Цель: Познакомить учащихся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей.
Задачи:
- Сформировать представление об обмене как о важной сфере экономической жизни общества.
- Раскрыть роль и влияние современных форм обмена на рост экономического благосостояния страны.
- Способствовать освоению учащимися рациональной модели поведения в сфере обмена и потребления.
- Познакомить учащихся с содержанием денег как всеобщего эквивалента.
Оборудование: Учебник «Обществознание. 7 класс» под редакцией Л.Н. Боголюбова, М., 2010.
Ход урока
Мы продолжим наш разговор о проявлениях экономической жизни человека.
К основным этапам экономической деятельности мы относили производство, распределение, обмен и потребление. Эти процессы взаимосвязаны. На первом, главном этапе экономической деятельности – производстве мы уже с вами останавливались.
Сегодня поговорим о еще одном, не менее важном этапе – обмене.
Тема: _________________
В итоге мы должны уметь ответить на вопросы:
– Зачем люди и страны торгуют?
– Почему торговля является источником богатств?
– Какие способы привлечения внимания потребителей к товару используют производители?
Задание о этапах экономической деятельности.
Мы уже знаем, что удовлетворять свои потребности человек может двумя способами: производить все необходимое самостоятельно или обменять то, что создал сам на необходимые вещи, сделанные другими. Таким образом, возникли две формы хозяйствования: натуральное и товарное хозяйство. Какое лучше отвечает целям экономики?
В чем преимущества обмена? Задача
Обмен правда не совсем удобный. Сначала мы берем не нужный нам товар
Но обмен позволяет нам получить больше разнообразных благ, и при обмене не нужно все добывать самому.
Обмен товара на товар– древнейший вид торговли. Бартер– натуральный обмен одной вещи на другую, без денег.
В современном мире бартер– вынужденная мера.
Но чтобы продукт обменять, т.е. сделать его товаром надо не только принести его на рынок. Любая продукция должна обладать еще и стоимостью, т.е. быть полезной нужной людям.
Стоимость – это мера с помощью которой определяется полезность вещи.
Стоимость состоит из воплощенного труда (затраты энергии человека и других ресурсов).
Как измерить стоимость? С помощью цены. Цена выражается в деньгах.
Цена – денежная стоимость товара.
Вернуться к задаче. Удобнее было бы совершить обмен при помощи денег.
Деньги – всеобщий эквивалент, товар на который обмениваются все другие товары.
Функции денег. Задания о функциях.
Ранее считалось, что торговля выгодна только продавцу. Однако ученым А.Смитом было доказано, что в сделке выигрывают оба и продавец и покупатель. Работа с учебником.
Почему мы совершаем покупку? Мотивы покупателей могут быть эмоциональными и рациональными.
(Работа с учебником, с.137).
В свою очередь, как покупателям привлечь внимание к товару?
Дать о товаре полную информацию, убеждать, что этот товар хорошо известен и очень вам нужен.
Стихотворение С.Михалкова. Какие способы привлечения внимания покупателей здесь показаны?
Итак, реклама дает представление о товаре, но она может быть недобросовестной, искажать информацию.
Поэтому потребитель должен критически оценивать рекламу, вести себя грамотно, рационально. Умеете ли вы считать?
Вернуться к вопросам в начале урока.
Стр. 188 – №3 (о Буратино).
Каковы функции денег в следующих ситуациях?
Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял за свою куртку. (1)
Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей (2) какому-то мальчишке. Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление (3). Оставалось еще целое богатство – четыре гроша. (4) Один грош завалился за подкладку. (5)