Духовно-нравственное воспитание первоклассников в рамках ФГОС

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


(Презентация. Слайд 1)     В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных  ценностей. Их содержание отражает основные направления развития личности: личностная, социальная и семейная культуры.

(2 слайд)    В соответствии с требованиями ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.  Её цель: Создать условия для развития и воспитания личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через толерантное отношение к окружающему миру, к людям, себе.

(3 слайд)    Народная мудрость гласит: « Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно. Если на 10 лет вперёд – сажай лес. Если же на 100 лет – воспитывай детей»

(4 слайд)    В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные, патриотические и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стрем­лений и личного счастья".
Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются крите­рии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором формируются основные принципы нормальной гуманной жизни, следовательно, чрезвычайно важно проводить работу по нравственности.

(5 слайд)    В 2011 году в нашем городе начала работать  программа  для учащихся 1-х классов «Радуга»

(6 слайд)   Целью которой является формирование нравственно-патриотических ценностей, поведения первоклассников через систему воспитательных мероприятий.

(7 слайд)   Являясь классными руководителями 1 класса и имея возможность влиять на воспитание ребёнка, уделяем проблеме духовно-нравственному развитию важнейшую роль. В своей деятельности выделяем следующие направления:
–  формирование потребности в здоровом образе жизни;
–  патриотическое воспитание;
–  формирование духовности младших школьников через отношение к литературе.
–  эстетическое развитие детей;
–  развитие детского общественного движения;
–  совместная работа родителей и детей.

Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина нравственного вос­питания – развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

(8 слайд)         Познавательное направление «Учиться хорошо, легко и весело»

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Вот уже несколько лет мы работаем по УМК «Школа 2000, Школа 2100», в основе которой лежит технология деятельностного метода, что полностью соответствует всем требованиям заложенного в ФГОС второго поколения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявлять в учении сильную сторону своей индивидуальности. На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга.

(9 слайд)                   Патриотическое направление «Люби и знай свой город»

Переживания, связанные с нравственными проявлениями личности: её отношение к «малой родине», к труду, другим людям, к природе, к себе являются одной из сторон патриотического воспитания. Чувство Родины у всех у нас развито очень сильно.  Это чувство  у каждого  из нас  начинается  с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего города или села. И вместе с тем живо в нас ощущение большой, великой Родины, где испокон веков жили наши отцы и деды.

(10  слайд)                                «Люби и знай свой город»

Но воспитание патриотизма  и гражданственности  к Родине нужно начинать с любви к родному краю, к родному городу, к родной улице. Учащиеся захотели больше узнать  о своём городе, крае. С этой целью были проведены конкурсы рисунков «Моя улица», «Достопримечательности моего города».

(11 слайд)      А совместно с родителями учащиеся провели исследовательскую работу  «Улицы моего города, названные  в честь знаменитых людей» и достойно защитили свои проекты 16 февраля 2012 года.

(12 слайд)                                    Волшебная страна семьи

В 1 классе много мероприятий, непосредственными участниками которых являются родители: День Знаний, День Здоровья, «Мы школьниками стали», клуб выходного дня, «Прощание с Букварём»

(13 слайд)       На уроке «Окружающий мир», изучая тему семьи, мы предложили детям составить рассказ  о своей семье,  воспользоваться   фотографиями из семейного архива или просто нарисовать свою семью.  Затем подключились родители и получилась проектная работа «Моя родословная». Ребята изучили историю семьи, тайну имён, фамилии, традиции семьи, профессию родителей, (14 слайд)  составили семейное древо. Задания такого плана не только воспитывают чувство патриотизма, но и укрепляют родственные связи, что в наше время немаловажно.

(15 слайд)                          Год национальных культур
2012 год – объявлен годом национальных культур. В связи с этим мы с ребятами стали знакомиться  с традициями, песнями, играми, костюмами, сказками народов, которые живут на территории нашей республики. Это помогает воспитывать уважительное отношение к представителям другой  нации, формировать культуру общения, расширять кругозор. Учащиеся выполнили творческие работы: куклы в национальных костюмах, аппликации орнаментов; приняли активное участие в праздничном концерте, посвященному открытию Года национальных культур.

(16 слайд)                                       Чтение – лучшее учение

Формирование духовности младших школьников  также происходит через отношение к литературе, книгам, к чтению. В программных требованиях ФГОС к уровню подготовки учащихся 1 классов выделены задачи нравственного характера: учащиеся должны соблюдать правила речевого общения в школе, классе, со взрослыми, детьми и уметь использовать их на практике. Чтение побуждает к нравственным поступкам. К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилует» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки, которых восхищают. Работая по Букварю с текстом Генриха Сапгира «О старых букварях», тексты которого учили добру, справедливости, честности, ребята решили сами сочинить поучительные сказки, рассказы. Идею ребят поддержали родители, и получился коллективный проект «Моя первая книга». Такая работа помогает ребятам стать более сердечными, воспитанными, добрыми.

(17 слайд)                                Направление «Здоровье плюс»

Работая в направлении «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», формируем знания о здоровом образе жизни, ответственном отношении к нему, проводим профилактику вредных привычек,  занятия по программе «Разговор о правильном питании», прививаем желание укреплять своё здоровье, соблюдать правила личной гигиены. Такие мероприятия, как ежедневное выполнение зарядки перед первым уроком, физминутки, динамические паузы в течение урока, весёлые старты, дни Здоровья, мероприятие «Путешествие по городу Здоровейск» воспитывают в ребятах здоровый образ жизни. В этом нам помогают и родители. Совместная работа в данном направлении оказывает большое воспитательное значение для первоклассников. Так 18 февраля 2012 года прошли спортивные семейные соревнования среди первоклассников города  «Мы с папой молодцы – заинские удальцы». Команда нашей школы заняла 3 место. Состязания прошли на высоком уровне, родители и дети получили массу удовольствия и заряд бодрости.

(18 слайд)               Эстетическое направление «Красота спасёт мир»

Также приобщаем своих первоклассников к миру искусства, формируем эстетический вкус у учащихся, представление об эстетических идеалах и ценностях,  культуру поведения. Ребята посещают кружки эстетической направленности, выставки детских художественных работ в школе искусства, выставки художников нашего города, концерты в музыкальной школе, спектакли, участвуют в конкурсе рисунков, стихов.

(19 слайд)           Детское общественное движение «Добрые дети мира»

На духовно-нравственное воспитание первоклассников влияет их участие в организации «Добрые дети мира», целью которой явля­ется: воспитание личности, относящейся с доверием к окружающему миру, уверенной в себе, спо­собной защитить собственные права и права окружающих, личности с чувством высокой ответст­венности.
Проводим беседы, игры на тему «Добро и зло», «Где живёт добро?», «Что такое хорошо и что такое плохо».
Создаём  условия для формирования представлений о добре и доброжелательности. Способствуем формированию умения анализировать  нравственную сторону своих  и чужих поступков. Воспитываем милосердие, сердечность, добропорядочность, умение делать нравственный выбор. В нашей школе есть дерево добра, куда дети вешают листочки, цветочки, снежинки (в зависимости от времени года), где описывают свои добрые поступки.

(20 слайд)           Экологическое направление «Живая планета»

Важным аспектом нравственного развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают азбучные истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного и разумного к ней отношения. Обогащается опыт  эмоциональных оценок поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой помощи. С этой целью проводим  экскурсии в парк, экологически-развлекательное мероприятие «Праздник осени»,  КВН «В согласии с природой», акцию «Помоги птицам». Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

(21 слайд)  Таким образом, опираясь  на концепцию духовно-нравственного развития, мы стремимся воспитывать нравственное самосознания учащихся, чувство патриотизма, ориентируем их на общечеловеческие ценности. Работая в данном направлении, мы считаем, что наши  учащиеся будут соответствовать модели выпускника первого класса.
Модель выпускника первого класса

–  любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
–  владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
–  любящий свой народ, свой край и свою Родину;
–  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
–  владеющий навыками и  привычками нравственного поведения, реализуя  их в  практической деятельности;
–  выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
–  несущий ответственность  за свое здоровье;
–  знающий сущность  морали, целесообразность моральных норм.