Деление на десятичную дробь. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Не секрет, что интерес к обучению у учащихся падает с каждым годом. Для поддержания интереса к изучению математики и сознательного усвоения учебного материала использовала на этом уроке технологию проблемного диалога. Поставила проблему, организовала поиск ее решения с помощью диалога, сформулировала новое правило. Этот метод является наиболее сложным для учителя. Он требует осуществления четырех педагогических действий:

  1. побуждение к выдвижению гипотез.
  2. принятие выдвигаемых учениками гипотез.
  3. побуждение к проверке гипотез.
  4. принятие предлагаемых учениками проверок.

Цели:

– повторить умножение, сложение и вычитание десятичных дробей;
– повторить деление дроби на натуральное число;
– повторить решение задач с использованием формулы;
– подвести учащихся к пониманию правила деления на десятичную дробь;
– сформулировать правило деления на десятичную дробь.

Научить критически мыслить.

Оборудование – интерактивный комплекс.

Эпиграф.

Не нужно нам владеть клинком,
Не нужно славы громкой.
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить, тонким.
Г. Уордсворт.

План проведения урока.

1. Проверка домашнего задания.

Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки,
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.

(верно выполненные задания продемонстрировать на интерактивной доске.)

2. Устная работа:

Используем интерактивный комплекс.

а) ТЕСТ.

1. Вычислить: 0,2 0,5 100

1) 1;
2) 10;
3) 100;
4) 0,1.

2. Вычислить: 2,5 4 0,01

1) 10;
2) 1;
3) 0,01
4) 0,1.

3. Вычислить: 0,4 + 0,16 + 1

1) 1,56;
2) 1,2;
3) 15,6
4) 0,156.

4. Корнем уравнения х – 0,6 = 1,4 является число:

1) 2;
2) 0,8;
3) 1,2;
4) 2,8.

б) На улице весна. Прилетели грачи. Вы вместе с родителями изготовили скворечники. Повесили их около дома. В них поселились пары грачей.

Задача. Из одной скворечни одновременно в противоположные стороны вылетели 2 скворца. Скорость одного из них 52,4 м\мин., второго – 47,6 м\мин. Какое расстояние будет между ними через 1,5 мин.?

в) Делимое 2,7 , делитель 3. Изменится ли частное, если делимое и делитель увеличить в 10 раз?

Делимое 5,1 , делитель 17. Изменится ли частное, если делимое и делитель увеличить в 100 раз?

г) Во сколько раз 36 больше 12? 4,8 больше 4?

Разделить: 0,24:8; 3,6:6; 0,84:10;

0,24:0,8

3,6: 0,6. Сколько получим?

3. Изучение нового материала.

Тема нашего урока “Деление на десятичную дробь”.

Как разделить

0,24:0,8?

Выслушать все варианты ответов на этот вопрос и сделать вывод.

Мы умеем делить числа на натуральное число, поэтому сделаем делитель целым числом, перенеся запятую в делимом и делителе вправо на одну цифру, получим:

0,24:0,8 = 2,4:8 = 0,3.

А как проверить верно мы выполнили деление или нет?

0,8·0,3 = 0,24.

Аналогично: 3,6:0,6 = 36:6 = 6.

А если нужно разделить 0,048:0,12

Выслушать все варианты ответов на этот вопрос и сделать вывод.

Мы умеем делить числа на натуральное число, поэтому сделаем делитель целым числом, перенеся запятую в делимом и делителе вправо на две цифру, получим:

0,48:0,12 = 4,8:12 = 0,4.

Как поступить в этом случае 5,1:0,03 ?

Выслушать все варианты ответов на этот вопрос и сделать вывод.

Мы умеем делить числа на натуральное число, поэтому сделаем делитель целым числом, перенеся запятую в делимом вправо на две цифру, а к делителю припишем ноль.

Получим:

5,1:0,03 = 510:3 = 170

Сформулировать правило деления на десятичную дробь, выслушав все варианты формулировок.

Затем прочитать правило по учебнику.

4. Решение задач.

№ 1444 (цепочкой).

№ 1445 (1 столбик) (цепочкой).

При выполнении этих заданий проговаривать правило деления на десятичную дробь.

№ 1448.

– Внимательно прочитайте задачу. Подумайте.
– Чему равно расстояние ?
– Чему равна длина шага?
– Как ответить на вопрос задачи?

100:0,8 = 1000:8 = 125. Решение записать на доске, проговаривать правило деления на десятичную дробь.

№ 1449.

– Внимательно прочитайте задачу. Подумайте.
– Что обозначает число 162,5 км ?
– Что обозначает число 2,6 ч ?
– Что нужно найти в задаче ?
– Как найти скорость ?

162,5:2,6 = 1625:26 = 62,5 (км/ч).

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

1-й вариант
1,02: 0,2
2,1: 0,07
0,45: 0,5
0,1:0,01
2: 0,4
2-й вариант
1,05:0,3
2,7: 0,09
0,35: 0,5
0,01: 0,001
3: 0,6

Учащиеся проверили работу по готовому решению, показанному на интерактивной доске. Оценили свои работы. Дежурные собрали тетради.

6. Итог урока.

– Что мы узнали нового на этом уроке?
– Прочитайте правило деления на десятичную дробь на память.
– А теперь прочитаем его по учебнику.

7. Задание на дом.

П. 36, № 1483, 1484.

Литература.

  1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбург. Математика.5, МНЕМОЗИНА, Москва, 2009.
  2. А.П. Попова. Поурочные разработки. ВАКО, Москва, 2008.