"Сочетания "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу", "чн", "чк"". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • формирование умения правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк;
  • формирование навыков правописания и самоконтроля;
  • расширение словарнго запаса;
  • развивитие речи, мышления;
  • воспитание интереса к предмету.

ХОД УРОКА

1. Самоопределение к деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята. Скажите мне пожалуйста, что необычного вы увидели, когда сегодня пришли в класс?

Дети: На доске висит волшебный цветок.

Учитель: Это не случайно. Сегодня мы проводим урок-игру, который так и называется "Цветик-семицветик".  Этот цветок необычный. Почему?

Дети: Этот цветок необычный, потому что он выполняет любые желания человека.

Учитель: И наш цветок будет выполнять желания, только эти желания о знаниях в русском языке. Мы используем силу лепестков и справимся со всеми заданиями. Вы согласны со мной? Давайте вспомним: какие волшебные слова  нужно сказать цветику-семицветику и будем постепенно отрывать лепестки цветка.

Дети: 

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.

Ученик  подходит к доске, отрывают лепесток, читает задание № 1:

1 . Прочитайте слова: чулок, уточка, чашка, чай, чудо. Попробуйте догадаться, с какой буквой мы будем работать сегодня на минутке чистописания? (Ч)

– Возьмём её в сочетании с а, с у, с чк

– Молодцы! Что же приготовил нам второй лепесток? 

2. Актуализация знаний. Словарная работа

Ученик выходит к доске, отрывает лепесток и читает задание:

Составьте слова, используя все буквы и запишите их. (Работа в группах)

Тетрадь, карандаш, портфель.

– Что объединяет данные слова?
– Все слова на тему школа, школьные принадлежности.
– Все слова из словарика, правописание слов которых необходимо запомнить.
– Сегодня мы изучим правописание ещё одного слова из словарика.
«В нашем классе их 17, они любят делать красивые причёски и модно одеваться». (Девочка)

3. Постановка учебной задачи

– Третий лепесток приготовил нам загадки. Нам нужно отгадать их и слова-отгадки записать.

  • Два березовых коня по снегам несут меня. Коки эти рыжи, а зовут их ... (лыжи)
  • Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинки)
  • Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)
  • Хвостиком виляет зубаста, а не лает. (Щука)
  • Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел. (Одуванчик)
  • Спят мирно дочки в фанерном домочке. У сонь у тихонь в головах огонь.  (Спички)

– Молодцы! Мы хорошо справились с этим заданием. Теперь можно вспомнить слова-отгадки и сказать тему урока: Какие задачи мы ставим для себя на этом уроке? Первичное закрепление

4. Обратимся к учебнику и выполним задание упр. №77(Выполнение задания по учебнику)

5. Физминутка

Ученик отрывает 5 лепесток и читает задание: выполни физминутку на  знание орфограмм ча,чу. Дети произносят слова физминуткуи и выполняют движения:

Ча,ча,ча,ча,ча,ча
Наша печка горяча.
Чи,чи,чи,чи,чи,чи
Печет печка калачи.
Чу, чу, чу, чу, чу, чу
Калачи я есть хочу!

6. Самостоятельная работа с проверкой

Ученик отрывает 6 лепесток и читает задание: выборочный диктант. (Дети выписывают только те слова, в которых есть орфограмма урока)

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.
Что нашла лисичка?
Где она легла спать?
Куда лисичка спрятала скалочку?

7. Включение новых знаний в систему

Ученик отрывает 7 лепесток с заданием по карточкам

1 уровень:

Спиши слова,вставляя нужные сочетания: да…ный, ту…ка, уто…ка,  бабо…ка,  сро..ный.

2 уровень: Исправь, где нужно ошибки. Спиши слова правильно: яичьница, конечьный, прозрачный, ночька, ласточка.

3 уровень: Слова измени так, чтобы в них появилось сочетание ЧК или ЧН: молоко,  свеча,  река,  собака,  белка.

– Молодцы! Прочитайте пословицу и постарайтесь объяснить её смысл: «Ученику – удача, учителю – радость».

8. Рефлексия

– С помощью волшебного цветка Женя вернула мальчику Вите возможность двигаться, бегать и радоваться жизни. А если бы вам попался настоящий цветик-семицветик, какое бы желание загадали вы? Какое доброе дело сделали? Подумайте, и на следующем уроке я обязательно выслушаю всех вас. Если бы у меня появилась возможность воспользоваться силой волшебного цветка, я бы загадала, чтобы все дети в моем классе не болели и с удовольствием изучали эту трудную, но очень интересную науку – русский язык. Спасибо за урок, вы отлично работали сегодня, особенно активны были ... Если вам понравился урок и на уроке вам было всё понятно, то посадите бабочку-магнит на цветик-семицветик! До свидания.