Программа составлена на основе анализа актуального состояния уровня компетентности педагогического коллектива учреждения, а также последующей оценки перспектив его развития и призвана обеспечить повышение качества профессиональной деятельности. Содержание и общая направленность подпрограммы определяются современными требованиями к уровню профессиональной компетентности педагогических работников, зафиксированными в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников» образования и прочих нормативных документах, регулирующих процесс внедрения ФГОС нового поколения на территории РФ.
Целью программы является формирование субъектной позиции педагогов по отношению к собственной профессиональной деятельности.
Цель достигается благодаря решению следующих задач:
- информирование педагогов о современных тенденциях в системе образования (*внедрение ФГОС), возможностях повышения профессиональной квалификации (*курсовая подготовка);
- включение педагогов в проектную деятельность;
- формирование «внутренней» мотивации к профессиональному саморазвитию;
- изменение установок и ожиданий членов педагогического коллектива по отношению к их роли в системе образовательного учреждения;
- формирование ценностно-ориентационного единства группы (профессионального сообщества);
- содействие процессу профессиональной и психологической адаптации новых членов педагогического коллектива.
Принципами организации деятельности в рамках программы можно считать следуюшие:
- рефлексивность;
- активность;
- личностная значимость;
- ценностная ориентированность;
- практическая направленность;
- диалогичность.
Реализация программы предусматривает применение технологий, позволяют комплексно решать вышеперечисленные задачи (приложение 1):
- проблеморазрешающий тренинг «Круги сообщества»;
- сетевое взаимодействие;
- проектирование;
- «группы встреч» (групповая супервизия).
Содержание программы (мероприятия/действия) представлено в таблице 1 (приложение 2).
Ожидаемые результаты
1. Системные эффекты:
- перспективный системный анализ образовательного пространства учреждения;
- актуализация ценностных ориентиров профессионального сообщества;
- организация единой методической «сети» учреждения;
- разработка системы работы по повышению квалификации педагогических кадров ОУ;
- разработка интеллектуальной продукции, соответствующей потребностям учреждения (раздел основной образовательнй программы школы, авторские программы учебных курсов, рабочие программы по предметам, методических/дидактических материалов различного рода);
- стимулирование научно-методической деятельности внутри учреждения (создание творческих/ проблемных групп);
2. Эффекты саморазвития педагогов:
- определение концептуальных основ индивидуальной профессиональной деятельности;
- развитее индивидуального стиля педагогической деятельности;
- повышение качества содержания педагогического портфолио.
3. Образовательный эффект:
- позитивная динамика развития учащихся
Критерии эффективности реализации программы:
- количество и качество результатов деятельности педагогов, составляющих основу педагогического портфолио;
- количество и качество методических и дидактических разработок педагогов;
- изменения показателей локуса субъективного контроля участников в сторону интернальности.
Диагностический инструментарий:
- Методика оценки уровня субъективного контроля по шкале Дж.Роттера (адаптация оригинальной методики в авторстве Бажина Е.Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А.М., институт им.Бехтерева);
- Самоактуализационный тест (САТ), авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз;
- Исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн (модификация П.В.Яньшина с элементами беседы).
- Cамооценка особенностей индивдуального стиля педагогической деятельности (анкета).
Условия реализации программы.
1. Финансово-экономические:
- средства на повышение квалификации (обучение) педагогического персонала;
- средства на стимулирование персонала;
- средства на техническое обеспечение разработки проектной продукции;
- средства на оплату труда руководителя подпрограммы.
2. Кадровые:
- руководитель (организатор и координатор проектной деятельности педагогов);
- методический консультант;
- технический консультант (руководитель медиа-центра);
- заведующий библиотекой.
3. Информационно-методические:
- свободный доступ к информационным Интернет-ресурсам;
- организация подписки на предметно-методические издания.
4. Материально-техническое обеспечение:
- наличие свободного доступа к ПК;
- свободный доступ в Интернет в здании ОУ;
- наличие беспроводной сети на территории ОУ;
- наличие единой локальной внутренней сети ОУ;
- достаточное количество электронных носителей информации.