Цели урока:
- Обучающие: изучение танцевального этюда «Радость».
- Развивающие: развитие координации.
- Воспитательные:
- экскурс в историю танцевального искусства;
- знакомство с балетом П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Задачи урока:
- изучение позиций
- ног,
- рук,
- корпуса;
- знакомство с понятиями;
- «Линия»,
- «Диагональ»,
- «Круг»;
- отработка танцевальных элементов:
- «Галоп»,
- «Подскок»,
- «Battements tendus каблучное: c demi plie в сторону»;
- исполнение танцевальных элементов с
перестроениями:
- «Коридор»,
- переход из пары в пару.
Методическое обеспечение
- Музыкальный материал (подборка произведений П.И. Чайковского)
- Технический план проведения занятия (Приложение 1)
- Презентация по теме урока (слайды)
- Видео (отрывки из балета «Щелкунчик»)
- Реквизит (костюмы, кукольные персонажи Щелкунчика и мышиного короля)
- Оснащение зала (компьютер или видеопроектор, экран, музыкальный центр стулья или стойка для костюмов)
План открытого занятия:
№ |
План (тема) |
Содержание (работа учителя) |
Действия детей |
Время |
1. | Организационные моменты | Приглашение в зал. Расстановка по местам | Расстановка по местам (по линиям) | 2 мин. |
2. | Введение | Приветствие | Поклон | 1 мин. |
3. | Разминка | Рассказ (экскурс в историю
танцевального искусства) и показ упражнения на
координацию. Исполнение упражнения по линиям с перестроением «коридор». |
Изучение позиций ног, рук, корпуса. Повторение танцевальных элементов за педагогом. |
4 мин. |
4. | Диагонали | Работа с музыкальным материалом П.И.
Чайковского (узнать автора музыки). Отработка движений по диагоналям (ритмические упражнения). Комбинирование танцевальных элементов. |
«Подскок», «Галоп» (4 + 4 или 2 + 2) |
8 мин. |
5. | Перестроения | Знакомство с понятием круг. Изучение перехода из пары в пару. Работа в костюме (положение рук, осанка). |
Исполнение танцевальных элементов по кругу с переходом из пары в пару. | 4 мин. |
6. | Элементы танцевального этюда | Соединение изученных танцевальных
элементов в этюд. Отработка комбинации по линиям с перестроением «коридор» |
Соединение изученных элементов в этюд. | 4 мин. |
7. | Танцевальный этюд «Радость» | Разбор переходов по кругу в
танцевальном этюде. Показ танцевального этюда «Радость».. |
Исполнение танцевального этюда по кругу с переходом из пары в пару. (Battementstendus каблучное: cdemiplie в сторону – 2 раза; 2 Галопа; 2 прыжка по 6 поз. Все с другой ноги. Ритмическая комбинация хлопков на 4 такта.4 подскока. Переход из пары в пару. Повторить все с самого начала) | 3 мин. |
8. | Демонстрационный показ | Показ и комментирование отрывка балетного спектакля «Щелкунчик» на музыку П.И. Чайковского. | Просмотр видеоматериала. | 5 мин. |
9. | Окончание занятия | Подведение итогов. Заключительное слово. | Поклон | 4 мин. |
Содержание:
1. Приглашение в зал, расстановка по местам.
2. Давайте поприветствуем друг друга по «танцевальному». То есть без использования слов (Исполняется поклон).
3. Сегодня мы побываем в волшебном мире
танца …
Давным-давно, много тысяч лет назад, когда по
земле ходили неведомые нам звери, и люди жили
племенами – возник танец. Под удары барабанов,
звон копий наши далекие предки плясали вокруг
костра. Они верили, что танец поможет счастливой
охоте, оградит от болезней и бед. Например, удар
ногой – пугал и прогонял злых духов. А для
встречи добрых сил использовалось другое
движение – хлопок в ладоши… Давайте повторим
эти движения (Добавить поворот корпуса к
рабочей ноге. Далее показать движения
одновременной работы стоп и корпуса ,движение demiplie
по 6ой позиции. Упражнение исполняется по линиям,
с перестроением «коридор». После объяснения всех
элементов и перестроений - упражнение
исполняется под музыку.).
4. В танце, через движение, жест – раскрывается сюжет произведения, выражаются чувства героев. Недаром хореографию часто называют безмолвной музыкой. Верная спутница танца – музыка. Послушайте…! (Звучит музыка из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик») Вам знакома эта музыка? ... А кто ее автор? ... (Идет импровизационный момент: или дети отвечают на вопросы , или педагог рассказывает кто это …) Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. Там отец композитора служил директором Горного завода. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он "вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки", что позднее нашло отражение в его творчестве. Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов Под музыку П.И. Чайковского хочется танцевать, правда? … (Под разный музыкальный материал исполняются по диагоналям танцевальные элементы: галоп, галоп 4 + 4, подскоки, 4 подскока+ 4 галопа).
5. А вы знаете из какого балета музыка
под которую мы танцевали? (Идет
импровизационный момент: или дети отвечают на
вопросы , или педагог рассказывает что это)
В1882г. Чайковскому подарили книгу сказок Гофмана.
Ему очень понравилась одна из сказок. И через
несколько лет родилась удивительная,
чарующая музыка о детстве, о радостях, и
невзгодах, о любви и счастье – музыка балета
«Щелкунчик».
… А знаете, кто сочинил сказку Щелкунчик?
Родилась эта сказка из-под пера немецкого
писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана в начале
19 века. Невероятное, волшебное Гофман умел
увидеть в самых простых вещах вокруг. Но для того,
чтобы таинственная дверца, ведущая в сказочный
мир отворилась, нужна фантазия и сердце, открытое
для добра, дружбы, любви…О, я вижу здесь
собрались добрые дети, и сказка сама к нам
приходит! Посмотрите на волшебные покрывала на
стульях! Это же Чудесные костюмы для
превращения в героев сказки о девочке Маше,
которая Больше всего на свете любила мечтать.
Давайте примерим их! А пока мы превращаемся в
сказочных куколок, я расскажу вам историю. (Детям
помогают одеть юбки, заранее приготовленные на
стульях) … Однажды, в преддверии новогодней
ночи с Машей приключились невероятные события. А
началось все с того, что старинный друг семьи
Дроссельмейер подарил Маше забавную игрушку –
щелкунчика (куклу.которая могла колоть орехи). С
появлением этой куклы в доме, где жила девочка с
родителями и озорником братом, начали
происходить удивительные вещи. Словно по взмаху
волшебной палочки распахнулись стены гостиной,
куда Маша пришла проведать своего нового
любимца. Выросла огромная елка. Ожили елочные
игрушки. И как настояие, взрослые
фрейлины стали они кланяться друг другу и
танцевать… А ну-ка, фрейлины (дамы), давайте
встанем в круг,… изящно подхватим край платья,…
сделаем царственную осанку… (Далее по кругу
сначала поодиночке, а потом все вместе
исполняются танцевальные элементы – реверанс и
галоп 4 + 4 и 2 + 2. После разучивается переход «из
пары в пару» подскоками.).
6. Хотите узнать, что было дальше в сказке? … Старинные часы громко пробили полночь. И вдруг, пол в комнате расступился и оттуда, из страшной бездны, в столбе огня и дыма появился король мышей со своим мышиным войском. Ударила пушка, возвестив о начале сражения. Щелкунчик первый ринулся в бой, возглавив оловянных солдатиков. И все игрушки помогали им…Давайте построимся в линии и как солдатики четко и резко исполним движения. (Показываются элементы танцевального этюда: Battementstendus каблучное: cdemiplie в сторону, 2галопа, 2 прыжка по 6ой позиции. Исполняется комбинация по линиям с перестроением «коридор»)
7. Какие вы молодцы! Хоть сейчас на парад! Да и мышиное войско приняло вас за настоящих солдатиков и разбежалось. А Щелкунчик сразился с Королем и победил его. Зло было наказано и побеждено. И, тут произошло чудо! Из куклы Щелкунчик превратился в прекрасного принца. Окутанные таинственной дымкой, под дивные переливы музыки навстречу друг другу вышли Щелкунчик и Маша. Тут начался праздник! И пошли игрушки танцевать не жалея ног. И сейчас , мы с вами исполним танец….(встав в круг, и повторив под счет все движения и переходы исполняется танец «Радость»)
8. Сегодня мы с вами были участниками новогодней сказки. А, может кто-то скоро превратится в зрителя и посетит балетный спектакль «Щелкунчик». Мы уже знаем, о чем этот балет. Узнаем прекрасную музыку П.И. Чайковского. И, с удовольствием окунемся в волшебный мир этой сказки! (Далее идет показ видеоматериала).
9. Вам понравилась сказка? И мне тоже, но нам пора возвращаться обратно на занятие. А оно же подходит к концу. Давайте с вами прощаться. Пожалуйста – поклон. А помните, вначале урока, я говорила с каким движением все доброе приходит? С аплодисментами! И закончим мы занятие аплодисментами. Спасибо за урок!
10. Технический план проведения занятия (Приложение 1)