В своей педагогической деятельности я применяю технологию проблемного диалога Мельниковой Е.Л. Данная технология является одной из образовательных технологий деятельностного типа ОС “Школа 2100” и способствует формированию ключевых компетентностей учащихся: коммуникативной, информационной, решения проблем.
Технология проблемного диалога даёт развёрнутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Фрагменты урока русского языка во 2 классе по теме “Знакомство с новой орфограммой” с использованием технологии проблемного диалога:
III. Введение в тему урока (Определяем основной вопрос урока)
Цели: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог (приём столкновение мнений учеников); организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
– Запишите слова (арбуз, ананас)
на индивидуальных досках. Примечание: учитель просит показать 2-х человек свои записи, чтобы было разное написание букв на конце. |
Записывают слова на индивидуальных
досках. Возможное написание слов: Арбус – арбуз |
– Задание было одно? | |
– А выполнили его все одинаково? – Какой возникает вопрос? |
– Да. – Нет. |
Фиксирует основной вопрос на доске. | Например: "Какой буквой обозначить парный согласный на конце слова?" |
Значит, какая тема урока сегодня? Уточняет тему урока. |
Пробуют формулировать тему урока. Например, “Обозначение буквой парного согласного звука на конце слов”. |
– Что нам поможет найти ответ на
наш вопрос? Выводит на постановку цели: |
Выдвигают версии. |
– Что нам помогает написать безударную гласную в корне? | – Проверочное слово. |
– Значит, какую цель ставим? | – Найти проверочное слово. |
IV. Открытие нового знания
Цель: организовать поиск решения учебной проблемы, используя подводящий от проблемы диалог.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
– Попробуйте в группе подобрать проверочные слова к словам арбуз и ананас и объяснить, почему именно эти слова будут проверочными. Определите, какую букву нужно писать на конце слов. | Групповая работа (5 мин). |
– Прошу по 1 представителю от
каждой группы представить свои результаты. !!! В проверочном слове после согласного должен быть гласный. Подводит к обобщению способов проверки: – Арбузы – арбуз |
Представляют результаты (выбирает руководитель 1 представителя). |
– Чем различаются слова? | – Множественное и единственное число. |
– Значит, какой 1 способ подбора проверочного слова? | – Изменить единственное число на множественное. |
– Арбуз-арбузик | – Общий корень. |
– Чем похожи слова? | – Однокоренные. |
– Как называются эти слова? | – Подбор однокоренного слова. |
– Значит, какой 2 способ подбора проверочного слова? | Читают авторский вывод на странице152-153. |
– Сверим свой вывод с авторским. | – Подбор однокоренных слов, изменение числа. |
– Какие способы мы верно предложили? | – Подставить слово НЕТ. |
– Какой способ нам ещё автор предлагает? | – Способы подбора проверочных слов, чтобы правильно написать букву согласного в конце слова. |
– Какое новое знание мы открыли сегодня? |
Для определения уровня сформированности ключевых компетентностей и мониторинга использую результаты дистанционных интеллектуальных конкурсов на сайте Центра Развития Молодёжи (город Екатеринбург).
Компетентности, аспекты |
2010 год 2 класс |
2011 год 3 класс |
Самоорганизационная (решение проблем) | ||
Определение проблемы | 17 % | 37 % |
Целеполагание и планирование деятельности | 44 % | 68 % |
Оценка результата или продукта деятельности | 41 % | 68 % |
Планирование ресурсов | 17 % | 68 % |
Коммуникативная | ||
Устная коммуникация | 66 % | 91 % |
Информационная | ||
Извлечение первичной информации | 58 % | 82 % |
Сопоставление информации | 42 % | 85 % |
Литература:
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
- Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008.