Цели:
- Закрепить знания детей об овощах.
- Закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
- Закрепить умение детей согласовывать числительные с существительными.
- Развивать логическое мышление, внимание, память детей.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать общие речевые навыки.
- Расширить словарь по теме.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель.Дети, внимательно послушайте стихотворение.
Под окошком огород –
Много овощей растёт:
Тыква, репа и чеснок,
Лук, капуста, кабачок.
Сразу всё не назовёшь –
Может ты ещё найдёшь?
Воспитатель. Перечислите овощи, о
которых говорится в стихотворении. (Ответы
детей).
Воспитатель. Дети, посмотрите на
картинку (Слайд 3) и назовите овощи, про
которые забыли сказать в стихотворении. (Ответы
детей).
Воспитатель.Я начну, а вы продолжите. В
огороде грядки с морковью, с огурцами... (Ответы
детей).
Осень щедрою рукою
Одарила нас с тобою,
И на каждой грядке
Выросли загадки.
Этот овощ – круглой формы, жёлтого цвета,
сладкий на вкус. (Pena) (Слайды 4-5).
Этот овощ – овальной формы, длинный, зелёного
цвета, шершавый, хрустящий, сладкий на вкус. (Огурец)
(Слайды 6-7).
Этот овощ – круглой формы, жёлтого цвета, сочный,
горький на вкус. (Лук) (Слайды 8-9).
Этот овощ – овальной формы, длинный, оранжевого
цвета, сочный, хрустящий, сладкий на вкус. (Морковь)
(Слайды 10-11).
Этот овощ – круглой формы, бордового цвета,
сладкий на вкус. (Свёкла) (Слайды 12-13).
Воспитатель. (Слайд 14)
На грядке в тёплый солнечный денёк
Лежал и грелся толстый кабачок.
И было жалко мне его срывать –
Но нельзя ему на грядке зимовать.
Воспитатель. Какие ещё овощи мы можем
сорвать с грядки? (Ответы детей – помидоры,
огурцы, горох, баклажаны) (Слайды 15-16).
Воспитатель. А какой овощ мы можем
выкопать? (Картошку) (Слайды 17-18).
Воспитатель. Какие овощи мы выдёргиваем
из земли? (Морковь, свёклу, репу, лук, редис)
(Слайды 19-20).
Воспитатель. Какой овощ мы можем
срезать? (Kanycmy, петрушку, укроп) (Слайды 21-22).
Воспитатель.Давайте назовём, какие
действия мы выполняем для того, чтобы собрать
овощи? (Ответы детей) (Слайд 23).
Воспитатель. Молодцы! Что нужно делать,
чтобы собрать урожай, вы знаете. Пора идти в
огород собирать урожай.
Физкультминутка «Урожай»
(Дети выполняют движения в соответствии со словами, которые произносит воспитатель).
Мы картошку накопали,
Огурцы с гряды сорвали,
Выдернули всю морковку,
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли
Вам подарок принесли.
Воспитатель.
Огород у нас большой,
Урожай здесь неплохой.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы начинаем овощи в корзину собирать.
Воспитатель. Посмотрите на
помидоры (Слайд 24). Чем они отличаются
друг от друга? (Ответы детей – размером,
маленький помидор, побольше, ещё больше, еще
больше, большой помидор).
Воспитатель.Нам нужно сосчитать
помидоры, соблюдая правило. А правило такое: чем
больше помидор, тем громче должен быть голос при
счёте. Посмотрите, как это буду делать я.
(Воспитатель на одном выдохе выполняет счёт до 5-ти с усилением голоса).
Воспитатель. А теперь покажите, как это делаете вы.
(Дети выполняют упражнение на развитие речевого дыхания и силы голоса).
Воспитатель. А сейчас я буду складывать овощи в корзину (Слайд 25). Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров. Теперь складывайте овощи в корзину вы, дети.
1-й ребенок: один огурец, два огурца,
три огурца, четыре огурца, пять огурцов.
2-й ребенок: одна репа, две репы, три репы,
четыре репы, пять реп.
3-й ребенок: одна свёкла, две свёклы, три
свёклы, четыре свёклы, пять свёкл.
4-й ребенок: одна морковка, две морковки,
три морковки, четыре морковки, пять морковок.
Воспитатель.Вот какой урожай овощей
мы собрали (Слайд 26).
Воспитатель. Дети, посмотрите на этот
рисунок и скажите, какие овощи спрятались здесь? (Слайд
27).
Воспитатель. А теперь, дети, найдите
этот рисунок в ваших тетрадях. (Дети открывают
нужную страницу). Дети, назовите ласково:
огурец – огурчик
помидор – ...
морковь – ..., ...
Воспитатель.Дети, давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Вырос у нас чесночок...»
На каждый ударный слог ребёнок разминает фаланги одного пальца, направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.
Вырос у нас чесночок, указательный палец левой руки
Перец, томат , кабачок, средний палец левой руки
Тыква, капуста, картошка, безымянный палец левой руки
Лук и немножко горошка. мизинец левой руки
Овощи мы собирали, мизинец правой руки
Ими друзей угощали, безымянный правой руки
Квасили, ели, солили, средний палец правой руки
С дачи домой увозили, указательный палец правой руки
Прощай же на год, большой палец левой руки
Наш друг – огород! большой палец правой руки
Воспитатель.О каком овоще загадка?
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней... (помидора)
Воспитатель. Обведите пальчиком
помидор по контуру. (Дети обводят). А теперь
раскрасьте помидор, не обращая внимания на
пересекающие его контур линии. (Дети
раскрашивают помидор).
Обведите контур моркови карандашом оранжевого
цвета, а контур огурца обведите карандашом
зелёного цвета. (Дети выполняют задания).
В заключительной части занятия воспитатель
подводит итог, обращаясь к детям с просьбой
кратко повторить то, чем они сегодня занимались.
Литература:
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
- Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. – СПб: Каро, 2007.
- Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. – М.: Школьная Пресса, 2002.
- Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир растений: Фрукты, овощи. (Программа «Я – человек») – М.: Школьная Пресса, 2005.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб: Детство-Пресс, 2003.