Цель: познакомить учащихся (в обзорном порядке) с Россией, с природой России, с некоторыми крупными географическими объектами на территории России, с её достопримечательностями; учить использовать карты для получения информации; развивать речь, воображение; воспитывать чувство товарищества, чувство гордости за Родину.
Тип урока. Введение новых знаний, закрепление изученного материала.
Форма проведения урока: самостоятельная работа в группах по заданию изучение литературы, географических карт.
Оборудование. Карты: физическая карта, страны мира, полушарий, природных зон. Учебник «Окружающий мир» А.А. Вахрушева стр. 95–97 Набор открыток «Города России», предметы народных промыслов. Карточки для работы в группах; презентация «Россия – наша Родина». Фонограмма песни М.Л. Матусовского, музыка В.Е. Баснера «С чего начинается Родина?», карточки слов: Родина, родина, федерация.
Элементы содержания: природа России, символика, достопримечательности, города, народы населяющие Россию, расположение России на карте, её площадь.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы будем работать в группах, чтобы работа была слаженной и плодотворной, пожелаем друг другу удачи.
II. Постановка цели и задач урока.
а) Мы с вами узнали много интересного о разных странах. Сейчас мы будем подробнее знакомиться с нашей страной. Я предлагаю работать в группах, так как материал объёмный по содержанию.
– У каждой группы есть план работы и вопросы, на которые они совместно будут искать ответы из различных источников: учебник, книги, видеофильм, географические карты, открытки.
б) Актуализация знаний. Вначале урока хочу выяснить, что вы уже знаете о нашей стране, России.
– Как называется наша страна? (полное название Российская Федерация)
– Что означает слово ФЕДЕРАЦИЯ? (прочитайте в учебнике)
– Назовите столицу нашей Родины.
– Чем город Москва отличается от других городов России?
– Покажите нашу страну на карте. В каком полушарии находится РФ?
Прежде, чем мы посмотрим фильм о нашей стране, обратите внимание на вопросы и задания в каждой группе, план вашей работы. Посмотрите фильм, изучите материал по карте, учебнику, для того, чтобы выступить с рассказом о нашей стране.
III. Изучение нового материала.
а) Проблемная ситуация.
– У меня к вам такой вопрос: почему одинаковое слово родина пишется по-разному?
– Мы изучаем материал о нашей Родине России.
б) Видеофильм (просмотр фильма).
Слайды:
- Флаг РФ.
- Герб РФ.
- Гимн России.
- Столица.
- Города России: Петербург, Ярославль, Новосибирск, Хабаровск, Благовещенск, Свободный.
- Известные люди: Пётр I, Лазо С.Г., Н.Н. Муравьёв-Амурский, Л. Гайдай, Б.Н. Ельцин, И.И. Шишкин, И.Е. Репин, С.П. Королёв, М.М. Плисецкая.
- Россия – самая большая страна в мире (комментарий учителя к слайдам, чтение учащимися).
Физминутка
в) Работа в группах по заданию.
- Изучение литературы с. 82–86
- Работа с картой с. 83, 85, 95, 97, 99
- Составление рассказа.
IV. Выступление учащихся (по 1–2 человека с группы).
1 группа – Формы поверхности нашей страны, рельеф.
2 группа – Океаны, моря, реки и озёра.
3 группа – Природные зоны, растительный и животный мир России.
4 группа – Расположение страны на карте, её площадь, народы, города, известные люди.
Итог работы в группах.
V. Подведение итога.
– Наша страна, это не только её просторы, поля, леса, это ещё и замечательные люди: Лешенок Вера Владимировна, Соляник Александр Павлович – ветераны войны, с которыми мы познакомились накануне праздника 9Мая (фотография). Вы, конечно, знаете и других известных людей, которые внесли свой вклад в развитие России, науки, культуры (учащиеся называют известные имена).
Ещё в нашей стране сохранилось самобытное народное творчество. Обратите внимание на выставку: жостовские разносы, хохломская роспись, гжель, матрёшки. На следующем уроке мы продолжим знакомство с нашей страной, но больше внимание уделим изучению малой родины.
– С чего для вас начинается Родина? Подумайте над этим вопросом и ответите на следующем уроке.
– Что мы называем малой родиной? (ответы учащихся).
Домашнее задание: подготовьте сообщения о родине (о городе в котором вы родились).
– Прозвучит музыка, если вы почувствовали гордость за нашу страну, ощутили себя гражданами великой страны выходите в центр класса.
Вы и есть маленькие граждане России...
Фонограмма песни «С чего начинается Родина?»