Цель: Формировать более прочное и осознанное закрепление изученного материала.
Задачи: Закрепить работу учащихся с фразеологизмами, пословицами, шарадами, синонимами, антонимами; развивать познавательный интерес, внимание к языку, логическое мышление, память, воображение, наблюдательность; воспитывать у детей доброжелательность, чувство товарищества, уважение друг к другу.
Материалы к уроку: карточки с заданиями, карточки с баллами для членов жюри, бланки для подведения итогов КВН.
Оборудование к уроку: мультимедийный проектор.
Ведущий. Здравствуйте, друзья! Вот мы и собрались с вами снова. Только теперь я вижу вы уже не первоклассники, а серьезные второклассники. Сегодня мы с вами вновь устроим состязание на сообразительность, вдумчивость и внимательность. Но на сей раз, моими помощниками будут… (Из-за двери раздаются голоса и выходят Синоним, Шарада и Фразеологизм.) А вот и они, позвольте представить Синоним, Шарада и Фразеологизм.
Помощники (хором). Здравствуйте, ребята!
Синоним. Сколько тут ребят. Только я команд что-то не вижу.
Из-за кулис выходят 3 команды вторых классов.
Капитаны команд (хором). А вот и мы.
Шарада. Ну, что ж пора начинать.
Команды расходятся по своим местам.
Фразеологизм. Задание №1 “Кто быстрее”. Надо как можно быстрее заполнить таблицу так, чтобы на каждой строке получилось слова.
1-я команда.
с | о | с | н | а |
г | л | и | н | а |
в | е | с | н | а |
о | с | и | н | а |
с | ц | е | н | а |
2-я команда.
к | у | к | л | а |
п | ч | е | л | а |
ш | к | о | л | а |
м | е | т | л | а |
в | о | б | л | а |
3-я команда.
к | а | з | а | к |
з | а | к | а | з |
ш | а | л | а | ш |
к | о | м | о | к |
т | о | п | о | т |
Синоним. Пока команды думают, я предлагаю ответить зал на мои веселые вопросы.
Каким ключом нельзя открыть дверь? Водяным.
Какую ноту кладут в суп? Соль.
Из каких ноготков нельзя собрать букет? Из ноготков ребенка.
Из какого крана нельзя набрать воду? Строительного.
Через какую мушку нельзя прицелиться? Через насекомое.
Фразеологизм. И так команды готовы, посмотрим, что у них получилось.
Проверка. Оценка жюри.
Шарада. Задание № 2 “Найди лишнее”. Задание дается сразу 3 командам, кто быстрее сообразит и ответит.
- Щука, окунь, камбала, кит, карась. (Кит – не рыба, окунь – начинается на гласную.)
- Ясень, липа, тополь, береза, сирень. (Сирень – куст, а не дерево, ясень – начинается на гласную.)
Синоним. Задание № 3 “Одним словом”. Замени фразеологизм, одним словом-синонимом.
Жить душа в душу – … (дружно).
Хоть пруд пруди – … (много).
Не за горами – … (близко).
Повесить нос – … (загрустить).
Нестись сломя голову – … (быстро).
Держат в ежовых рукавицах – … (строго).
Оценки жюри.
Ведущий. Задание № 4 “Составь пословицу”. Задание дается одновременно 3 командам.
В гостях хорошо, … | … горю не поможешь. |
По одежке встречают, … | … и вода не течет. |
Не красна изба углами, … | … по уму провожают. |
Слезами … | … а дома лучше. |
Под лежачий камень … | … а красна пирогами. |
Оценки жюри.
Фразеологизм. Задание № 6 “Наоборот”. К данным фразеологизмам подбери фразеологизмы-антонимы.
Коломенская верста – … (От горшка два вершка. Аршин с кепкой. Под стол пешком
ходит.)
Кот наплакал – … (Куры не клюют.)
Водой не разлить – … (Как кошка с собакой.)
Не покладая рук – … (Спустя рукава. Бить баклуши.)
В мгновение ока – … (В час по чайной ложке.)
Рукой подать – … (За тридевять земель.)
Ведущий. Пока команды думают надо и с нашими зрителями поиграть. Ребусы любите? Ну что ж проверим.
Шарада. А теперь конкурс капитанов.
1 команда | 2 команда | 3 команда |
Три буквы облаками реют. Две буквы на лице мужском. А целое порой белеет В тумане моря голубом. Парус |
Мы всех, и взрослых и детей, В часы досуга развлекаем, Но если к нам приставишь т, Мы их ужасно напугаем. Игры – тигр |
Со звуком с я на вкусна, Но в пище каждому нужна. С м берегись меня, не то Я съем и платье и пальто. Соль – моль |
Древесному стволу Защиту я даю. Прибавь мне букву б – И я тебя убью. Кора – кобра |
Я похож на быка И известен я всем. Но прибавьте мне к, И тот час же вас съем. Вол – волк |
Хоть мала я, но взгляни: Весь мир в себе я отражаю. Но к на ц перемени – Я по болоту зашагаю. Капля – цапля |
Оценки жюри.
Ведущий. Пока жюри будет подсчитывать оценки наших команд, я предлагаю всем вам последнее задание нашего КВНа.
Докажите, что данные слова по происхождению являются русскими:
Горчица – … от слова “горький”.
Ломоть – … отломанный кусок хлеба.
Наперсток – … от слова “перст” (палец).
Очарованный – … от слова “чары” (колдовство).
Ведущий. Вот и подошел к концу КВН. Все команды были просто молодцы, да и зрители в сообразительности не уступали. Подведем итоги.
Оценки жюри.
Литература:
- Соколова Т.Н. “Школа развития речи”. Серия “Умникам и умницам”/Курс "Речь". Методическое пособие для учителя.– Москва: РОСТ книга, 2011 г. – с. 56.
- Соколова Т.Н. “Школа развития речи”. Комплект для 2 класса в 2-х частях. Рабочая тетрадь. – Москва: РОСТ книга, 2011 г.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, Академия – К, Академия холдинг, 2001.