Занятие по театрализованной деятельности. Репетиция сказки "Новогодние приключения Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Учить детей интонационно и выразительно передавать характер персонажа и его эмоциональное состояние.
  2. Совершенствовать выразительность и технику речи, правильное речевое дыхание.
  3. Развивать творческую фантазию, память, внимание, пантомимические навыки, умение импровизировать.
  4. Формировать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнеров.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование:

  1. Музыкальные записи: П.И.Чайковский “Времена года”, В.Богатырев “Следы”
  2. Шапочки – маски: еж, зайцы, белка, медведь, дятел, лиса, волки.

Ход занятия

1. Речевая разминка:

Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”, входят дети.

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Беремся за руки и идем. (Дети берутся за руки и идут по залу.) Как красиво в лесу!

Дыхательная гимнастика.

– Представьте: деревья стоят белоснежные, под ногами хрустит снег, а какой воздух: морозный, чистый, свежий!!! Вы только почувствуйте, вдохните носиком глубоко, не забудьте, что при этом в животике надувается шарик, а на выдохе скажите: “Ух, ты!” (Дети повторяют 2–3 раза.).

Чтение скороговорки голосами зверей и птиц.

– Как хорошо в лесу! Какой красивый, пушистый снег! Так и хочется сказать:

Сыплет, сыплет снег с небес.
Спит под снегом зимний лес!

– А как эту фразу сказала бы лиса? (Дети говорят голосом лисы, потом предлагается им сказать голосами медведя, ежа, волка…)

– Молодцы!!!

2. Работа над сценой “Лес”.

Воспитатель: – А теперь, представьте себе, что каждый из вас превратился в лесное животное: Ежа, Медвежонка, Белку, Зайцев, Лису, Волков – персонажей из нашего будущего спектакля.

Девочки, а вы все сейчас будете снежинками. И, как только, наш Медвежонок пройдет, потягиваясь и зевая, и ляжет на середине сцены, свернувшись клубочком, вы на носочках побежите парами, как бы держа снежное покрывало, укроете медвежонка и “улетите” обратно.

После этого все звери по очереди из разных мест пройдут своей дорожкой и уйдут в любую противоположную сторону.

Помните, вы сейчас уже не ребята, а персонажи сказки и поэтому, двигайтесь так, как двигался бы ваш персонаж. Постарайтесь занять все пространство сцены, чтобы зритель смог каждого из вас рассмотреть с любого места в зрительном зале. Помните, что вам необходимо обращать внимание на действия других участников сцены, чтобы не заслонять друг друга.

Ну что, готовы? Я включаю музыку…..

Дети выполняют задание, учитывая рекомендации воспитателя (при необходимости).

– Хорошо, молодцы!

– А сейчас из-за кулис навстречу друг другу выпрыгнут два Зайца. Вам нужно остановиться у “большого сугроба” – укутанного снежным покрывалом Медвежонка. Вы помните, какой характер у зайчат? (Ответы детей.) Правильно. Игриво прыгают Зайчики, осматривая все вокруг, радуясь зиме. Говорите с чувством, обращаясь, друг к другу. Вы меня поняли? А ну-ка попробуйте с движением, мимикой и жестами сказать свои слова. ( Дети выходят.)

Первый заяц:

В лесу зима, в лесу бело,
Вокруг сугробы намело,
Как будто белым мехом
Леса одеты снегом.

Второй заяц:

У елочек макушки
В серебряной опушке,
А иней на березках,
Как праздничные блестки.

При необходимости повторить слова еще раз, обратив внимание на силу голоса, выразительность движений и речи.

Воспитатель: Созывая, всех влетает дятел! Что должны сделать Еж, Белка и Зайцы? (Ответы детей, корректировка ответов.)

– А как они должны выходить? (Ответы детей.)

– Верно, они должны спешить, но каждый старается идти походкой своего персонажа. Подумайте, кто куда встанет, чтобы было всех видно, но и в то же время вы могли друг с другом общаться.

Дятел влетает, на ходу говоря первые две строчки, остановившись, говорит последние строчки. И пока говорит Дятел, вам нужно успеть выйти и встать на свои места.

– Ребята, а кто отвечает Дятлу? (Ответы детей.)

– Правильно, Белка. А вот сразу после слов белки, медвежонок должен перевернуться на другой бок. Ребята, а как поведут себя ваши герои, увидев, что “сугроб” зашевелился? (Ответы детей, корректировка ответов: все испугаются и отпрыгнут от сугроба.)

– Верно, все отпрыгнут назад, а Еж удивится и скажет свои слова, подходя к нему.

– Итак, все по местам. Готовы? Я включаю музыку….

Дети выполняют мизансцену, во время которой надо обратить внимание на разный темп речи ежа и белки, на выразительность жестов и мимики.

Белка:

Помочь Наф-Нафу рады будем
Ведь скоро новый год
Мы дружно елочку добудем
Поводим хоровод.

Медвежонок переворачивается (рычит, но не просыпается), звери, испугавшись, отходят немного назад.

Еж:

Вот так чудо! Ой-ей-ей!
Бугорок-то ведь живой!
Он рычит на нас спросонок!
Эй!! Да это – Медвежонок!!!

Воспитатель:

– Друзья, а кто же и как разбудит медвежонка? (Ответы детей.)
– А медвежонок только привстает и отвечает, когда к нему подходят звери. Продолжаем.

Зайчик прыгает к медвежонку и лапками, сидя на корточках, толкает и говори:

Первый заяц:

Медвежонок! Хватит спать –
Надо елку нам искать!

Медвежонок (привставая):

Елку – это замечательно,
Но мне нужно спать обязательно! (Снова ложится.)

Еж (подходя к Медвежонку, говорит настойчиво):

Скоро праздник, Новый год!
И Наф-Наф нас в гости ждет!
Он елку просит нас найти,
Ведь Новый год уже в пути!

Медвежонок (привставая):

Убедили, я встаю.
И Наф-Нафу помогу.

Медвежонок встает.

Воспитатель: – Ребята, а теперь давайте послушаем музыку

Звучит музыка …

– Что вы можете сказать о характере музыки? Как можно двигаться под нее? (Ответы детей.)
– Верно. А теперь представьте, что это налетела метель, застав всех зверей врасплох. Как же им укрыться от нее? Покажите!

Дети показывают: пятятся, закрываясь руками, наклоняясь.

– Давайте попробуем сделать это. Встаньте на свои места и по музыку разойдитесь в разные стороны, прячась от ветра и снега. Приготовились, музыка!

Дети выполняют.

Воспитатель:

– Молодцы, здорово!!! На сегодня все!
– До-сви-да-ни-я!!!!! (Напевая по слогам.)

Дети: До-сви-да-ни-я!!!!!

(Отвечают дети и уходят.)

Сценарий спектакля “Новогодние приключения Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа” представлен в Приложении 1.

Методика подготовки данного спектакля показана в Приложении 2.

Фотографии спектакля – в Приложении 3.