезть вперед,
Но всякий к ней наклонится
И бережно возьмет.
«Солнце» над головой.
«Цветочек».

Взмахи рук снизу вверх.
Закрывают лицо руками.

Наклоняются, не касаясь руками пола.
Тихонько встают.

В это время выносится столик с фиалкой, предметами ухода. Затем обращается внимание на растение. Достаем схему, сравниваем, подходит.

Логопед:
– Ой, ребята, что-то запылилась фиалка. Что нужно сделать? (Ответы детей. Выполняют).
– Ой, что-то земля сухая. Что нужно сделать? (Ответы детей. Выполняют).
– Ой, что-то земля твердовата. Что нужно сделать? (Ответы детей. Выполняют).

С ухоженным цветком подходят к мольберту, где висят иллюстрации домика Дюймовочки.

– Это домик, в котором живет Дюймовочка. Расскажите, какие предметы есть у нее во дворе и в домике. Помните, что Дюймовочка очень маленькая и все предметы тоже очень маленького размера, поэтому и называть их нужно, превращая их в маленькие.

(Проводится игра «Назови ласково».)

Затем выходит сама Дюймовочка. Дети здороваются, отдают ей фиалку. Она их благодарит, дарит на память раскраски с изображением комнатных растений из ее коллекции.

IV. Итог

Дети садятся на стульчики.

Логопед: Ну вот, ребята,  помогли мы Дюймовочке пополнить ее коллекцию комнатных растений? Понравилось вам путешествие? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).