Занятия по композиции в Детской школе искусств

Разделы: Музыка


«Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот золотой ключик, при помощи которого они могут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить мысль жизни»
З.Кодай

Музыка как искусство, с наибольшей полнотой захватывает и раскрывает сферу чувств, играет важнейшую роль в воспитании и формировании человеческой личности. Многие обучающиеся в Детских музыкальных школах не выберут путь профессионального музыканта, но умение работать творчески в той области, которую они изберут впоследствии, сохранится у них на всю жизнь. Нет ничего выше радости творческого труда.

Творческие задания на уроках в ДМШ способствуют общему развитию личности, что в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно – ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность. Творчество – это способность обнаруживать новые решения проблемы, новые способы выражения мыслей и чувств.

В ДМШ, ДШИ, помимо обязательных предметов исполнительского и теоретического направлений, есть предметы по выбору. Одним из них является «Композиция» (сочинение музыки). Занятия композицией позволяют глубже и шире изучать музыку, тоньше чувствовать специфику музыкальной выразительности, яснее понять содержание музыкальных произведений, создают возможность творческого развития на основе создания музыкальных образов и сочинения музыки. Композицией занимаются дети, склонные к сочинению музыки. Как преподаватель – теоретик «Композицией» я занимаюсь восемь лет. Выявление таких детей происходит на уроках Сольфеджио, посредством выполнения специальных упражнений. Так же я часто использую творческие задания, технологии, направленные на развитие, в том числе и творческих способностей (например, «Метод проектов»). Некоторых детей приводят преподаватели по специальному инструменту, просят посмотреть, и затем я уже с ними занимаюсь в специальное для урока Композиции время.

Творчество – сложный процесс. Здесь и вдохновение, и настроение, моральное и физическое состояние ребенка, проявление чувств. Само слово «творчество» подвигает меня на поиски различных методов преподавания. Ученые – психологи предпринимали многочисленные попытки описать этапы и стадии творческого процесса. Одним из первых был Д.Дьюи. В книге «Как мы мыслим» (1909г.) он описал пять стадий творческого процесса:

  1. Опознание задачи
  2. Анализ задачи (сравнение с другими задачами)
  3. Стадия выдвижения гипотез (перебор предложений)
  4. Обсуждение
  5. Оценка решения (экспериментальная или другая проверка)

Анализируя процесс сочинения музыки, Э.Денисов в статье «О композиционном процессе» описывает следующие этапы творческого процесса композитора:

  1. Возникновение общей неопределенной идеи, обдумывание сочинения.
  2.  Конкретизация замыслов, период эскизов.
  3. Непосредственная работа.

Но, к сожалению, дети часто не склонны к длительной кропотливой работе с черновиком. Им трудно переделывать, варьировать, дополнять, убирать.… И, только, становясь старше, примерно на третий год обучения, они начинают серьезнее относиться к своему творчеству. В этом случае большую роль играет воздействие педагога: учебное, эмоциональное.

Совместный труд ученика и преподавателя не должен превращаться в работу преподавателя. Поэтому важно поддерживать интерес ребенка к своему произведению. Идею ученика важно сохранить, развить, направить в желаемую музыкальную форму, но все это делать очень осторожно, все исправления обосновывать, показывать варианты, сравнивать. Иначе, ребенок расстроится, потеряет веру в успех, будет считать, что преподавателю ничего не нравится, зачем тогда это все?

Своей собственной, оригинальной технологии обучения композиции у меня нет. В работе я опираюсь на программы по «Сочинению» и «Композиции», рекомендованные для ДШИ, дополнительную литературу. С каждым обучаемым все индивидуально, к каждому свой подход, и «свой список» литературы. Но в основе моей работы всегда принципы системы Б.Л.Яворского:

  • Соединение в работе трех видов музыкальной деятельности (слушание, исполнение, сочинение),
  • Развитие эмоциональной отзывчивости,
  • Развитие художественно – образного мышления.

В создании художественного образа основную роль играют вдохновение и интуиция. Но вдохновение капризно, тогда «включаю»:

1. Художественно– творческие формы работы – ритмизация, театрализация, пластическое интонирование с участием рук, корпуса, головы. Наблюдение за природой, поведением людей, животных, движением транспорта и т.д.,

2. Предлагаю проанализировать произведения известных композиторов (это один из разделов предмета «Композиция»). Ведь способность к сочинению музыки у детей есть не что иное, как умение распорядиться накопленным слуховым, музыкально– -интонационным запасом, проявив при этом фантазию в творческом претворении усвоенных музыкальных элементов. Поэтому на музыкальную фантазию ученика полагаться не стоит, нужна постоянная работа по обогащению и накоплению музыкально – слуховых представлений. Пусть не каждый урок, уделяю время проигрыванию, прислушиванию и разбору какого – либо небольшого музыкального произведения, разговор о котором соответствует возникшей на данном этапе обучения задаче. При разборе обращаем внимание на мелодию, гармонию, фактуру, метро – ритмическую организацию и т.д. Например: Сочиняем программную сюиту – 1) разбираем фортепианные пьесы из циклов: С.Прокофьев «Детская музыка», «Сказки старой бабушки», «Детский альбом» К.Дебюсси, «Картинки с выставки» М.Мусоргского, со старшими детьми можем посмотреть «Карнавал животных» К.Сен – Санса, т.к. его исполняет ансамбль инструментов. 2) Сочиняем жанровые пьесы – марши, танцы – смотрим пьесы Ф.Шопена, Ф.Шуберта, «Детский альбом» П.Чайковского.

3. Даю тему для импровизации. Имеется в виду форма фантазии за инструментом. Но необходимо оговорить предмет музыкального изображения: по рисунку, по сюжету, по стихотворению, досочинение мелодии, голосов к мелодии, преобразование жанра (танец – в марш).

Очень естественно при занятиях по импровизации происходит изучение теоретических понятий, необходимых для сочинения музыки: размеры, функции гармонии, части мелодии, способы развития мелодии – повтор, секвенция, дробление, вариационность и т.д., музыкальные формы.

Не все дети хорошо импровизируют, но эти занятия полезны. Нередко импровизация – основа будущего сочинения. И, по моему мнению, импровизация способствует психологическому раскрепощению ребенка. Дети перестают стесняться выражать музыкальные мысли, так как они себе это представляют. Темы для импровизации разнообразны:

а) сказки – например: «Красная шапочка и волк», «Снежная королева», «12 месяцев», «Семеро козлят»;
б) изображение чувств – радость, тревога, волнение и т.д.,
в) явления природы – дождь, снег, ветер, радуга…
г) повадки животных, птиц.

Дети лучше сочиняют программную музыку, она более образна, обладает ярко выраженными признаками того или иного музыкального жанра. Я стараюсь не «прилаживать» музыкальный язык ученика в рамки «школьной» гармонии, добиться «квадратности» построения произведений.

В основном произведения пишутся для фортепиано. Поэтому приходится «переключать» фантазию на другие инструменты, осваиваем несложные ансамбли. Для этого посещаем уроки по другим инструментам, занятия ансамбля, аккомпанемента, оркестра, сочиняем вокальную музыку. В старших классах (с 4–5-го класса) стараюсь, чтобы ученик посещал занятия по синтезатору. Потому, что на уроках синтезатора можно «разложить» сочиненную мелодию для различных инструментов, послушать звучание оркестра. Юный композитор получает знания по оркестровке, аранжировке, что позволяет более полно воплотить в жизнь свои музыкальные фантазии.

Занимаясь сочинением музыки, конечно, обучаемого нужно научить грамотно выражать свои мысли. Очень сложно дается запись музыки. Младшие дети не записывают музыку вообще, хорошо, если помнят свою пьесу наизусть. Поэтому приходится на это тратить большую часть урока на начальном этапе работы над произведением. Навык записи нарабатывается со временем, но для этого и учимся.

Обучение сочинению музыки во многом зависит от взаимоотношений ученика и преподавателя. Я стараюсь, чтобы юные композиторы чувствовали мою творческую заинтересованность, доверяли, не боялись осуждения, или что–то сделать не так. Занятию должны сопутствовать только положительные эмоции. Ведь для ребенка не существует неправильной работы с музыкой, стихами, красками.

Конечно, важно, чтобы музыка не писалась «в стол». Сочинения юных композиторов в нашей школе исполняются другими обучаемыми школы, на концертах, есть сочинения, написанные по просьбе руководителей школьных ансамблей (народных инструментов, скрипачей). Мои учащиеся, их, к сожалению, не много, неоднократно становились дипломантами, лауреатами и победителями различных Всероссийских, Республиканских конкурсов и фестивалей.

В приложении (папка «Музыка») можно прослушать несколько музыкальных произведений детей:

Приложение 1, Приложение 2

– Пьеса для скрипки и фортепиано «Куда ты, лето…» Костиной Вероники.

– Пьеса для оркестра народных инструментов «Рождественская радость» Ганиной Полины.

Чтобы более полно представить картину того, чем мы занимаемся на уроке, предлагаю Вашему вниманию несколько разработок уроков по «Композиции».

Урок сочинения и композиции
(1 год обучения композиции)

Тема: Средства музыкальной выразительности

Цель: Накопление звукоизобразительных приемов для создания предпосылок для сочинения музыкальных произведений.

Задачи:

  • Развитие творческих способностей
  • Изучение средств музыкальной выразительности для использования при сочинении.
  • Развитие навыка записи музыки
  • Работа с ритмом.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания №1.

Задание: Вписать в клетки с ритмом мужские и женские имена.

II. Ритмическая работа

Задание: Соединить цветными стрелками слова с соответствующим ритмом

III. Игра «Кот и мышка»

Задания:

Хлопать сначала отдельно, потом двумя руками как ходят кот и мышка.

Давай нарисуем словами образы кошки и мышки.

– Что такое образ? Какой ты представляешь Кошку (цвет, размер, повадки)?

– Какими звуками по высоте, громкости, длительности этот образ изобразим в музыке?

– Образ мышки.

Все записать в рабочую тетрадь в столбики: КОШКА / МЫШКА

IV. Работа над музыкальным произведением.

Над каким образом мы работаем сейчас? (Петушок.)

В какой известной тебе сказке петушок является главным героем? («Золотой петушок» А. С. Пушкина)

Давай послушаем как композитор Н.А. Римский – Корсаков изобразил Петушка в своей опере «Золотой петушок».

Что такое опера?

– слушание музыкального фрагмента, обсуждение характера, регистра, исполняющих инструментов.

Давай вспомним, какую музыку, изображающую петушка мы уже слушали?

– Прослушать – К.Сен-Санс «Карнавал животных» – «Курицы и петух»

V. Проверка домашнего задания №2

А теперь давай посмотрим как «поживает» наш Петушок?

– Проиграть музыкальный материал, сделать коррекцию, записать в тетрадь.

– В процессе работы над пьесой усваивается простая трехчастная форма.

VI. Домашнее задание

1. Сочинить мелодию кошки и мышки с помощью готового ритма.
2. Продолжить работу над пьесой «Петушок»

Урок сочинения и композиции
(2 год обучения композиции)

Тема: Музыкальная форма – вальс, жанр сюиты.

Цель: Сочинение пьес сюиты.

Задачи:

  • Развитие творческих способностей
  • Изучение жанров музыки для расширения возможностей сочинения
  • Изучение средств музыкальной выразительности для использования при сочинении.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

«Способы развития музыкальной темы»

– На прошлых занятиях мы познакомились со способами развития музыкальной темы.

Расскажи, как можно расширить, увеличить музыкальную тему? (ответ).

– Приведи примеры, которые приготовила дома.

II. Работа над музыкальным произведением.

1) Работа над преобразованием темы в вальс.

– Упражнение: Проанализируй, какими средствами Татарская народная песня

«Сарман» трансформируется в вальс? Смотрим учебное пособие «Основы импровизации и подбор аккомпанемента» Д.И.Шайхутдиновой – стр.14.

2) Почему работали над вальсом? (сочиняем пьесу сюиты «Падчерица» в форме Вальса)

– Что знаешь о вальсе?

– Рассказать о возникновении танца, предшественниках вальса в резных странах.

– Давай прослушаем «Вальс цветов» из балета П.Чайковского «Щелкунчик»

– Очень интересно звучит этот вальс в переложении Д. Элингтона. (небольшой рассказ о композиторе) – слушание и обсуждение.

3) Работа над пьесой «Падчерица»

4) Беседа о жанре «Сюита», просмотр уже сочиненных пьес из новой сюиты по мотивам Сказки С.Я.Маршака «12 месяцев»: Какая пьеса еще сочинена в форме вальса? («Мачеха»)

III. Домашнее задание

Работать над пьесой «Падчерица», изучить особенности песни и сочинить песенную вариацию для новой пьесы. Такие пьесы мы уже сочиняли, например пьеса «Куда ты, лето…» (прослушать, начать выяснять особенности песенных мелодий).

Урок сочинения и композиции
(5 год обучения композиции)

Тема: Вариационная форма.

Цель: Сочинение вариаций.

Задачи:

  • Развитие творческих способностей.
  • Изучение жанров музыка для расширения возможностей сочинения
  • Знакомство с музыкой Шостаковича, Чайковского, Элингтона.

Ход урока

I. Теория. Проверка домашнего задания.

«Способы развития музыкальной темы»

– На прошлом занятии мы познакомились со способами развития музыкальной темы, т.е. с тем как можно ее расширить, увеличить? (ответ).

– Приведи примеры, которые приготовила дома.

II. Работа над сочинением вариаций.

А) Давай используем эти способы при сочинении вариаций

– Что такое вариации? (Ответ.)
– Какие бывают вариации? (Например, Фактурные, жанровые.)
– Что такое фактура?
– Разобрать фактурные вариации на примере «Эпизода фашистского нашествия» Д.Шостаковича.

Б) Ты сочиняешь жанровые вариации

– «Марш» уже сочиняли как отдельную пьесу.
– Расскажи об этом марше («Марш» для трех труб и фортепиано, посвященный бойцам 112 Башкирской кавалерийской дивизии).
– слушание фонограммы.

В) Сегодня обратимся к жанру вальса.

– Что знаешь о вальсе?
– Рассказать о возникновении танца, предшественниках вальса в резных странах.
– Давай прослушаем «Вальс цветов» из балета П.Чайковского «Щелкунчик»
– Очень интересно звучит этот вальс в переложении Дюка Элингтона.

(Небольшой рассказ о композиторе.) Слушание.

Г) Работа над преобразованием темы вариаций в вальс.

– Упражнение. Проанализируй, какими средствами Татарская народная песня «Сарман» трансформируется в вальс (уч. пособие «Основы импровизации и подбор аккомпанемента» Д.И.Шайхутдинова стр.14).
– Сочинение вальсовой вариации.

Д) Вальсы мы тоже уже сочиняли: вспомнить и сыграть пьесу «Вальс», прослушать в записи пьесу «Танец».

III. Домашнее задание. Работать над вальсовой вариацией, изучить особенности песни и сочинить песенную вариацию.

Литература:

  1. Иванов С.Н. «Композиция». Программа для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ, РУМЦ по образованию Минкультуры РБ, Уфа 2011.
  2. Кузнецова Е.П. «Сочинение музыкальных иллюстраций к детским сказкам, как способ развития творческих навыков у детей», РУМЦ по образованию Минкультуры РБ, Уфа 2005.
  3. Психология художественного творчества. Хрестоматия/ сост. В.К. Сельченок. – Мн: Харвест, 1999.
  4. Соколов А.С. Музыкальная композиция ХХ века: Диалектика творчества. – М: Музыка, 1992.
  5. Сочинение. Программа для Музыкальных школ и школ искусств. Сост. Дмитриев Г.П., Москва 1981.
  6. Шайхутдинова Д.М. «Основы импровизации и подбор аккомпанемента», Уфа, 1997.
  7. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, письма: в 2 т/ ред. – сост. И.С.Рабинович; 2 изд., исп. и доп., т.1. – М: Советский композитор, 1972.