Урок окружающего мира "Правила вежливости. Слова нужные и важные". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок-проект.

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент (Презентация. Слайд 1)

– Добрый день, дорогие ребята и учителя! Здравствуйте! Сегодня у нас необычный день. Давайте  дружно, скажем «Здравствуйте!» всем нашим дорогим гостям.

Игра “Не ошибись, пожалуйста” (на внимание)

II. Актуализация знаний (Слайд 2)

– Над какой темой мы сегодня будем работать, вы мне скажите, отгадав слово.  Мы будем отвечать на вопросы, а для ответа нам понадобится только первая буква.

в е ж л и в о с т ь

1. Снежная буря (Вьюга)

2. Синоним к слову пища. (Еда)

3. Два рога – не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – так воет,
Сядет –  землю роет. (Жук)

4. Синоним к слову неправда. (Ложь)

5. Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
А зовут его … (индюк)

6. Как одним словом можно назвать – река, озеро, океан. (Водоемы)

7. Орган зрения в старину. (Око)

8. Какой орган называют мотором организма? (Сердце)

9. Кот. Поменяйте местами буквы, чтобы получилось новое слово. (Ток)

10. 4-я буква с конца алфавита. (ь)

–  Какая же тема нашего урока? (Вежливость)
– Чему мы должны научиться сегодня? (Вспомнить вежливые слова, научиться быть вежливыми, добрыми)
– Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова.  А почему они волшебными? Какое волшебство они совершают? (Они стали волшебными потому, что без них просто жить на  свете нельзя. Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной)
– Давайте сейчас вспомним эти слова, путешествуя по «Стране Вежливости» (Слайд 3)
– Сегодня, мы совершим путешествие в страну, в которой  все люди знают волшебные слова.
– Результатом (продуктом) нашей работы будет Азбука Вежливости. А материалы, которые подготовила каждая группа,  помогут  вам  в создании этой книги.
– Работать будете в группе. Каждая группа будет работать над созданием своей  страницы.  А какие правила работы в группе вы знаете? (Надо трудиться дружно, помогать друг другу, тогда  и работа получится интересной и красивой)

III. Новый материал

– Итак, начинаем наше путешествие по стране Вежливости.

1) Остров Волшебных слов   (Слайд 4)

– И вот у нас на пути  Остров Волшебных слов. Давайте заглянем туда и вспомним волшебные слова.

А) – Посмотрите на слова, на какие группы можно их разделить?  (Слайд 5)

Здравствуйте, будьте добры, до свидания, привет, пока, добрый день, пожалуйста, счастливого пути, приятного аппетита.

Б) – На прошлой неделе мы начали изучать тему: «Как мы общаемся» и разделились на творческие группы. Каждая группа получила задание – изучить вежливые слова. Давайте послушаем 1-ю группу.

1) – Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

– Над какими словами работали ребята 1-й группы? (Слова приветствия)

2) Нам желают: «Доброго пути!» –
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

– Какие  слова  исследовали ребята 2-й группы? (Слова пожеланий)

3)  Если другу на прощанье
Скажешь «до свидания»,
Непременно будет завтра
Новое свидание!
Это слово, как магнитик,
Всех соединяет.
И прощаться навсегда
Нам не разрешает.

– О каких словах  вы услышали? (Слова прощания)

4) Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

– Какие слова изучали ребята?  (Слова просьбы)

В) – Найдите среди слов в конверте № 1 – слова своей группы и наклейте их на страницу книги.

  • Группа 1 (Формы приветствия): здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
  • Группа 2 (Формы пожеланий): всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.
  • Группа 3 (Формы прощания): до свидания, до скорой встречи, прощайте.
  • Группа 4 (Формы просьбы): пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

– Проверьте свою работу (Слайд 6). Капитаны – сигнал «Светофор»

Г) ИГРА «Доскажите словечко»

– Давайте проверим, как вы усвоили эти слова.

(Слайды 7-10)

2) Море Вежливости  (Слайд 11)

– Итак, продолжаем наше путешествие. И вот на пути Море Вежливости.

А)  «Путешествие в прошлое»

– А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?

(Слайд 12)

До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.

– Вы тоже что-то интересное узнали о волшебных словах.

  • Здравствуйте (Толковый словарь, Этимологический)
  • Спокойной ночи, «Приятного аппетита» (Этимологический)
  • До свидания (Словарь синонимов)
  • Пожалуйста (Толковый, Этимологический)

– Приклейте истории вежливых слов, которые вы подготовили  на свою страницу (Конверт № 2)

 Физкультминутка «Вежливые животные» (Слайды  13-20) + музыка

– Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга.

  • Лисята (повороты вправо-влево);
  • Белочка  (наклоны вправо-влево);
  • Муравей (ходьба на месте);
  • Мышки  (прыжки);
  • Лягушки  (приседания);
  • Птица (руки вверх, в стороны);
  • Совенок (аплодисменты).

3) Гора Вредных советов (Слайд  21)

– А что же теперь нас ждет впереди? (Гора  Вредных советов.)

А) – Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?

1 совет

Если ты пришел к знакомым –
не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

– Согласны вы с этим советом?

(Обсуждение совета учащимися.)

2 совет

Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома – пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

– А этот совет, почему вредный?

(Обсуждение совета учащимися.)

3 совет

Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.

– Почему так поступать нельзя?

(Обсуждение совета по вопросам.)

4 совет

Девчонок надо никогда нигде не замечать.
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

– А этот совет правильный?

(Обсуждение совета учащимися.)

– А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили? (Говорить вежливые слова, не обижать людей)
– Запомните эти правила вежливости на всю жизнь! (Дети читают хором слайд с правилами вежливости).

Б) Правила вежливости (Слайд  22 )

  • Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
  • Будь вежлив со своими товарищами
  • Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
  • Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова!

– Приклейте правила вежливости на свою страницу (Конверт № 3)

4) Озеро Театральное (Слайд 23)

– Пора нам спускаться с горы. Мы научились правильно себя вести и готовы продолжить путешествие.  Мы попадаем  на Озеро  Театральное. 

А) – С каким волшебным словом мы познакомились на уроке литературного чтения? (Пожалуйста)

(Слайд 24)

– Кто главный герой произведения? (Павлик)
– Как Павлик стал разговаривать со старичком?  (А Вам-то что?)
– С какого слова надо было начать? (Здравствуйте)
– Какому слову старичок научил Павлика? Как это слово действовало на сестру, бабушку, брата? (Пожалуйста)
– Как надо говорить это слово, чтобы произошло волшебство? (Тихим голосом, глядя в глаза собеседнику)

Б) Я предлагаю найти рисунки, на которых ребята поступают правильно.

– Приклейте картинки, на которых изображено правильное поведение,  на страницу Азбуки Вежливости (Конверт 4)

5) Океан Мира и Добра (Слайд  25)

– А теперь мы у берегов Океана Мира и Добра.
Отношение к добру и злу народ отразил  в пословицах и поговорках.
– Пословицы рассыпались, соберите их и приклейте на страницу (Конверт 5) *

1) Доброе слово – что дождь в засуху.
2) На добрый привет – добрый ответ.
3) Слово ранит и слово лечит.
4) Ласковым словом и лед растопишь.

– Как вы понимаете смысл этих пословиц?

IV. Итог урока

– Вот мы и закончили  работу над нашим проектом «».  (Капитаны защищают проект-страницу книги, дети аплодируют)
– В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали? (О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах)

Клятва (Слайд 26)

V. Рефлексия

Упражнение «Ладошки»

– Ребята, вы меня сегодня  очень порадовали своей работой. Большое вам спасибо! Вы меня сделали счастливой!