Урок-КВН по русскому языку "Когда всем весело". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: Формировать более прочное и осознанное закрепление изученного материала.

Задачи: Закрепить работу учащихся с фразеологизмами, пословицами, шарадами, синонимами, антонимами; развивать познавательный интерес, внимание к языку, логическое мышление, память, воображение, наблюдательность; воспитывать у детей доброжелательность, чувство товарищества, уважение друг к другу.

Материалы к уроку: карточки с заданиями, карточки с баллами для членов жюри, бланки для подведения итогов КВН.

Оборудование к уроку: мультимедийный проектор.

Ведущий. Здравствуйте, друзья! Вот мы и собрались с вами снова. Только теперь я вижу вы уже не первоклассники, а серьезные второклассники. Сегодня мы с вами вновь устроим состязание на сообразительность, вдумчивость и внимательность. Но на сей раз, моими помощниками будут… (Из-за двери раздаются голоса и выходят Синоним, Шарада и Фразеологизм.) А вот и они, позвольте представить Синоним, Шарада и Фразеологизм.

Помощники (хором). Здравствуйте, ребята!

Синоним. Сколько тут ребят. Только я команд что-то не вижу.

Из-за кулис выходят 3 команды вторых классов.

Капитаны команд (хором). А вот и мы.

Шарада. Ну, что ж пора начинать.

Команды расходятся по своим местам.

Фразеологизм. Задание №1 “Кто быстрее”. Надо как можно быстрее заполнить таблицу так, чтобы на каждой строке получилось слова.

1-я команда.

с о с н а
г л и н а
в е с н а
о с и н а
с ц е н а

2-я команда.

к у к л а
п ч е л а
ш к о л а
м е т л а
в о б л а

3-я команда.

к а з а к
з а к а з
ш а л а ш
к о м о к
т о п о т

Синоним. Пока команды думают, я предлагаю ответить зал на мои веселые вопросы.

Каким ключом нельзя открыть дверь? Водяным.

Какую ноту кладут в суп? Соль.

Из каких ноготков нельзя собрать букет? Из ноготков ребенка.

Из какого крана нельзя набрать воду? Строительного.

Через какую мушку нельзя прицелиться? Через насекомое.

Фразеологизм. И так команды готовы, посмотрим, что у них получилось.

Проверка. Оценка жюри.

Шарада. Задание № 2 “Найди лишнее”. Задание дается сразу 3 командам, кто быстрее сообразит и ответит.

  1. Щука, окунь, камбала, кит, карась. (Кит – не рыба, окунь – начинается на гласную.)
  2. Ясень, липа, тополь, береза, сирень. (Сирень – куст, а не дерево, ясень – начинается на гласную.)

Синоним. Задание № 3 “Одним словом”. Замени фразеологизм, одним словом-синонимом.

Жить душа в душу – … (дружно).
Хоть пруд пруди – … (много).
Не за горами – … (близко).
Повесить нос – … (загрустить).
Нестись сломя голову – … (быстро).
Держат в ежовых рукавицах – … (строго).

Оценки жюри.

Ведущий. Задание № 4 “Составь пословицу”. Задание дается одновременно 3 командам.

В гостях хорошо, … … горю не поможешь.
По одежке встречают, … … и вода не течет.
Не красна изба углами, … … по уму провожают.
Слезами … … а дома лучше.
Под лежачий камень … … а красна пирогами.

Оценки жюри.

Фразеологизм. Задание № 6 “Наоборот”. К данным фразеологизмам подбери фразеологизмы-антонимы.

Коломенская верста – … (От горшка два вершка. Аршин с кепкой. Под стол пешком ходит.)
Кот наплакал – … (Куры не клюют.)
Водой не разлить – … (Как кошка с собакой.)
Не покладая рук – … (Спустя рукава. Бить баклуши.)
В мгновение ока – … (В час по чайной ложке.)
Рукой подать – … (За тридевять земель.)

Ведущий. Пока команды думают надо и с нашими зрителями поиграть. Ребусы любите? Ну что ж проверим.

Шарада. А теперь конкурс капитанов.

1 команда 2 команда 3 команда
Три буквы облаками реют.
Две буквы на лице мужском.
А целое порой белеет
В тумане моря голубом.
Парус
Мы всех, и взрослых и детей,
В часы досуга развлекаем,
Но если к нам приставишь т,
Мы их ужасно напугаем.
Игры – тигр
Со звуком с я на вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С м берегись меня, не то
Я съем и платье и пальто.
Соль – моль
Древесному стволу
Защиту я даю.
Прибавь мне букву б
И я тебя убью.
Кора – кобра
Я похож на быка
И известен я всем.
Но прибавьте мне к,
И тот час же вас съем.
Вол – волк
Хоть мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но к на ц перемени –
Я по болоту зашагаю.
Капля – цапля

Оценки жюри.

Ведущий. Пока жюри будет подсчитывать оценки наших команд, я предлагаю всем вам последнее задание нашего КВНа.

Докажите, что данные слова по происхождению являются русскими:

Горчица – … от слова “горький”.
Ломоть – … отломанный кусок хлеба.
Наперсток – … от слова “перст” (палец).
Очарованный – … от слова “чары” (колдовство).

Ведущий. Вот и подошел к концу КВН. Все команды были просто молодцы, да и зрители в сообразительности не уступали. Подведем итоги.

Оценки жюри.

Литература:

  1. Соколова Т.Н. “Школа развития речи”. Серия “Умникам и умницам”/Курс "Речь". Методическое пособие для учителя.– Москва: РОСТ книга, 2011 г. – с. 56.
  2. Соколова Т.Н. “Школа развития речи”. Комплект для 2 класса в 2-х частях. Рабочая тетрадь. – Москва: РОСТ книга, 2011 г.
  3. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, Академия – К, Академия холдинг, 2001.