Отработка четкой дикции у дошкольников с "цветными скороговорками"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Пояснительная записка

Произношение звуков у детей дошкольного возраста во многом зависит от работы их речедвигательного аппарата. Звукопроизношение также тесно связано с выработкой хорошей дикции. Как известно, у многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем – от точности движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.

Для формирования дикции детей можно использовать ряд игр на звукоподражание. Аппарат дикции значительно легче формируется именно в младшем возрасте, когда дети начинают делать активные движения губами в процессе речи. В старшем возрасте, если эта работа была пропущена, значительно труднее научить ребенка хорошей дикции, поскольку нужно устранить уже сложившийся неправильный двигательный речевой навык. С этой целью в старших группах используется специфичное упражнение – заучивание скороговорок.

Скороговорка – трудно произносимая фраза или несколько фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками.

Цель использования скороговорок – тренировка дикционного аппарата. Методика использования скороговорок одинаковая для всех групп. Логопед подбирает нужное количество скороговорок на заданный звук, а дети длительно заучивают их на занятиях. В подготовительной группе дети повторяют и скороговорки с которыми они познакомились еще в старшей группе, и новые. Вся эта работа строится на постоянном повторении, что приводит к однообразию в занятиях и как следствие, не вызывает уже интереса к занятиям ребенка, и тем самым тормозит процесс автоматизации звуков, формирования правильной дикции и четкости звукопроизношения.

Методика работы

Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально-приятной, не утомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной работе с детьми. Предлагаемый мною материал представляет собой: «цветные скороговорки» – разноцветные шаблоны и карточки, которые предлагаются детям, как при поурочном планировании занятий с группой детей, так и в качестве раздаточного материала при индивидуальной работе. Мною подобраны скороговорки по принципу: все слова в скороговорках начинаются на определенный (постоянный) звук, что соответствует определенному цвету.

Например: «Клим кинул клин» – все слова начинаются со звука «К», что соответствует красному цвету.

Дальше все скороговорки, начинающиеся со звука «С» – синий цвет, звук «Ж» – желтый цвет и так далее соответственно. Предлагаемая мной методика разучивания скороговорок, ни чем не отличается от классической. Новую скороговорку логопед произносит наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читает ее несколько раз, ритмично, негромко, с немного приглушенными интонациями. Затем дети самостоятельно в пол голоса проговаривают. На повторных занятиях со скороговорками дети не сразу овладевают ими, они трудно запоминают текст, темп, часто путают слова.  Многим детям нужна подсказка, визуальные ориентиры, дополнительные средства, помогающие вспомнить заученное.
С этой целью, я стала вводить в свою работу «цветные скороговорки» – специальные карточки с круглыми шаблонами по соответствующим цветам. Каждый цветной кружок соответствует одному слову из скороговорки и выкладывается ребенком постепенно, по мере проговаривания, при повторном проговаривании ребенок нажимает на кружок, как на кнопку. Если детям трудно вспомнить скороговорку, ему помогает игрушка, образ которой зарифмован в скороговорке. Можно дополнительно использовать пластмассовые палочки с круглым наконечником и с соответствующим цветом. Этой «волшебной» палочкой ребенок, как бы нажимает на кружочек при проговаривании каждого слова. Еще можно использовать массажные подушечки, надеваемые на пальчик ребенка, массажные аппликаторы и так далее. В дальнейшем к этой работе можно привлекать и родителей они активно принимают участие, и совместно с ребенком придумывают новые скороговорки, делают рисунки по темам скороговорок, поделки.

Перспективы

Использование «цветных скороговорок» формирует у детей фонематическое восприятие, фонематические представления, звукобуквенный анализ и синтез, а также создает благоприятные условия для усвоения смыслоразличительной функции фонематической системы языка и для овладения детьми грамотой.

Особо хочется отметить, что работа по улучшению дикции, случайно натолкнулась на интересную скороговорку, приобрела другое направление и продолжается до сих пор. Эту методику можно перенести на компьютер, продолжать совместно с воспитателем на занятиях по аппликации, рисованию, конструированию, проводить мероприятия с родителями.

Практический материал

Красный цвет

Карл у Клары                                                                Купи кипу пик,
Крал кораллы,                                                               Кипу пик купи,
А Клара у Карла                                                           Пик кипу купи.
Крала кларнет.

Каравелла кавалера и королевы курсировали.

Кира Кириллу                                                              Колпак под колпаком,
Коралл подарила.                                                         Под колпаком колпак.
Кирилл Кире подарил рыбку,
Кира Кириллу подарила улыбку. 

Коваль ковал коня, 
Конь – копытом Коваля,
Коваль – кнутом коня.

Курьера курьер обгоняет в карьер.

Клим кинул клин
Колоти, Клим.

Кот
Копеек накопил
Кошке
Козочку
Купил…
А козе – капустки
Кочанчик вкусный.

Клава клала клад в колоду
Клад от Клавы в воду.
За кладом Клава не плыла
И колода уплыла.

Синий цвет

Саша сушит сушки,
Саша высушил сто сушек.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных съесть.

Сорока с синицей спорила
Скороговорила, скороговорила,
Синицу переспорила.

Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные сшила.
Сказала сова соседке синице:
– Стать самой красивой
Сорока стремится. 

Сова советует сове:
Спи, соседка на софе
На софе так сладко спится
О совятах сон приснится.

Желтый цвет

Жужжит жужелица,                                                       Жутко жуку 
Жужжит кружится.                                                        Жить на суку.

Женя Жанну обожает,                                                   Живут ужи, не тужат,
Жан же Жанну обижает.                                               Жить ужам не жутко.

Жужжит над жимолостью жук,
Тяжелый на жуке кожух.

Голубой цвет

Глупый гном глядел, глядел,
Громкий горн гудел, гудел,
Громче горна грохнул гром,
Громче грома гаркнул гном.

Гуляют гуськом
Гусак с гусаком.
Гусь Гога и гусь Гага.

Георгий говорит Григорию
А Григорий говорит Георгию.

Гену пугают гиеной
А Гогу – гигиеной.

Черный цвет

В четверг                                                                          Чумазеньких
Четвертого                                                                       Чертенка
Числа                                                                                Чертили
В четыре                                                                           Черными
Четверти                                                                           Чернилами
Часа                                                                                   Чертеж
Четыре                                                                              Чрезвычайно
Черненьких,                                                                      Чисто.

У черепашьего черепашонка
На черепашьих лапчонках
Черепашьи чоботы.

Учили птички чучело чирикать,
Учили да не научили.

Чародей в чуланчик
Прячет чемоданчик. 
Черный чемоданчик
Прячет под диванчик.