Волшебный мир танца

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (235 кБ)


Цели  урока:

  • Обучающие: изучение танцевального этюда «Радость».
  • Развивающие: развитие координации.
  • Воспитательные:
    • экскурс в историю танцевального искусства;
    • знакомство с балетом П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Задачи урока:

  • изучение позиций
    • ног,
    • рук,
    • корпуса;
  • знакомство с понятиями;
    • «Линия»,
    • «Диагональ»,
    • «Круг»;
  • отработка танцевальных элементов:
    • «Галоп»,
    • «Подскок»,
    • «Battements tendus каблучное: c demi plie в сторону»;
  • исполнение танцевальных элементов с перестроениями:
    • «Коридор»,
    • переход из пары в пару.

Методическое обеспечение

  • Музыкальный материал (подборка произведений П.И. Чайковского)
  • Технический план проведения занятия (Приложение 1)
  • Презентация по теме урока (слайды)
  • Видео (отрывки из балета «Щелкунчик»)
  • Реквизит (костюмы, кукольные персонажи Щелкунчика и мышиного короля)
  • Оснащение зала (компьютер или видеопроектор, экран, музыкальный центр стулья или стойка для костюмов)

План открытого занятия:

План (тема)

Содержание (работа учителя)

Действия детей

Время

1. Организационные моменты Приглашение в зал. Расстановка по местам Расстановка по местам (по линиям) 2 мин.
2. Введение Приветствие Поклон 1 мин.
3. Разминка Рассказ (экскурс в историю танцевального искусства) и показ упражнения на координацию.
Исполнение упражнения по линиям с перестроением «коридор».
Изучение позиций ног, рук, корпуса.
Повторение танцевальных элементов за педагогом.
4 мин.
4. Диагонали Работа с музыкальным материалом П.И. Чайковского (узнать автора музыки).
Отработка движений по диагоналям (ритмические упражнения).
Комбинирование танцевальных элементов.
 «Подскок»,
«Галоп» (4 + 4 или 2 + 2)
8 мин.
5. Перестроения Знакомство с понятием круг.
Изучение перехода из пары в пару.
Работа в костюме (положение рук, осанка).
Исполнение танцевальных элементов по кругу с переходом из пары в пару. 4 мин.
6. Элементы танцевального этюда Соединение изученных танцевальных элементов в этюд.
Отработка комбинации по линиям с перестроением «коридор»
Соединение изученных элементов в этюд. 4 мин.
7. Танцевальный этюд «Радость» Разбор переходов по кругу в танцевальном этюде.
Показ танцевального этюда «Радость»..
Исполнение танцевального этюда по кругу с переходом из пары в пару. (Battementstendus каблучное: cdemiplie в сторону – 2 раза; 2 Галопа; 2 прыжка по 6 поз. Все с другой ноги. Ритмическая комбинация хлопков на 4 такта.4 подскока. Переход из пары в пару. Повторить все с самого начала) 3 мин.
8. Демонстрационный показ Показ и комментирование отрывка балетного спектакля «Щелкунчик» на музыку П.И. Чайковского. Просмотр видеоматериала. 5 мин.
9. Окончание занятия Подведение итогов. Заключительное слово. Поклон 4 мин.

Содержание:

1. Приглашение в зал, расстановка по местам.

2. Давайте поприветствуем друг друга по «танцевальному». То есть без использования слов (Исполняется поклон).

3. Сегодня мы побываем в волшебном мире танца
Давным-давно, много тысяч лет назад, когда по земле ходили неведомые нам звери, и люди жили племенами – возник танец. Под удары барабанов, звон копий наши далекие предки плясали вокруг костра. Они верили, что танец поможет счастливой охоте, оградит от болезней и бед. Например, удар ногой –  пугал и прогонял злых духов. А для встречи добрых сил использовалось другое движение – хлопок в ладоши… Давайте повторим эти движения (Добавить поворот корпуса к рабочей ноге. Далее показать движения одновременной работы стоп и корпуса ,движение demiplie по 6ой позиции. Упражнение исполняется по линиям, с перестроением «коридор». После объяснения всех элементов и перестроений -  упражнение исполняется под музыку.).

4. В танце, через движение, жест – раскрывается сюжет произведения, выражаются чувства героев. Недаром хореографию часто называют безмолвной музыкой. Верная спутница танца – музыка. Послушайте…! (Звучит музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик») Вам знакома эта музыка? ... А кто ее автор? ... (Идет импровизационный момент: или дети отвечают на вопросы , или педагог рассказывает кто это …)   Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. Там отец композитора служил директором Горного завода. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он "вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки", что позднее нашло отражение в его творчестве. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов       Под музыку П.И. Чайковского хочется танцевать, правда? … (Под разный музыкальный материал исполняются по диагоналям танцевальные элементы: галоп, галоп 4 + 4, подскоки, 4 подскока+ 4 галопа).

5. А вы знаете из какого балета музыка под которую мы танцевали?  (Идет импровизационный момент: или дети отвечают на вопросы , или педагог рассказывает что это)   В1882г. Чайковскому подарили книгу сказок Гофмана. Ему очень понравилась одна из сказок. И через несколько лет родилась удивительная, чарующая  музыка о детстве, о радостях, и невзгодах, о любви и счастье – музыка балета «Щелкунчик».
… А знаете, кто сочинил сказку Щелкунчик? Родилась эта сказка из-под пера немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана в начале 19 века. Невероятное, волшебное Гофман умел увидеть в самых простых вещах вокруг. Но для того, чтобы таинственная дверца, ведущая в сказочный мир отворилась, нужна фантазия и сердце, открытое для добра, дружбы, любви…О, я вижу здесь собрались добрые дети, и сказка сама к нам приходит! Посмотрите на волшебные покрывала на стульях! Это же Чудесные костюмы для  превращения в героев сказки о девочке Маше, которая Больше всего на свете любила мечтать. Давайте примерим их! А пока мы превращаемся в сказочных куколок, я расскажу вам историю.  (Детям помогают одеть юбки, заранее приготовленные на стульях) … Однажды, в преддверии новогодней ночи с Машей приключились невероятные события. А началось все с того, что старинный друг семьи Дроссельмейер подарил Маше забавную игрушку – щелкунчика (куклу.которая могла колоть орехи). С появлением этой куклы в доме, где жила девочка с родителями и озорником братом, начали происходить удивительные вещи. Словно по взмаху волшебной палочки распахнулись стены гостиной, куда Маша пришла проведать своего нового любимца. Выросла огромная елка. Ожили елочные игрушки.    И как настояие, взрослые фрейлины стали они кланяться друг другу и танцевать… А ну-ка, фрейлины (дамы), давайте встанем в круг,… изящно подхватим край платья,… сделаем царственную осанку… (Далее по кругу сначала поодиночке, а потом все вместе исполняются танцевальные элементы – реверанс и галоп 4 + 4 и 2 + 2. После разучивается переход «из пары в пару» подскоками.).

6. Хотите узнать, что было дальше в сказке?Старинные часы громко пробили полночь. И вдруг, пол в комнате расступился и оттуда, из страшной бездны, в столбе огня и дыма появился король мышей со своим мышиным войском. Ударила пушка, возвестив о начале сражения. Щелкунчик первый ринулся в бой, возглавив оловянных солдатиков. И все игрушки помогали им…Давайте построимся в линии и как солдатики четко и резко исполним движения. (Показываются элементы танцевального этюда: Battementstendus каблучное: cdemiplie в сторону, 2галопа, 2 прыжка по 6ой позиции. Исполняется комбинация по линиям с перестроением «коридор»)

7. Какие вы молодцы! Хоть сейчас на парад! Да и мышиное войско приняло вас за настоящих солдатиков и разбежалось. А Щелкунчик сразился с Королем и победил его. Зло было наказано и побеждено. И, тут произошло чудо! Из куклы Щелкунчик превратился в прекрасного принца. Окутанные таинственной дымкой, под дивные переливы музыки навстречу друг другу вышли Щелкунчик и Маша. Тут начался праздник! И пошли игрушки танцевать не жалея ног. И сейчас , мы с вами исполним танец….(встав в круг, и повторив под счет все движения и переходы исполняется танец «Радость»)

8. Сегодня мы с вами были участниками новогодней сказки. А, может кто-то скоро превратится в зрителя и посетит балетный спектакль «Щелкунчик». Мы уже знаем, о чем этот балет. Узнаем прекрасную музыку П.И. Чайковского. И, с удовольствием окунемся в волшебный мир этой сказки! (Далее идет показ видеоматериала).

9. Вам понравилась сказка? И мне тоже, но нам пора возвращаться  обратно на занятие. А оно же подходит к концу. Давайте с вами прощаться. Пожалуйста – поклон. А помните, вначале урока, я говорила с каким движением все доброе приходит?     С аплодисментами! И закончим мы занятие аплодисментами. Спасибо за урок!

10. Технический план проведения занятия (Приложение 1)