Не секрет, что интерес к обучению у учащихся падает с каждым годом. Для поддержания интереса к изучению математики и сознательного усвоения учебного материала использовала на этом уроке технологию проблемного диалога. Поставила проблему, организовала поиск ее решения с помощью диалога, сформулировала новое правило. Этот метод является наиболее сложным для учителя. Он требует осуществления четырех педагогических действий:
- побуждение к выдвижению гипотез.
- принятие выдвигаемых учениками гипотез.
- побуждение к проверке гипотез.
- принятие предлагаемых учениками проверок.
Цели:
– повторить умножение, сложение и вычитание десятичных дробей;
– повторить деление дроби на натуральное число;
– повторить решение задач с использованием формулы;
– подвести учащихся к пониманию правила деления на десятичную дробь;
– сформулировать правило деления на десятичную дробь.
Научить критически мыслить.
Оборудование – интерактивный комплекс.
Эпиграф.
Не нужно нам владеть клинком,
Не нужно славы громкой.
Тот побеждает, кто знаком
С искусством мыслить, тонким.
Г. Уордсворт.
План проведения урока.
1. Проверка домашнего задания.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки,
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
(верно выполненные задания продемонстрировать на интерактивной доске.)
2. Устная работа:
Используем интерактивный комплекс.
а) ТЕСТ.
1. Вычислить: 0,2 0,5 100
1) 1;
2) 10;
3) 100;
4) 0,1.
2. Вычислить: 2,5 4 0,01
1) 10;
2) 1;
3) 0,01
4) 0,1.
3. Вычислить: 0,4 + 0,16 + 1
1) 1,56;
2) 1,2;
3) 15,6
4) 0,156.
4. Корнем уравнения х – 0,6 = 1,4 является число:
1) 2;
2) 0,8;
3) 1,2;
4) 2,8.
б) На улице весна. Прилетели грачи. Вы вместе с родителями изготовили скворечники. Повесили их около дома. В них поселились пары грачей.
Задача. Из одной скворечни одновременно в противоположные стороны вылетели 2 скворца. Скорость одного из них 52,4 м\мин., второго – 47,6 м\мин. Какое расстояние будет между ними через 1,5 мин.?
в) Делимое 2,7 , делитель 3. Изменится ли частное, если делимое и делитель увеличить в 10 раз?
Делимое 5,1 , делитель 17. Изменится ли частное, если делимое и делитель увеличить в 100 раз?
г) Во сколько раз 36 больше 12? 4,8 больше 4?
Разделить: 0,24:8; 3,6:6; 0,84:10;
0,24:0,8
3,6: 0,6. Сколько получим?
3. Изучение нового материала.
Тема нашего урока “Деление на десятичную дробь”.
Как разделить
0,24:0,8?
Выслушать все варианты ответов на этот вопрос и сделать вывод.
Мы умеем делить числа на натуральное число, поэтому сделаем делитель целым числом, перенеся запятую в делимом и делителе вправо на одну цифру, получим:
0,24:0,8 = 2,4:8 = 0,3.
А как проверить верно мы выполнили деление или нет?
0,8·0,3 = 0,24.
Аналогично: 3,6:0,6 = 36:6 = 6.
А если нужно разделить 0,048:0,12
Выслушать все варианты ответов на этот вопрос и сделать вывод.
Мы умеем делить числа на натуральное число, поэтому сделаем делитель целым числом, перенеся запятую в делимом и делителе вправо на две цифру, получим:
0,48:0,12 = 4,8:12 = 0,4.
Как поступить в этом случае 5,1:0,03 ?
Выслушать все варианты ответов на этот вопрос и сделать вывод.
Мы умеем делить числа на натуральное число, поэтому сделаем делитель целым числом, перенеся запятую в делимом вправо на две цифру, а к делителю припишем ноль.
Получим:
5,1:0,03 = 510:3 = 170
Сформулировать правило деления на десятичную дробь, выслушав все варианты формулировок.
Затем прочитать правило по учебнику.
4. Решение задач.
№ 1444 (цепочкой).
№ 1445 (1 столбик) (цепочкой).
При выполнении этих заданий проговаривать правило деления на десятичную дробь.
№ 1448.
– Внимательно прочитайте задачу. Подумайте.
– Чему равно расстояние ?
– Чему равна длина шага?
– Как ответить на вопрос задачи?
100:0,8 = 1000:8 = 125. Решение записать на доске, проговаривать правило деления на десятичную дробь.
№ 1449.
– Внимательно прочитайте задачу. Подумайте.
– Что обозначает число 162,5 км ?
– Что обозначает число 2,6 ч ?
– Что нужно найти в задаче ?
– Как найти скорость ?
162,5:2,6 = 1625:26 = 62,5 (км/ч).
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
1-й вариант 1,02: 0,2 2,1: 0,07 0,45: 0,5 0,1:0,01 2: 0,4 |
2-й вариант 1,05:0,3 2,7: 0,09 0,35: 0,5 0,01: 0,001 3: 0,6 |
Учащиеся проверили работу по готовому решению, показанному на интерактивной доске. Оценили свои работы. Дежурные собрали тетради.
6. Итог урока.
– Что мы узнали нового на этом уроке?
– Прочитайте правило деления на десятичную дробь на память.
– А теперь прочитаем его по учебнику.
7. Задание на дом.
П. 36, № 1483, 1484.
Литература.
- Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбург. Математика.5, МНЕМОЗИНА, Москва, 2009.
- А.П. Попова. Поурочные разработки. ВАКО, Москва, 2008.