Тип урока: урок-проект.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (Презентация. Слайд 1)
– Добрый день, дорогие ребята и учителя! Здравствуйте! Сегодня у нас необычный день. Давайте дружно, скажем «Здравствуйте!» всем нашим дорогим гостям.
Игра “Не ошибись, пожалуйста” (на внимание)
II. Актуализация знаний (Слайд 2)
– Над какой темой мы сегодня будем работать, вы мне скажите, отгадав слово. Мы будем отвечать на вопросы, а для ответа нам понадобится только первая буква.
в | е | ж | л | и | в | о | с | т | ь |
1. Снежная буря (Вьюга)
2. Синоним к слову пища. (Еда)
3. Два рога – не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – так воет,
Сядет – землю роет. (Жук)
4. Синоним к слову неправда. (Ложь)
5. Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
А зовут его … (индюк)
6. Как одним словом можно назвать – река, озеро, океан. (Водоемы)
7. Орган зрения в старину. (Око)
8. Какой орган называют мотором организма? (Сердце)
9. Кот. Поменяйте местами буквы, чтобы получилось новое слово. (Ток)
10. 4-я буква с конца алфавита. (ь)
– Какая же тема нашего урока? (Вежливость)
– Чему мы должны научиться сегодня? (Вспомнить
вежливые слова, научиться быть вежливыми,
добрыми)
– Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных
словах. Это обычные, простые, умные, полезные и
добрые слова. А почему они волшебными? Какое
волшебство они совершают? (Они стали
волшебными потому, что без них просто жить на
свете нельзя. Эти слова делают нашу речь
приятнее, более теплой, доброжелательной)
– Давайте сейчас вспомним эти слова, путешествуя
по «Стране Вежливости» (Слайд 3)
– Сегодня, мы совершим путешествие в страну, в
которой все люди знают волшебные слова.
– Результатом (продуктом) нашей работы будет
Азбука Вежливости. А материалы, которые
подготовила каждая группа, помогут вам
в создании этой книги.
– Работать будете в группе. Каждая группа будет
работать над созданием своей страницы. А
какие правила работы в группе вы знаете? (Надо
трудиться дружно, помогать друг другу, тогда и
работа получится интересной и красивой)
III. Новый материал
– Итак, начинаем наше путешествие по стране Вежливости.
1) Остров Волшебных слов (Слайд 4)
– И вот у нас на пути Остров Волшебных слов. Давайте заглянем туда и вспомним волшебные слова.
А) – Посмотрите на слова, на какие группы можно их разделить? (Слайд 5)
Здравствуйте, будьте добры, до свидания, привет, пока, добрый день, пожалуйста, счастливого пути, приятного аппетита.
Б) – На прошлой неделе мы начали изучать тему: «Как мы общаемся» и разделились на творческие группы. Каждая группа получила задание – изучить вежливые слова. Давайте послушаем 1-ю группу.
1) – Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
– Над какими словами работали ребята 1-й группы? (Слова приветствия)
2) Нам желают: «Доброго пути!» –
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
– Какие слова исследовали ребята 2-й группы? (Слова пожеланий)
3) Если другу на прощанье
Скажешь «до свидания»,
Непременно будет завтра
Новое свидание!
Это слово, как магнитик,
Всех соединяет.
И прощаться навсегда
Нам не разрешает.
– О каких словах вы услышали? (Слова прощания)
4) Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
– Какие слова изучали ребята? (Слова просьбы)
В) – Найдите среди слов в конверте № 1 – слова своей группы и наклейте их на страницу книги.
- Группа 1 (Формы приветствия): здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
- Группа 2 (Формы пожеланий): всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.
- Группа 3 (Формы прощания): до свидания, до скорой встречи, прощайте.
- Группа 4 (Формы просьбы): пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
– Проверьте свою работу (Слайд 6). Капитаны – сигнал «Светофор»
Г) ИГРА «Доскажите словечко»
– Давайте проверим, как вы усвоили эти слова.
(Слайды 7-10)
2) Море Вежливости (Слайд 11)
– Итак, продолжаем наше путешествие. И вот на пути Море Вежливости.
А) «Путешествие в прошлое»
– А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?
(Слайд 12)
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежество – качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.
– Вы тоже что-то интересное узнали о волшебных словах.
- Здравствуйте (Толковый словарь, Этимологический)
- Спокойной ночи, «Приятного аппетита» (Этимологический)
- До свидания (Словарь синонимов)
- Пожалуйста (Толковый, Этимологический)
– Приклейте истории вежливых слов, которые вы подготовили на свою страницу (Конверт № 2)
Физкультминутка «Вежливые животные» (Слайды 13-20) + музыка
– Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга.
- Лисята (повороты вправо-влево);
- Белочка (наклоны вправо-влево);
- Муравей (ходьба на месте);
- Мышки (прыжки);
- Лягушки (приседания);
- Птица (руки вверх, в стороны);
- Совенок (аплодисменты).
3) Гора Вредных советов (Слайд 21)
– А что же теперь нас ждет впереди? (Гора Вредных советов.)
А) – Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?
1 совет
Если ты пришел к знакомым –
не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
– Согласны вы с этим советом?
(Обсуждение совета учащимися.)
2 совет
Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома – пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.
– А этот совет, почему вредный?
(Обсуждение совета учащимися.)
3 совет
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
– Почему так поступать нельзя?
(Обсуждение совета по вопросам.)
4 совет
Девчонок надо никогда нигде не замечать.
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.
– А этот совет правильный?
(Обсуждение совета учащимися.)
– А, какие правила добрых и вежливых поступков
вы запомнили? (Говорить вежливые слова, не
обижать людей)
– Запомните эти правила вежливости на всю
жизнь! (Дети читают хором слайд с правилами
вежливости).
Б) Правила вежливости (Слайд 22 )
- Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
- Будь вежлив со своими товарищами
- Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
- Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова!
– Приклейте правила вежливости на свою страницу (Конверт № 3)
4) Озеро Театральное (Слайд 23)
– Пора нам спускаться с горы. Мы научились правильно себя вести и готовы продолжить путешествие. Мы попадаем на Озеро Театральное.
А) – С каким волшебным словом мы познакомились на уроке литературного чтения? (Пожалуйста)
(Слайд 24)
– Кто главный герой произведения? (Павлик)
– Как Павлик стал разговаривать со старичком?
(А Вам-то что?)
– С какого слова надо было начать? (Здравствуйте)
– Какому слову старичок научил Павлика? Как это
слово действовало на сестру, бабушку, брата? (Пожалуйста)
– Как надо говорить это слово, чтобы произошло
волшебство? (Тихим голосом, глядя в глаза
собеседнику)
Б) Я предлагаю найти рисунки, на которых ребята поступают правильно.
– Приклейте картинки, на которых изображено правильное поведение, на страницу Азбуки Вежливости (Конверт 4)
5) Океан Мира и Добра (Слайд 25)
– А теперь мы у берегов Океана Мира и Добра.
Отношение к добру и злу народ отразил в
пословицах и поговорках.
– Пословицы рассыпались, соберите их и приклейте
на страницу (Конверт 5) *
1) Доброе слово – что дождь в засуху.
2) На добрый привет – добрый ответ.
3) Слово ранит и слово лечит.
4) Ласковым словом и лед растопишь.
– Как вы понимаете смысл этих пословиц?
IV. Итог урока
– Вот мы и закончили работу над нашим
проектом «». (Капитаны защищают
проект-страницу книги, дети аплодируют)
– В заключение нашего занятия, давайте, ребята,
еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему
научились? Что нового узнали? (О доброте, о
вежливости о добрых и вежливых поступках, о
волшебных словах)
Клятва (Слайд 26)
V. Рефлексия
Упражнение «Ладошки»
– Ребята, вы меня сегодня очень порадовали своей работой. Большое вам спасибо! Вы меня сделали счастливой!