Цели:
- Учить детей интонационно и выразительно передавать характер персонажа и его эмоциональное состояние.
- Совершенствовать выразительность и технику речи, правильное речевое дыхание.
- Развивать творческую фантазию, память, внимание, пантомимические навыки, умение импровизировать.
- Формировать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнеров.
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование:
- Музыкальные записи: П.И.Чайковский “Времена года”, В.Богатырев “Следы”
- Шапочки – маски: еж, зайцы, белка, медведь, дятел, лиса, волки.
Ход занятия
1. Речевая разминка:
Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”, входят дети.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Беремся за руки и идем. (Дети берутся за руки и идут по залу.) Как красиво в лесу!
Дыхательная гимнастика.
– Представьте: деревья стоят белоснежные, под ногами хрустит снег, а какой воздух: морозный, чистый, свежий!!! Вы только почувствуйте, вдохните носиком глубоко, не забудьте, что при этом в животике надувается шарик, а на выдохе скажите: “Ух, ты!” (Дети повторяют 2–3 раза.).
Чтение скороговорки голосами зверей и птиц.
– Как хорошо в лесу! Какой красивый, пушистый снег! Так и хочется сказать:
Сыплет, сыплет снег с небес.
Спит под снегом зимний лес!
– А как эту фразу сказала бы лиса? (Дети говорят голосом лисы, потом предлагается им сказать голосами медведя, ежа, волка…)
– Молодцы!!!
2. Работа над сценой “Лес”.
Воспитатель: – А теперь, представьте себе, что каждый из вас превратился в лесное животное: Ежа, Медвежонка, Белку, Зайцев, Лису, Волков – персонажей из нашего будущего спектакля.
Девочки, а вы все сейчас будете снежинками. И, как только, наш Медвежонок пройдет, потягиваясь и зевая, и ляжет на середине сцены, свернувшись клубочком, вы на носочках побежите парами, как бы держа снежное покрывало, укроете медвежонка и “улетите” обратно.
После этого все звери по очереди из разных мест пройдут своей дорожкой и уйдут в любую противоположную сторону.
Помните, вы сейчас уже не ребята, а персонажи сказки и поэтому, двигайтесь так, как двигался бы ваш персонаж. Постарайтесь занять все пространство сцены, чтобы зритель смог каждого из вас рассмотреть с любого места в зрительном зале. Помните, что вам необходимо обращать внимание на действия других участников сцены, чтобы не заслонять друг друга.
Ну что, готовы? Я включаю музыку…..
Дети выполняют задание, учитывая рекомендации воспитателя (при необходимости).
– Хорошо, молодцы!
– А сейчас из-за кулис навстречу друг другу выпрыгнут два Зайца. Вам нужно остановиться у “большого сугроба” – укутанного снежным покрывалом Медвежонка. Вы помните, какой характер у зайчат? (Ответы детей.) Правильно. Игриво прыгают Зайчики, осматривая все вокруг, радуясь зиме. Говорите с чувством, обращаясь, друг к другу. Вы меня поняли? А ну-ка попробуйте с движением, мимикой и жестами сказать свои слова. ( Дети выходят.)
Первый заяц:
В лесу зима, в лесу бело,
Вокруг сугробы намело,
Как будто белым мехом
Леса одеты снегом.
Второй заяц:
У елочек макушки
В серебряной опушке,
А иней на березках,
Как праздничные блестки.
При необходимости повторить слова еще раз, обратив внимание на силу голоса, выразительность движений и речи.
Воспитатель: Созывая, всех влетает дятел! Что должны сделать Еж, Белка и Зайцы? (Ответы детей, корректировка ответов.)
– А как они должны выходить? (Ответы детей.)
– Верно, они должны спешить, но каждый старается идти походкой своего персонажа. Подумайте, кто куда встанет, чтобы было всех видно, но и в то же время вы могли друг с другом общаться.
Дятел влетает, на ходу говоря первые две строчки, остановившись, говорит последние строчки. И пока говорит Дятел, вам нужно успеть выйти и встать на свои места.
– Ребята, а кто отвечает Дятлу? (Ответы детей.)
– Правильно, Белка. А вот сразу после слов белки, медвежонок должен перевернуться на другой бок. Ребята, а как поведут себя ваши герои, увидев, что “сугроб” зашевелился? (Ответы детей, корректировка ответов: все испугаются и отпрыгнут от сугроба.)
– Верно, все отпрыгнут назад, а Еж удивится и скажет свои слова, подходя к нему.
– Итак, все по местам. Готовы? Я включаю музыку….
Дети выполняют мизансцену, во время которой надо обратить внимание на разный темп речи ежа и белки, на выразительность жестов и мимики.
Белка:
Помочь Наф-Нафу рады будем
Ведь скоро новый год
Мы дружно елочку добудем
Поводим хоровод.
Медвежонок переворачивается (рычит, но не просыпается), звери, испугавшись, отходят немного назад.
Еж:
Вот так чудо! Ой-ей-ей!
Бугорок-то ведь живой!
Он рычит на нас спросонок!
Эй!! Да это – Медвежонок!!!
Воспитатель:
– Друзья, а кто же и как разбудит медвежонка? (Ответы детей.)
– А медвежонок только привстает и отвечает, когда к нему подходят звери.
Продолжаем.
Зайчик прыгает к медвежонку и лапками, сидя на корточках, толкает и говори:
Первый заяц:
Медвежонок! Хватит спать –
Надо елку нам искать!
Медвежонок (привставая):
Елку – это замечательно,
Но мне нужно спать обязательно! (Снова ложится.)
Еж (подходя к Медвежонку, говорит настойчиво):
Скоро праздник, Новый год!
И Наф-Наф нас в гости ждет!
Он елку просит нас найти,
Ведь Новый год уже в пути!
Медвежонок (привставая):
Убедили, я встаю.
И Наф-Нафу помогу.
Медвежонок встает.
Воспитатель: – Ребята, а теперь давайте послушаем музыку
Звучит музыка …
– Что вы можете сказать о характере музыки? Как можно двигаться под нее?
(Ответы детей.)
– Верно. А теперь представьте, что это налетела метель, застав всех зверей
врасплох. Как же им укрыться от нее? Покажите!
Дети показывают: пятятся, закрываясь руками, наклоняясь.
– Давайте попробуем сделать это. Встаньте на свои места и по музыку разойдитесь в разные стороны, прячась от ветра и снега. Приготовились, музыка!
Дети выполняют.
Воспитатель:
– Молодцы, здорово!!! На сегодня все!
– До-сви-да-ни-я!!!!! (Напевая по слогам.)
Дети: До-сви-да-ни-я!!!!!
(Отвечают дети и уходят.)
Сценарий спектакля “Новогодние приключения Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа” представлен в Приложении 1.
Методика подготовки данного спектакля показана в Приложении 2.
Фотографии спектакля – в Приложении 3.