Цели:
- формирование умения правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк;
- формирование навыков правописания и самоконтроля;
- расширение словарнго запаса;
- развивитие речи, мышления;
- воспитание интереса к предмету.
ХОД УРОКА
1. Самоопределение к деятельности
Учитель: Здравствуйте, ребята. Скажите мне пожалуйста, что необычного вы увидели, когда сегодня пришли в класс?
Дети: На доске висит волшебный цветок.
Учитель: Это не случайно. Сегодня мы проводим урок-игру, который так и называется "Цветик-семицветик". Этот цветок необычный. Почему?
Дети: Этот цветок необычный, потому что он выполняет любые желания человека.
Учитель: И наш цветок будет выполнять желания, только эти желания о знаниях в русском языке. Мы используем силу лепестков и справимся со всеми заданиями. Вы согласны со мной? Давайте вспомним: какие волшебные слова нужно сказать цветику-семицветику и будем постепенно отрывать лепестки цветка.
Дети:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Ученик подходит к доске, отрывают лепесток, читает задание № 1:
1 . Прочитайте слова: чулок, уточка, чашка, чай, чудо. Попробуйте догадаться, с какой буквой мы будем работать сегодня на минутке чистописания? (Ч)
– Возьмём её в сочетании с а, с у, с чк
– Молодцы! Что же приготовил нам второй лепесток?
2. Актуализация знаний. Словарная работа
Ученик выходит к доске, отрывает лепесток и читает задание:
Составьте слова, используя все буквы и запишите их. (Работа в группах)
Тетрадь, карандаш, портфель.
– Что объединяет данные слова?
– Все слова на тему школа, школьные
принадлежности.
– Все слова из словарика, правописание слов
которых необходимо запомнить.
– Сегодня мы изучим правописание ещё одного
слова из словарика.
«В нашем классе их 17, они любят делать красивые
причёски и модно одеваться». (Девочка)
3. Постановка учебной задачи
– Третий лепесток приготовил нам загадки. Нам нужно отгадать их и слова-отгадки записать.
- Два березовых коня по снегам несут меня. Коки эти рыжи, а зовут их ... (лыжи)
- Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинки)
- Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)
- Хвостиком виляет зубаста, а не лает. (Щука)
- Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел. (Одуванчик)
- Спят мирно дочки в фанерном домочке. У сонь у тихонь в головах огонь. (Спички)
– Молодцы! Мы хорошо справились с этим заданием. Теперь можно вспомнить слова-отгадки и сказать тему урока: Какие задачи мы ставим для себя на этом уроке? Первичное закрепление
4. Обратимся к учебнику и выполним задание упр. №77(Выполнение задания по учебнику)
5. Физминутка
Ученик отрывает 5 лепесток и читает задание: выполни физминутку на знание орфограмм ча,чу. Дети произносят слова физминуткуи и выполняют движения:
Ча,ча,ча,ча,ча,ча
Наша печка горяча.
Чи,чи,чи,чи,чи,чи
Печет печка калачи.
Чу, чу, чу, чу, чу, чу
Калачи я есть хочу!
6. Самостоятельная работа с проверкой
Ученик отрывает 6 лепесток и читает задание: выборочный диктант. (Дети выписывают только те слова, в которых есть орфограмма урока)
Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку.
Постучалась в избу. Её впустили. Легла
лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала
под печку.
Что нашла лисичка?
Где она легла спать?
Куда лисичка спрятала скалочку?
7. Включение новых знаний в систему
Ученик отрывает 7 лепесток с заданием по карточкам
1 уровень:
Спиши слова,вставляя нужные сочетания: да…ный, ту…ка, уто…ка, бабо…ка, сро..ный.
2 уровень: Исправь, где нужно ошибки. Спиши слова правильно: яичьница, конечьный, прозрачный, ночька, ласточка.
3 уровень: Слова измени так, чтобы в них появилось сочетание ЧК или ЧН: молоко, свеча, река, собака, белка.
– Молодцы! Прочитайте пословицу и постарайтесь объяснить её смысл: «Ученику – удача, учителю – радость».
8. Рефлексия
– С помощью волшебного цветка Женя вернула мальчику Вите возможность двигаться, бегать и радоваться жизни. А если бы вам попался настоящий цветик-семицветик, какое бы желание загадали вы? Какое доброе дело сделали? Подумайте, и на следующем уроке я обязательно выслушаю всех вас. Если бы у меня появилась возможность воспользоваться силой волшебного цветка, я бы загадала, чтобы все дети в моем классе не болели и с удовольствием изучали эту трудную, но очень интересную науку – русский язык. Спасибо за урок, вы отлично работали сегодня, особенно активны были ... Если вам понравился урок и на уроке вам было всё понятно, то посадите бабочку-магнит на цветик-семицветик! До свидания.